Виртуальный полет над Гостиным Двором
Ожидаемый фурор произвел планерный тренажер «Стратус» на Всероссийском спортивном форуме, который проходил с 28 февраля по 1 марта в московском Гостином Дворе. Инновационную новинку представили российские планеристы.
Как известно, планерный спорт — это сплав физических и интеллектуальных способностей человека и возможностей машины. Для спортивного успеха необходимы выдающиеся качества и пилота, и планера. Вместе с тем планерный спорт — недешевое удовольствие, к тому же зависимое от погоды. Наиболее доступный способ экономить летное время — это максимально увеличить тренажерные тренировки пилота на земле.
До недавнего времени качество наземных тренировок было не слишком высоким, так как либо все существующие тренажеры были статическими (зачастую — джойстик и педали, как у любой компьютерной игры), либо подвижность кабины оставалась весьма условной. Для планериста же очень важны реакции организма на перегрузку, угловые ускорения. Нередко тело (особенно у опытных пилотов) подсказывает начало восходящего потока раньше, чем среагируют приборы планера.
История отечественного планеризма началась 100 лет назад с первых Всесоюзных планерных состязаний, прошедших в Крыму по инициативе К. К. Арцеулова и В. Я. Аррисова. В послевоенные годы планеризм перешел под крыло ДОСААФ, тогда же начался бурный рост планерного спорта. Кто-то, пройдя курс обучения, с удовольствием летал на планерах и участвовал в соревнованиях, кто-то уходил в «большую» авиацию. Была также возможность остаться работать в аэроклубах в качестве инструктора — готовить новых пилотов. Управлять безмоторным аппаратом учились тысячи молодых людей в 70 — 80-е годы XX века. По всей стране работали аэроклубы ДОСААФ, давая молодежи путевку в жизнь.
Достичь схожих ощущений для организма пилотов на тренажере — такую задачу поставили перед собой планеристы из Краснодара. Первоначально предполагалось, что будет использовано стандартное программное обеспечение, разработанное за рубежом. Но первое же тестирование показало, что ощущения от работы приводов, отвечающих за изменение положения кабины, слишком далеки от реальных, в полете. Дальше начался этап совместного творчества наших спортсменов и программистов. Пришлось изучить физиологию человека, чтобы понять, что для имитации, к примеру, перегрузок при вращении в спирали необходимо не только имитировать крен кабины, но и задавать начальный импульс смещения в сторону. В этом случае организм воспринимает его как перегрузку с угловым ускорением. Для имитации движения вверх достаточно задать начальный импульс этого движения, дальше организм сам «продолжит» этот импульс.В итоге серии экспериментов и доработок было создано уникальное программное обеспечение, впервые позволяющее максимально достоверно имитировать воздействие переменных сил на организм человека при полете на планере. Тренажер тестировали спортсмены сборной России, некоторые изначально были настроены скептически, воспринимая его как компьютерную игру. Было интересно наблюдать изменение их реакции с первых минут «полета» на тренажере. «Невероятно правдоподобно» — их единодушный отзыв.
Помимо тренировок мышечной моторики, тренажер позволяет выполнять тренировочные полеты над виртуальным ландшафтом, являющимся копией реальной местности. Для спортсменов это уникальная возможность заранее изучать места будущих соревнований. Тем же коллективом краснодарских программистов уже созданы сценарии Воронежской и Липецкой областей, Краснодарского края, Кавказских гор.Хотелось бы отметить, что программное обеспечение тренажера может быть использовано не только в планерном, но и в других технических видах спорта, предполагающих 3D-перемещение спортсменов с воздействием перегрузок и центробежных сил (самолетный, автоспорт и т. д.).
Также тренировки на тренажере позволяют начинать обучение пилотированию юношей и девушек с более раннего возраста, чем по традиционной летной программе.Проблемным местом тренажера пока что являются импортные компоненты «железа». В первую очередь — приводы, отвечающие за изменение положения кабины (кстати, сама кабина изготовлена пензенским предприятием ООО «Авиастроитель» — единственным российским производителем спортивных планеров). Организация изготовления приводов в России могла бы приблизить тренажер к российскому исполнению на 100 процентов.
До сих пор применение пилотажных стендов ограничивалось тренировками пилотов коммерческих авиакомпаний. Это очень дорого — час использования большого стенда превышает стоимость летного часа пассажирского самолета. Пилотажный стенд из Краснодара — первый стенд, позволяющий реализовать концепцию «дешевле, чем на настоящем самолете». Никакой гидравлики — достаточно бытовой электросети 220 вольт.Помимо подготовки спортсменов-планеристов, тиражирование модели данного тренажера могло бы стать большим подспорьем в деле популяризации планерного спорта. Размещение подобных тренажеров на выставках, в крупных торговых центрах помогло бы продемонстрировать всю красоту и доступность летного мастерства любому, мечтавшему в детстве подняться в небо. Серийное изготовление тренажеров позволило бы существенно расширить круг любителей планерного спорта и повысить уровень подготовки пилотов-профессионалов.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ