Пилоты для беспилотников
В Москве завершились трехдневные учебно-методические сборы специалистов по реализации программ ДОСААФ России по подготовке операторов беспилотных воздушных судов и курсов робототехники. Один из главных вопросов — где, как и по каким программам готовить специалистов. Однако в ходе сборов поднимались и другие не менее важные вопросы.
БВС — беспилотные воздушные суда — только по названию беспилотные. Управление БВС требует от оператора широкого спектра знаний, умений и компетенций: от основ аэродинамики, робототехники и программирования до инженерно-штурманских расчетов и правового обеспечения полетов. В эпоху стремительного развития БВС и использования их в различных сферах вопрос массовой и качественной подготовки специалистов по управлению и обслуживанию этих устройств стоит наиболее остро.
На сегодняшний день в России над подготовкой операторов БВС работают сотни компаний. При этом фактически отсутствуют единые стандарты обучения и подтверждения квалификации, они только разрабатываются разными профильными министерствами и ведомствами и порой вступают в противоречие как между собой, так и требованиям российского законодательства и международным опытом. В ДОСААФ видят два пути развития ситуации. Первый — не самый лучший, это максимальный или полный запрет на полеты БВС, что мы сейчас и наблюдаем во многих регионах.
Но есть второй путь, и заключается он в совершенствовании существующего законодательства, снятии избыточных препон, а главное — в использовании опыта специалистов и инфраструктуры ДОСААФ для массового привлечения молодежи и профессионалов и развития сферы образования в области БВС. Именно с этими целями были организованы учебно-методические сборы специалистов по реализации программ ДОСААФ России по подготовке операторов беспилотных воздушных судов и курсов робототехники, которые прошли с 18 по 20 апреля в Москве.
После вступительного слова председателя ДОСААФ России Александра Колмакова о роли и месте специалистов по реализации программ ДОСААФ России в выполнении задач по подготовке операторов беспилотных воздушных судов и курсов робототехники на трибуну вышел член Экспертного совета по беспилотным системам ДОСААФ России Олег Горбунов. Он отметил, что ввиду стремительного развития и широких возможностей применения БВС возникает острая необходимость в решении вопросов, связанных с разработкой, производством, сертификацией и эксплуатацией беспилотных авиационных систем (БАС), средств защиты от их противоправного применения, развитием инфраструктуры, необходимой для эксплуатации таких систем, интеграцией беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и, конечно, подготовкой кадров.
Одна из основных задач — учебно-методическое сопровождение подготовки молодежи, специалистов и инструкторов. Предлагается организовать его на базе создаваемой АНО ДПО «Академия ДОСААФ России». Более подробно о создании вертикально интегрированного образовательного учреждения АНО ДПО «Академия ДОСААФ России» и перспективах развития образовательных направлений по беспилотным системам и робототехнике в ДОСААФ России, а также о рыночном потенциале и сдерживающих факторах рассказал начальник отдела беспилотных систем и робототехники ДОСААФ России Константин Ермаков.
Отдельно стоит отметить возможности применения БПЛА в транспортной сфере. О разработках в этой области рассказал научный руководитель ООО «КБ-7» Георгий Антоневич. Уже проведены наземные и начинаются летные испытания Транспортной авиационной многофункциональной платформы (ТАМП). Это большое БВС с размахом крыльев 12 м, грузоподъемностью 250 кг и с дальностью полета в радиусе до 600 км, что позволит решить ряд логистических задач на труднодоступных территориях нашей страны.
В военной сфере с 2015 года в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» открыт факультет беспилотной авиации, а в гражданской авиации Московский государственный технический университет гражданской авиации с 2022 года предлагает получить степень бакалавра в области беспилотных воздушных судов (БВС), целый ряд вузов и колледжей по всей стране готовят специалистов в рамках СПО, но этого явно недостаточно для подготовки требуемого в РФ количества специалистов.
Еще одним из важнейших вопросов, обсуждаемых на сборах, стал вопрос о развитии детского творчества, повышении интереса и доступности дополнительного образования. Своим опытом по созданию федеральной сети технопарков «Кванториум» по детскому творчеству поделилась заместитель директора по организационно-методическому сопровождению технической направленности ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» Ирина Кузнецова. В данный момент на территории РФ функционирует более 130 стационарных и более 85 мобильных детских технопарков «Кванториум».
«Только в 2022 году в наших «Кванториумах» прошли обучение более 150 тыс. школьников, более 4 млн поучаствовали в мастер-классах и свыше 5 тыс. педагогов прошли курсы повышения квалификации», — отметила Ирина Кузнецова.
Отдельно стоит сказать, что все большую популярность среди школьников приобретают такие направления дополнительного образования, как робототехника, которая, в свою очередь, по мнению исполнительного директора компании R:ED (Robotics education) Максима Сушкова, является инструментом развития прикладных инженерных компетенций.
Кроме того, необходимо использовать все возможности виртуальный реальности. О создании VR-центра иммерсивных технологий в рамках АНО ДПО «Академия ДОСААФ России» и применении в обучении VR-тренажера БВС и возможности организации соревнований по страйкболу в виртуальном пространстве красочно рассказал генеральный директор ООО «ГеймСистемс» Василий Стойка. Также посредством VR-тренажера школьники проходят курс начальной военной подготовки, что подробно описал представитель ООО «ПИТон» Даниил Кузьмин. При всем этом специалисты отмечают необходимость доработок имеющегося и разработки нового программного обеспечения для реализации возможностей VR-технологий в области образования под требования ДОСААФ.
Свои программы обучения и опыт производства БВС для детей и профессионалов продемонстрировала компания ООО «Геоскан».
Еще одним ключевым вопросом на сборах стал вопрос получения грантов и разных источников финансирования. Стоимость оборудования для обучения и отработки навыков чрезвычайно высока. Помимо привлечения частных средств, рассматривался и вопрос привлечения государственных грантов. Опытом удачной реализации проекта с привлечением государственных грантов поделилась начальник ЦДАиК ДОСААФ России Юлия Сигорская. Учебный проект использования БПЛА для полета на Луну разрабатывался с учетом специфики Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ и успешно прошел все этапы, от разработки до реализации, за счет федеральных средств.
На второй день сборов специалисты ДОСААФ ознакомились с программами среднего профессионального образования в области информационных технологий и беспилотных систем, реализуемыми ГБПОУ ПК им. Н. Н. Годовикова. Программа состояла из нескольких блоков: в первом рассказывалось о правилах постановки БПЛА на государственный учет и порядке получения разрешительной документации, во втором — о топографических планах и полетных картах, в третьем — об основах аэродинамики, летно-технических характеристиках БВС и обеспечении безопасности полетов БВС, в четвертом – об использовании геодезических приборов и инженерно-штурманских расчетах. Завершилось обучение практическим занятием.
Третий и заключительный день выдался наиболее «жарким». Сбор проходил на Московском авиаремонтном заводе ДОСААФ России. Специалисты МАРЗ и ГАПОУ МО «ПК «Энергия» ознакомили с особенностями эксплуатации БВС вертолетного типа, продемонстрировали работу программного обеспечения наземного пункта управления БВС, рассказали о порядке настройки полезной нагрузки на решение текущих задач, провели предполетную подготовку БВС перед запуском, полет в соответствии с полетным заданием и послеполетный осмотр БВС.
Также в одном из ангаров МАРЗ Олег Горбунов провел шоу дронов. Хотя на первый взгляд данное применение БВС является чисто развлекательным направлением, но фактически является только «вершиной айсберга» по применению искусственного интеллекта и полностью автономного полета БВС, так называемого роя дронов.
Завершились сборы круглым столом с подведением итогов, обсуждением дискуссионных вопросов и вручением удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации.
Кирилл Балашов.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ