Перспективы развития беспилотных авиационных систем
Владимир Путин посетил новый индустриальный парк «Руднёво», входящий в состав особой экономической зоны «Технополис Москва».
В сопровождении мэра столицы Сергея Собянина Президент ознакомился с ходом строительства промышленной зоны, побывал в цехе производства БПЛА, осмотрел макет индустриального парка. Главе государства представили также выставку производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем.
В новом индустриальном парке «Руднёво», строительство которого было начато в конце 2020 года, сегодня идёт формирование кластера беспилотной авиации — Федерального центра беспилотных авиационных систем. Уже возведено 18 производственных корпусов общей площадью 120 тысяч квадратных метров, включая опытное производство и конструкторское бюро. На промышленной площадке свои мощности развернут 17 компаний, большая часть из которых будет выпускать БПЛА.
Президент России в режиме видеоконференции провёл совещание по развитию беспилотной авиации.
В. Путин: Уважаемые коллеги, добрый вечер!
Поскольку мы работаем уже достаточно долго и время позднее, предлагаю работать слаженно, конкретно. Мы все в материале, только что разговаривали с представителями бизнеса, который работает в сфере беспилотной авиации, и нет необходимости сейчас лишний раз говорить, насколько это важная сфера для страны.
Речь прежде всего сегодня должна идти на нашем совещании о том, что мешает развитию беспилотной авиации. Здесь прежде всего речь идёт об устаревших регуляторных правилах, об отсутствии необходимой инфраструктуры и об управленческих шаблонах и стереотипах, когда мы действуем по старым лекалам и считаем, что, работая таким образом, мы обеспечиваем необходимую безопасность, но сдерживаем при этом развитие.
Сегодня детально остановимся на прозвучавших инициативах бизнеса, подавляющее большинство коллег сейчас присутствовали на этой встрече. Эти предложения — наряду с конкретными решениями, которые бизнес формулирует, — должны найти своё отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации, беспилотных авиационных систем. В конце прошлого года, вы знаете, уже было поручение Правительству разработать и запустить такой проект как можно быстрее.
Задача нового национального проекта — использовать весь технологический потенциал перспективной индустрии для укрепления безопасности страны, для роста эффективности отечественной экономики, для повышения качества жизни людей.
И, подчеркну, в самых разных областях авиабеспилотники должны открывать принципиально иные, недоступные на прежнем технологическом уровне возможности. Так, предстоит широко задействовать беспилотные авиасистемы для освоения, развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных социальных услуг.
В ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль состояния промышленных объектов, трубопроводных систем, линий электропередачи, практически всей критически важной инфраструктуры, вести мониторинг лесов — правда, это и так делается уже отчасти, но всё это в небольшом и слишком скромном размере, а возможности здесь колоссальные по контролю над всеми другими экосистемами. Помогать необходимо с помощью этих систем, своевременно предотвращать и ликвидировать чрезвычайные ситуации, мы о них хорошо знаем.
Конечно, сейчас тоже говорили частично о возможностях широкого использования беспилотного авиационного транспорта в сельском хозяйстве. Без всяких сомнений, это будет повышать эффективность и конкурентоспособность нашего сельского хозяйства, которое эффективно и хорошими темпами развивается.
В целом же, по оценкам экспертов, — мы сейчас тоже говорили об этом, на выставке говорили об этом, — объём отечественного рынка только гражданских беспилотников оценивается теми, кто эту информацию предоставлял, в 500 миллиардов рублей. Но на моё замечание о том, что это будет минимум триллион, никто возражать не стал. Так, скорее всего, оно и будет.
Важно, что российские компании в сфере беспилотной авиации демонстрируют множество технических решений. Это и различные типы дронов, и разработки в области инфраструктуры для их безопасного использования в нашем воздушном пространстве, а также целый ряд инноваций в смежных областях, включая искусственный интеллект и другие сквозные технологии. Но это всё так взаимосвязано, что, скажем, некоторые направления развития беспилотной авиации без искусственного интеллекта просто и перспектив-то не имеют. Поэтому эта синергия, она чрезвычайно важна и интересна.
Убеждён, что в такой критически значимой сфере, как беспилотная авиация, у нас есть потенциал, чтобы обеспечить необходимый уровень технологического суверенитета. Честно говоря, это как раз та сфера, где мы можем и должны не просто импортозамещать что-то, а идти на шаг впереди — на шаг впереди наших конкурентов. Сегодня представители бизнеса как раз уже и говорили о том, что такие возможности есть. По сути дела, наши производители ушли на корпус вперёд от своих конкурентов, и их, конечно, надо поддержать.
Для этого нужно максимально локализовать разработку и производство собственных прорывных технологий и элементной базы, поставить выпуск перспективных, конкурентных моделей на поток. Нужно помочь технологическим компаниям, стартапам, малым и средним компаниям в прямом и переносном смысле этого слова расправить крылья, чтобы у нас были свои национальные чемпионы — лидеры отрасли как на отечественном, так и на глобальном рынке, и чтобы наши, российские беспилотники широко применялись и покоряли небо в самом широком смысле этого слова.
На что хотел бы обратить внимание дополнительно и особо?
Первое — необходимо снимать устаревшие административные, регуляторные, другие барьеры — сейчас только все предприниматели об этом и говорили, без ущерба, конечно, для безопасности сформулировать современные, чёткие и прозрачные правила для индустрии беспилотных летательных аппаратов. Хотелось бы сегодня услышать ваши предложения, уважаемые коллеги. Для того чтобы обеспечить эту безопасность, здесь тоже нужно переходить на новые технологические решения, и прежде всего на цифровые решения.
В этой связи второе — деятельность как раз цифровой авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире, ещё раз повторю, внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий искусственного интеллекта цифровые платформы — об этом мы тоже сегодня много раз говорили. Они будут решать задачи хранения, обработки и анализа данных, получаемых с беспилотных авиационных систем.
И главное, такие платформы не только повысят уровень безопасности, о чём я только что сказал, — они позволят радикально, в разы упростить, ускорить многие-многие процессы, включая выдачу различных разрешений и процедуры контроля дронов в воздухе, использование цифровых двойников вместо так называемых натуральных испытаний. Сегодня тоже об этом говорили и, на мой взгляд, говорили достаточно убедительно.
Третье — это формирование кластерных площадок производства беспилотных авиационных систем и наземной инфраструктуры для них. Примером здесь является создаваемый здесь, в Москве, индустриальный парк «Руднёво». Сергей Семёнович [Собянин] сегодня подробно рассказывал, о чём идёт речь, и, честно говоря, как в народе говорят, сердце радуется, когда смотришь на такие масштабы развития, они действительно впечатляют, без всякого сомнения.
Столичный опыт, безусловно, нужно активнее распространять и в других регионах России, в том числе в рамках научно-производственных центров обеспечивать условия для проектирования и испытания новых разработок.
Далее. Важнейшее условие развития отрасли — это формирование спроса на отечественные беспилотники, прежде всего за счёт государственного заказа, и не в последнюю очередь, а может быть, даже в первую очередь гражданского заказа. Потому что ясно, сейчас у всех это на устах: в военной сфере беспилотники востребованы, широко используются, но по-настоящему рынок, конечно, в гражданской сфере, там этот триллион, о котором я сказал чуть-чуть выше.
Ещё один замечательный механизм расширения спроса — это создание специальных операторов, которые будут осуществлять крупные закупки и затем предоставлять в лизинг беспилотные летательные аппараты. Евгений Иванович [Дитрих] тоже сегодня говорил и предлагал свою компанию сделать ключевой по этому направлению. Здесь нужно помогать бизнесу на всех уровнях: на государственном, на федеральном, на региональном и муниципальном.
Здесь, как и по всем другим направлениям развития беспилотных авиасистем, нужно не допустить создания монополий, сохранить конкурентные принципы работы отрасли, основанные на балансе интересов предпринимателей, инвесторов и государства.
Далее. Надёжный, устойчивый спрос на продукцию высокотехнологичного бизнеса — это, по сути, системная финансовая поддержка отрасли. Тоже по тому или другому поводу об этом сегодня неоднократно говорили.
Вместе с тем, разумеется, нужно запускать и другие механизмы. Имею в виду прежде всего венчурные и прямые инвестиции, которые в том числе должны направляться на НИОКРы, на создание производств, обустройство наземной и другой инфраструктуры.
В реализации технологических проектов, включая развитие беспилотных авиасистем, государство, конечно же, должно подставить плечо инвесторам, создавать стимулы для привлечения внебюджетных средств, в том числе за счёт механизмов ВЭБа. Вообще, нужно делать отрасль экономически привлекательной, и тогда и инвесторы пойдут.
Рынок нужно создавать прежде всего: рынок сбыта продукции и услуг, — всё пойдёт. Для этого нужно менять регуляторные правила в различных областях, и, если мы поменяем в различных отраслях требования к получаемой информации, к её качеству и так далее, без беспилотников будет не обойтись, а как только невозможно будет без беспилотников обойтись — тут же появится и спрос, а значит, инвесторы будут приходить. Прошу это всё продумать до деталей.
И конечно, нельзя не сказать о кадрах. Необходимо включить учебные курсы и модули по управлению беспилотными системами в образовательные программы в самых разных областях, именно в самых разных областях. О чём идёт речь? Например, в таких, как сельское хозяйство, агрономы должны обладать соответствующими навыками и знаниями, строители, работники энергетики и, разумеется, транспорта.
И конечно, полностью поддерживаю прозвучавшее со стороны наших компаний предложение, чтобы уже со школы ребята могли учиться управлять, собирать, конструировать дроны. Уверен, это, во-первых, ребят займёт полезным, интересным делом, отвлечёт от того, чем не надо было бы заниматься, а во-вторых, эта так называемая ранняя профориентация пойдёт на пользу в конечном итоге и стране.
И в завершение вновь хотел бы подчеркнуть: формат национального проекта, о котором мы говорим, осознанно, целенаправленно выбран для развития беспилотных авиасистем. Достигнутый здесь успех будет означать качественное изменение нашей экономики и качественные изменения в жизни наших людей, сильное, уверенное, поступательное движение вперёд всей страны — вот что такое развитие беспилотной авиации.
И, конечно, беспилотные авиасистемы, как и целый ряд новых высокотехнологичных сфер, очевидно, будут одним из ключевых направлений в развитии России не только до 2030 года, но и далеко за горизонтом текущего десятилетия.
Давайте пообсуждаем эти вопросы. Только предлагаю это сделать коротко и максимально предметно.
Публикуется с сокращениями. Полная версия совещания по развитию беспилотной авиации, прошедшего в формате видеоконференции, размещена на официальном сайте Президента России kremlin.ru
Фото kremlin.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ