Система аварийного спасения космонавтов
Информация об очередном космическом полете все еще появляется в выпусках новостей. Однако на орбиту стали летать даже туристы. В космосе побывали почти 600 человек. Кажется, что полет в космос — это уже не подвиг, а рутина. Но этой рутине и ощущению безопасности полетов мы обязаны отечественной системе аварийного спасения (САС), которая может спасти космонавтов на любом участке полета. Буквально от места старта и до выхода на орбиту.
Спасение экипажа космического корабля на старте было осуществлено 26 сентября 1983 года. Корабль «Союз Т-10-1» готовился к запуску. Космонавты Владимир Георгиевич Титов и Геннадий Михайлович Стрекалов заняли свои места в «Союзе Т-10-1». Руководитель старта Алексей Шумилин спокойно подавал команды: «Ключ на старт, протяжка один, наддув…» И вдруг за 1 минуту 48 секунд до пуска на обшивке ракеты появились языки пламени. Что это? Может быть, нештатный запуск двигателя или пожар? После команды «Наддув», когда должен был начаться наддув баков ракеты, возникло впечатление, будто бы нештатно запустился двигатель. Чего не должно быть! Значит, пожар! Космонавты в это время ощутили сильную вибрацию, а снаружи языки пламени быстро поднимались, обволакивая ракету-носитель.
На осознание того, что вот-вот произойдет катастрофа, у Алексея Шумилина ушло четыре секунды, и он скомандовал несколько раз: «Днестр! Днестр! Днестр!» Эта команда — пароль, по которому оператор должен был нажать кнопку САС. Однако, чтобы САС сработала, технический исполнитель проекта Александр Солдатенков тоже должен был произнести «Днестр», но он все еще пытался понять, что это. Права на ошибку у Солдатенкова не было. Он понимал, что такое взрыв 300 тонн топлива. Солдатенков думал пять секунд и решился: «Днестр!!!» В ту же секунду второй оператор (предусмотрено два оператора, чтобы не было несанкционированного срабатывания САС) нажал кнопку. Вмиг сработали двигатели аварийного спасения. Капсулу с экипажем выстрелило от ракеты. Вслед вскинулся взрыв 300 тонн керосина и жидкого кислорода ракеты-носителя, но капсула улетела раньше. За четыре секунды двигатели САС подняли кабину с космонавтами на высоту примерно 950 метров, где и раскрылся парашют. Через пять минут спускаемый аппарат приземлился в четырех километрах от старта. Космонавты без последствий для здоровья испытали 14 — 18-кратные перегрузки.
В. Г. Титов и Г. М. Стрекалов стали первыми в мире космонавтами, которые выжили благодаря САС, сработавшей на старте.
Система аварийного спасения работает на твердом топливе, отличающемся высокой надежностью. Топливо состоит в основном из пороха. Запуск космического корабля на орбиту длится 540 секунд. Это время в работе САС делится на три этапа. Первый этап — от 0 до 110 секунд. На втором этапе (от 110 до 160 секунд) в случае нештатной ситуации должны работать двигатели отделения головного обтекателя. На третьем этапе (от 160 до 540 секунд полета) от основного корпуса отделяется спускаемый аппарат. САС работает автоматически, без участия экипажа. Она сама определяет аварию (кроме случая, когда ракета стояла на стартовом столе) и выдает команду на отделение за 0,1 секунды. Это для человека невозможно. Самое тяжелое для космонавтов — момент срабатывания САС, когда они испытывают огромные перегрузки.
После этой аварии Геннадий Стрекалов и Владимир Титов совершили по три космических полета. Из отряда космонавтов ушли в 1995 и 1998 годах соответственно.
Сейчас западные СМИ сделали космическим кумиром Илона Маска, одновременно подчеркивая «отсталость» российской космонавтики. Странно смотреть голливудские фильмы, в которых мы видим пьяного российского космонавта в шапке-ушанке. Техника в России якобы держится на честном слове. На старте все трясутся от страха.
Однако история космонавтики свидетельствует об обратном. США имеют 17 погибших астронавтов. Трое из них сгорели на старте 27 января 1967 года. Затем погибли два экипажа шаттлов — 14 человек. В нашей стране погибли четыре человека: Владимир Комаров 24 апреля 1967 года из-за отказа парашютной системы и трое космонавтов (Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев) 30 июня 1971 года из-за разгерметизации капсулы при спуске.
28 января 1986 года на 73-й секунде полета шаттл «Челленджер» взорвался. Погибли семь человек. На «Челленджере» тогда не было системы спасения. А экипаж после взрыва был жив! Кабина с астронавтами оторвалась от корабля и по инерции поднялась на 20 км. 2 минуты и 45 секунд кабина находилась в свободном полете, пока не упала в океан.
Владимир Титов дважды участвовал в экспедициях на американских шаттлах. Он был удивлен, что астронавты не проходят тренировку парашютных прыжков. И это несмотря на то, что установленная на шаттлах после гибели «Челленджера» система спасения предусматривала покидание экипажем корабля. На вопрос Титова: «Как это возможно без тренировки?» — ответили: «Как-нибудь будем покидать».
Титов обратил внимание и на другое. Он вспоминает: «Когда мы приземлились, делался обход шаттла. И я смотрю, у него на носу и на крыльях куски теплозащиты вырваны. Одному из инженеров говорю: «У вас повреждения теплоизоляции. Это же опасная штука». Инженер спокойно отвечает: «Вы знаете, это у нас с первого полета. Мы теплоизоляцию восстановим, и все».
И вот 1 февраля 2003 года после очередного полета шаттл «Колумбия» начал спуск. Из-за тепловой нагрузки случилось повреждение теплоизоляции крыла шаттла, и оно развалилось. «Колумбия» закрутилась и потеряла управление. С этого мгновения прошла 41 секунда, шаттл разрушился, и семь человек экипажа погибли. До разрушения ни один из членов экипажа не смог покинуть корабль.
5 апреля 1975 года корабль «Союз-18-1» с Василием Лазаревым и Олегом Макаровым стартовал с космодрома Байконур. Отказала третья ступень ракеты-носителя. Вторая ступень не отделилась. Ракету стало раскачивать. Почувствовав это, САС сработала. Спускаемый аппарат отделился от ракеты, начался спуск. Однако вследствие возникшего ранее вращения спускаемый аппарат стал быстро падать и все сильнее тормозил, создавая опасную для экипажа перегрузку — более 21 единицы. У Лазарева и Макарова при перегрузке 21,3 перестали функционировать самые важные органы — сердца. К счастью, перегрузка длилась кратковременно, и кровообращение восстановилось. Насколько космонавты были близки к гибели, можно представить, если вспомнить, что при 15-кратной перегрузке в авиации у летчиков случались отрывы почек.
11 октября 2018 года САС спасла экипаж «Союза МС-10» — космонавта Алексея Овчинина и астронавта Тайлера Никлауса (Ника) Хейга. Авария произошла на 122-й секунде полета на высоте 47 км. В ракете-носителе произошел серьезный отказ, появился густой шлейф дыма. Через пару секунд должен был произойти взрыв, но САС сработала безупречно.
Всего за историю космонавтики было восемь срабатываний САС. Из них пять — с беспилотными космическими кораблями (одно — 14 декабря 1966 года, два — 27 сентября и 22 ноября 1967 года, еще два — 20 января и 3 июля 1969 года). Спускаемые аппараты после приземления повреждений не имели.
Были также рассмотренные выше три срабатывания САС с пилотируемыми космическими кораблями: 5 апреля 1975 года — «Союз-18-1», 26 сентября 1983 года — «Союз Т-10-1» и 11 октября 2018 года — «Союз МС-10».
Спускаемый аппарат космического корабля «Союз МС-10» установили у штаб-квартиры Роскосмоса на Бережковской набережной. На табличке этого своеобразного памятника начертано: «Пилотируемый корабль «Союз МС-10» стартовал с космодрома Байконур 11 октября 2018 года на ракете-носителе «Союз-ФГ». Экипаж: командир корабля Алексей Овчинин (Россия), бортинженер Ник Хейг (США). Во время полета произошла нештатная ситуация. Система аварийного спасения увела корабль от ракеты, спускаемый аппарат совершил мягкую посадку. Алексей Овчинин и Ник Хейг не пострадали и продолжили подготовку к очередному космическому полету, который состоялся 14 марта 2019 года».
Таким образом, отечественная система аварийного спасения спасла жизнь пяти космонавтам и одному астронавту.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ