Министерство обороны России запустило мультимедийный раздел
Министерство обороны России запустило мультимедийный раздел «В небе над Кубанью ковалась Победа». В нем опубликованы документы из фондов ЦАМО РФ о воздушных сражениях на Кубани, в результате которых люфтваффе утратило господство в воздухе, а советская авиация обогатилась новой тактикой воздушного боя.
В разделе на сайте Минобороны представлены оперативные сводки и боевые приказы, наградные документы, схемы боев, а также архивные материалы о «ночных ведьмах» — летчицах легендарного женского ночного бомбардировочного полка.
С апреля по июнь 1943 года на Кубани широкий размах приняли боевые действия авиации обеих воюющих сторон. Групповые воздушные бои день ото дня увеличивались в масштабе, перерастая из отдельных столкновений истребителей и бомбардировщиков в многодневные воздушные сражения. В результате в небе над Кубанью разыгралась крупнейшая авиационная битва Великой Отечественной войны. В ходе нее советские летчики, несмотря на численное превосходство противника, продемонстрировали свое мастерство и сорвали планы немецкого командования завоевать господство в воздухе.
За этот период в кубанском небе было уничтожено свыше 1100 самолетов противника. С этих боев ВВС Красной Армии твердо встали на путь завоевания полного господства в воздухе, которое окончательно было достигнуто в ходе Курской битвы.
17 апреля 1943 года возле Новороссийска состоялось первое воздушное сражение, с которого в кубанском небе началась напряженная борьба за господство в воздухе. В отдельные дни на довольно узких участках фронта (23 — 30 км) проводилось до 40 групповых воздушных боев с участием 50 — 80 самолетов с обеих сторон. Эти сражения продемонстрировали высокую боевую готовность советских авиационных соединений и частей, мастерство летного состава и командных кадров, хорошо налаженное взаимодействие между видами авиации.
Во второй половине апреля 1943 года гитлеровцы, планируя массированными налетами сорвать наступление советских войск, сосредоточили на Крымском полуострове значительное количество самолетов.
Красная Армия стала готовиться к отражению воздушного удара. Приказами командующим 4-й и 5-й воздушными армиями был установлен порядок взаимодействия между этими армиями в предстоящих сражениях в кубанском небе.
Воздушные сражения на Кубани не затихали ни днем, ни ночью. Ежесуточно после заката и до рассвета советская бомбардировочная авиация наносила удары по аэродромам, огневым средствам, живой силе противника. Для этого были задействованы экипажи самолетов У-2 (По-2), Р-5 и Douglas A-20G Boston.
Несмотря на то, что ВВС Красной Армии уже на первом этапе воздушных сражений одолели противника, был выявлен ряд недостатков. С их учетом командование отдало соответствующие распоряжения по повышению боевой эффективности советской авиации.
Кроме выполнения задач по предназначению, советская авиация в небе над Кубанью также была задействована в операции по дезинформации противника. Для того, чтобы убедить немцев в том, что на флангах Северо-Кавказского фронта сосредотачиваются советские ударные группировки, в тех районах курсировали истребители, якобы прикрывающие скопления войск. С наземных радиостанций им периодически посылались подобные сообщения: «Не забывайте прикрывать район Гапоновский, Гастагаевский», «Не уходите далеко от района своего прикрытия», «Район западнее Шапсугский — почему бросаете открытым?!». Это был один из многочисленных способов, которыми советское командование вводило противника в заблуждение.
С 3 апреля по 10 июня 1943 года 4-я воздушная армия провела боевую работу в условиях напряженных воздушных сражений. Крупные силы немецко-фашистской авиации, используя богатую аэродромную сеть Крыма и Таманского полуострова, оказывали существенное влияние на развитие и ход наземных операций, тем самым компенсируя недостаточное количество пехоты и боевой техники вермахта на Кубани. Советская авиация хоть и уступала в численности, все же оказывала сильное сопротивление противнику, ослабляя силу фашистского удара.
В итоге ВВС Красной Армии уничтожили свыше 1000 немецких самолетов, а также создали новую тактику воздушного боя. Это стало одной из самых блистательных побед советской авиации: немецкое командование не только не добилось поставленных целей, но и вынуждено было прекратить воздушные бои на Кубани и убрать свою авиацию. 21 июня 1943 года приказом штаба Северо-Кавказского фронта во всех авиационных частях и соединениях было организовано изучение опыта прошедших воздушных сражений.
Герои кубанского неба
На Кубани советские летчики продемонстрировали мужество, смелость, изобретательность. Именно здесь проявили себя такие асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов. В общей сложности 52 летчикам — участникам воздушных сражений на Кубани было присвоено звание Героя Советского Союза. Сотни были награждены орденами и медалями.
Легендарный советский ас Александр Покрышкин стал первым в стране, кто трижды был удостоен звания Героя Советского Союза. Первую медаль «Золотая Звезда» он получил именно за воздушные сражения на Кубани. Тогда он был летчиком 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. «Водя группы в составе 8–10 самолетов, искал противника для его уничтожения. Если сам не обнаруживал его, то запрашивал информирующие радиостанции, которые направляли его группу на подходящие самолеты противника (…). Характерным боевым эпизодом является день 12 апреля 1943 года, когда группа 8 самолетов (ведущий — капитан Покрышкин) в районе Троицкое, Мигнельская, Ольгинский вели воздушный бой с 10 Me-109, два из них сбил лично сам», — говорится в наградных материалах на Александра Покрышкина. Участвуя в Великой Отечественной войне с первых ее дней, прославленный советский ас провел 156 воздушных боев, в ходе которых сбил 59 немецких самолетов.
Владимир Семенишин участвовал в Великой Отечественной войне с первых ее дней. Звания Героя Советского Союза был удостоен в ходе воздушных сражений на Кубани. В декабре 1942 года он прибыл в 298-й истребительный авиационный полк, где стал командиром эскадрильи. За короткое время он смог подготовить личный состав к выполнению боевых заданий на самолетах Airacobra. С 16 февраля 1943 года его эскадрилья вступила в бой. К апрелю того же года она произвела 123 боевых вылета, провела 47 воздушных боев, в результате которых было сбито 14 самолетов противника. В этих боях активно участвовал Владимир Семенишин.
Всего он лично сбил 15 самолетов противника. В ходе воздушного боя 29 сентября 1943 года подполковник Владимир Семенишин погиб, при этом уничтожив три немецких самолета.
Командир эскадрильи Вадим Фадеев плечо к плечу с Александром Покрышкиным сражался в составе 16-й истребительной авиационной дивизии.
«Тов. Фадеев со своей группой вел воздушный бой с 8 Me-109 на высоте 6000 метров. В результате решительных и грамотных атак (…) он лично сбил два Me-109, которые горящими падали на землю (…). В бою смелый, решительный, дерзкий, ищет встречи с противником, а если не находит, спрашивает информирующие радиостанции для наведения на противника», — сообщается в его наградном материале.
Всего Вадим Фадеев сбил 20 немецких самолетов. 5 мая 1943 года в ходе воздушного боя он получил ранение. Несмотря на то, что он смог уйти от противника и посадить самолет, советский ас скончался от потери крови. Он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
В кубанском небе Георгий Голубев сражался на самолете Airacobra в составе 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Один из самых известных его боев произошел 1 октября 1943 года. Он вылетел на прикрытие механизированной группы советских войск в составе восьми самолетов и столкнулся с группой до 50 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием шести Me-109. В этом бою Георгий Голубев сбил один Ju-87 и умело прикрыл своего ведущего — Героя Советского Союза Григория Речкалова, что позволило последнему сбить три Ju-87. За свои заслуги Георгий Голубев был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего за Великую Отечественную войну он лично сбил 15 самолетов противника и помог своим товарищам сбить еще 35 вражеских машин.
С февраля 1943 года Борис Глинка командовал звеном 45-го истребительного авиационного полка. К апрелю того же года он провел 15 воздушных боев, в которых лично сбил 10 самолетов противника. 22 марта 1943 года Борис Глинка был ранен в ногу, но, несмотря на это, довел подбитый самолет до своего аэродрома. После выздоровления он снова вступил в бой и показал отличные боевые результаты. За свои заслуги Борис Глинка был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего он сбил 27 самолетов противника.
Дмитрий Глинка был младшим братом Бориса и так же, как и он, воевал в составе 45-го истребительного авиационного полка. К апрелю 1943 года он сбил 20 немецко-фашистских самолетов.
«В воздушный бой с противником вступает смело и решительно, не щадя своей жизни отдать за свою Родину. Опытный тактически подготовленный ас», — говорится о нем в наградных материалах. За свои заслуги Дмитрий Глинка был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего за Великую Отечественную войну он сбил 50 самолетов противника.
В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии нередко наравне с мужчинами сражались и женщины, которые проявили себя в том числе и в небе. Так, в воздушных сражениях на Кубани принимал участие 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк на самолетах У-2 (По-2). Летчиц данной авиачасти, которые успешно выполняли боевые задачи, наводя на противника страх и ужас, фашисты прозвали «ночными ведьмами». За мужество и отвагу в боях с фашистскими захватчиками в полку награждено медалями и орденами 179 человек, 15 летчиц стали Героями Советского Союза.
46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк прибыл на фронт 27 мая 1942 года, где действовал в составе 4-й воздушной армии. С марта по 9 октября 1943 года личный состав активно участвовал в боях на Таманском полуострове. Непрестанно совершая ночные авиационные налеты, уничтожая вооружение, технику и живую силу противника, летчицы значительно способствовали наступательным операциям советских войск по прорыву оборонительной полосы «Голубая линия». За освобождение Тамани от немецко-фашистских захватчиков полк получил почетное наименование «Таманский».
В представленных на сайте документах описаны результаты боевой работы экипажей: разбрасывание листовок на оккупированной территории, нанесение бомбардировочных ударов по наземным целям, разведка погоды.
За время Великой Отечественной войны 46-й полк под руководством Евдокии Бершанской выполнил 23 672 боевых вылета, сбросил свыше 2902 тонн бомбового груза.
«Личным примером учит подчиненных, как нужно работать. Сколотила крепкий дружественный коллектив, который в любую минуту готов к выполнению боевого задания», — отмечается в наградных материалах Евдокии Бершанской. За умелое руководство боевой работой полка, за успешное выполнение заданий она была награждена орденом «Красное Знамя».
К ноябрю 1944 года Евгения Жигуленко выполнила 773 боевых вылета, в ходе которых сбросила на противника 89 тонн бомбового груза, разбросала на оккупированной территории 700 000 листовок.
«Тов. Жигуленко имеет отличную технику пилотирования, летает в любых метеоусловиях. Боевые задания выполняет отлично. Ее не страшат ни огонь зенитной артиллерии, ни прожектора противника (…). Тов. Жигуленко принимала активное участие в разгроме немецких захватчиков на Северном Кавказе, Кубани, Таманском и Крымском полуостровах, а также в Белоруссии. В настоящее время выполняет боевые задания по разгрому немцев в Польше (…)», — отмечается в ее наградных материалах. За проявленные смелость, мужество, отвагу и геройство Евгения Жигуленко была удостоена звания Героя Советского Союза. В 1981 году, будучи режиссером, она сняла художественный фильм о своих боевых подругах — «В небе «ночные ведьмы».
В Красную Армию Вера Белик пришла добровольцем. Всего она выполнила 813 боевых вылетов и сбросила на противника 105 тонн бомбового груза. «Тов. Белик являлась самым активным участником обороны Кавказа, освобождения Кубани, Крыма, Белоруссии от немецких захватчиков. Одна из первых бомбила логово немцев в Восточной Пруссии.
Будучи в Крыму, она выполняла самые сложные боевые задания, летая на 100–150 м высоты, сбрасывая питание и боеприпасы нашим войскам, находящимся в районе Эльтигена», — сообщается в ее наградных материалах. Ночью 25 августа 1944 года в Польше при возвращении с боевого задания ее самолет был атакован немецким истребителем. Ночной бомбардировщик загорелся и упал на землю. Экипаж сгорел вместе с самолетом. Гвардии лейтенанту Белик было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Евдокия Носаль совершила 354 боевых вылета и сбросила 47 тонн бомбового груза. «Техника пилотирования отличная. Летает в сложных метеоусловиях днем и ночью отлично. В поисках цели настойчива», — говорится про Евгению Носаль в наградных материалах.
Ночью 23 апреля 1943 года юго-западнее Новороссийска при возвращении с боевого задания гвардии младший лейтенант Носаль была убита в результате огня вражеского самолета. Ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Гвардии лейтенант Евгения Руднева с мая 1942 года по июль 1943 года была штурманом эскадрильи, затем стала штурманом полка. Под ее руководством подготовлено 22 новых штурмана. Сама лично она выполнила 645 боевых вылетов и сбросила 79 тонн бомбового груза.
«Тов. Руднева являтся участницей разгрома немцев на Северном Кавказе, Таманском и Керченском полуостровах. В районе Керченского полуострова произвела 115 боевых самолетовылетов ночью. Все вылеты сопровождались высокой эффективностью», — отмечается в ее наградных материалах.
Ночью 9 апреля 1944 года при выполнении боевого задания севернее города Керчь ее самолет попал под зенитный огонь противника, загорелся и упал. Экипаж сгорел вместе с самолетом. Гвардии лейтенанту Евгении Рудневой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В ходе сражений в небе над Кубанью зародились новые способы ведения воздушного боя и управления им: вертикальный маневр, эшелонирование по высоте боевых порядков, ввод в сражение резервов, управление воздушным боем с наземных пунктов управления и многие другие. Советское командование тщательно изучало все эти новшества и тут же наиболее эффективные из них внедряла в боевую практику авиационных частей. В частности, в этом деле существенную роль играли графические боевые документы, которые наглядно демонстрировали ход того или иного боя.
Публикация архивных документов из фондов ЦАМО РФ о воздушных сражениях на Кубани и о подвигах героев-летчиков направлена на противодействие фальсификациям и сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, героическом наследии нашего народа и его решающем вкладе в Победу над нацизмом.
По информации ДИМК Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылка на ресурс: https://nebokubani.mil.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ