110 лет назад впервые в мире был построен четырехмоторный самолет
Российский самолет, превосходивший по размерам, взлетному весу и конструктивному размещению моторов все до сих пор построенные аэропланы, положил начало новому направлению в авиации — тяжелому самолетостроению.
В 1912 году по инициативе председателя совета директоров Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода (находился в Риге) Михаила Владимировича Шидловского было решено открыть в Петербурге филиал завода, предназначенный для постройки самолетов.
М. В. Шидловский долго подбирал специалиста, способного возглавить конструкторское дело в этом филиале. Выбор был остановлен на Игоре Ивановиче Сикорском. Шидловский не ошибся. Авиаконструктор Сикорский преобразовал филиал в авиационный завод, названный АвиаБалтом.
Однажды Шидловский вызвал Сикорского и предложил ему осуществить идею воздушного корабля для стратегической воздушной разведки. Сикорский начал расчеты большого самолета. Заводские работники назвали его «Грандом».
В конце 1912 года расчеты были готовы, и «Гранд» начали строить. Между тем большинство авиационных специалистов не верили в возможность создания самолета больших размеров. Однако Сикорский стоял на своем. Он говорил: «Будущее авиации за тяжелыми, но быстроходными аппаратами, которые своей громадной скоростью и массой дадут авиатору надежную опору в воздухе. <…> Дайте им скорость, и вы пустите в воздух вагон». Но критики не унимались. Доставалось от них и М. В. Шидловскому.
Доводы противников большого самолета сводились в основном к следующему: «Самолет окажется настолько тяжелым, что не сможет оторваться от земли, несмотря на свои огромные крылья. А если и оторвется, из-за инерционности им невозможно будет управлять. Если выйдет из строя хотя бы один двигатель, балансировка нарушится. Закрытая кабина лишит пилота возможности чувствовать силу и направление воздушного потока и не позволит своевременно вмешиваться в управление машиной».
Заметим, что в открытых кабинах летчик чувствовал своим лицом направление и напор воздушного потока. Напор говорил о скорости, направление потока — о боковом скольжении. Все это позволяло пилоту мгновенно реагировать рулями. В закрытой кабине необходимо было доверяться только показаниям приборов.
6 марта 1913 года состоялось заседание Императорского русского технического общества. Сикорский на этом заседании говорил: «Развитие авиации в настоящее время находится в застое и уклонилось от правильного пути. Необходимо создание больших, очень надежных машин с несколькими моторами, рассчитанных на несколько человек экипажа».
Ранней весной 1913 года из ангара выкатили огромный аэроплан с двумя моторами на крыльях. Вес корабля доходил до трех тонн, на нем стояли два мотора «Аргус» мощностью по 140 л. с., размах крыльев — 31 метр, длина самолета — 17 метров, общая площадь несущих поверхностей — 150 квадратных метров.
В апреле 1913 года состоялся первый полет «Гранда». Корабль тронулся и плавно покатился, увеличивая скорость. Пилотировал самолет Сикорский. На борту находились три члена экипажа, два из которых при необходимости по сигналу Сикорского должны были менять центр тяжести корабля, а один с рейкой, пропущенной через отверстие в фюзеляже, определял расстояние до земли при посадке. Оторвавшись от аэродрома, самолет стал подниматься. Сделав круг, «Гранд» пошел на посадку. Сикорскому показалось, что вертикальная скорость слишком высока, и перед касанием он увеличил обороты моторов. Посадка была мягкой. Успех оказался полным.
После этого полета к двум передним моторам присоединили в тандем два задних двигателя с винтами. Четырехмоторный самолет назвали «Гранд Балтийский». Его первый полет состоялся 6 мая 1913 года. Машина была устойчива и хорошо управляема. Решено было отказаться от тандемной схемы и разместить все двигатели на крыле в ряд.
В июне 1913 года модернизация самолета завершилась. Задние двигатели были сняты и установлены на нижнем крыле в ряд. Такое размещение силовой установки было первым в мировом авиастроении. Первый полет самолета с четырьмя двигателями, установленными в ряд на крыле, был осуществлен 23 июля 1913 года. Самолет отлично слушался рулей при выключении двух двигателей одной стороны. В полете можно было подойти к любому мотору.
Сикорский после этого полета стал известен во всей России и за рубежом. В беседе с журналистом конструктор заявил: «Из всего, что мне удалось до сих пор сделать, самым крупным надо считать «Гранд». Ведь все то, что было до сих пор, — не больше, как воздушные байдарки. О воздушном же корабле я давно мечтал. Приступая к сооружению его, я определенно задался целью ввести в оборудование машины три основных принципа: 1) в далеком воздушном путешествии пилот должен иметь возможность сменяться на ходу; 2) остановка мотора в пути не должна решать судьбы пилота, авиатора и пассажира; 3) возможности ухода за мотором в пути».
М. В. Шидловский вскоре потребовал заменить иноземное название корабля на русское наименование. Ведь самолет был сконструирован русским инженером, строился из русских материалов и на русском заводе. Так «Гранд Балтийский» стал «Русским витязем».
Самолет имел впереди балкон, на который можно было выходить в полете. На этом балконе Сикорский сфотографировался с императором Николаем II. Растиражированное в прессе фото стало после революции «убедительным доказательством» того, что Сикорский — апологет царизма, и конструктору пришлось эмигрировать за границу.
Государственная дума наградила Сикорского премией в 75 тысяч рублей. Изобретатель получил орден Святого Владимира 4-й степени.
Но случилось непредвиденное. 24 сентября 1913 года «Русский витязь» стоял возле ангара. Рядом с самолетом находился экипаж. И вдруг в воздухе пролетело что-то черное и раздался треск ломающегося крыла «Русского витязя». С изумлением все увидели, что в обломках крыла корабля находится упавший с летящего самолета мотор. Ремонтировать самолет не стали. Сикорский решил построить новый, несколько измененный корабль.
Осенью 1913 года был создан новый тяжелый самолет. Ему дали название «Илья Муромец». Самолет отличался от своего предшественника и внешним видом, и внутренним устройством. Фюзеляж оканчивался застекленной головной частью с хорошим обзором. С правой стороны в кабине был установлен морской компас.
23 декабря 1913 года состоялся первый полет «Ильи Муромца». Затем устранялись некоторые недостатки в конструкции. В двадцатых числах июня 1914 года состоялся перелет «Ильи Муромца» из Петербурга в Киев и обратно. При полете в Киев были две посадки (в Орше и вынужденная), а на обратном пути — одна (в Новосокольниках). В перелете «Илья Муромец» доказал, что мощные корабли, снабженные четырьмя моторами по 140 л. с., способны преодолевать сильный ветер.
В это время политические события развивались по своей логике. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. И, как следствие, приказом по Военному ведомству учреждались односамолетные отряды воздушных кораблей. Начиналось военное применение «Ильи Муромца». Предполагалось, что односамолетные отряды будут придаваться штабам фронтов или армий. Однако к ноябрю 1914 года стало ясно, что «Муромцы», отправленные на фронт одиночно, не смогут эффективно вести боевые действия.
М. В. Шидловский, узнав об этом, добился 10 (23) декабря 1914 года создания эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Возглавил эскадру сам Шидловский. Ему был присвоен чин генерал-майора военного времени. Эскадра воздушных кораблей стала первым в мире соединением, на вооружении которого стояли тяжелые четырехмоторные корабли. Именно с этой даты в нашей стране берет свое начало дальняя авиация.
Самолеты «Илья Муромец» производились в России с 1913 по 1917 год. Всего было построено более 80 самолетов. Они хорошо зарекомендовали себя и как бомбардировщики, и как разведчики. За период боевых действий был сбит только один самолет, хотя нападения истребителей противника были довольно частыми.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ