Морская авиация на службе Отечеству
Ежегодно 17 июля в России отмечается День авиации Военно-морского флота.
Официально этот праздник был учрежден в 1996 году, но имеет более чем столетнюю историю. Дата выбрана в память о первой победе русских морских летчиков в воздушном бою 17 июля 1916 года. Тогда четыре гидросамолета поднялись в небо над Балтийским морем и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами, которые угрожали русской военно-морской базе на острове Сааремаа (ныне принадлежит Эстонии). Два вражеских самолета были сбиты, остальные два обратились в бегство. Этот день и принято считать днем рождения морской авиации российского ВМФ. К началу Первой мировой войны Балтийский и Черноморский флоты уже обзавелись по одному гидроавиационному отряду, к 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала более 250 гидросамолетов. Корабельные самолеты того времени, конечно, не могли так эффектно взлетать и садиться на палубу, как современные. Первые модели нуждались в подъемном кране — спускались с его помощью на воду для взлета и поднимались на корабль с воды после посадки. Однако именно гидросамолетам обязано само зарождение морской авиации.
Морская авиация сейчас — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания.
Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
На современном этапе развитие морской авиации идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью.
Сегодня авиация ВМФ РФ активно осваивает модернизированные самолеты и вертолеты, а также новые виды вооружения.
Бе-200: реактивная амфибия. Это единственный в мире реактивный самолет-амфибия. Бе-200 можно эксплуатировать как на суше, так и на воде — на водоемах глубже 2,6 м. Совершить посадку на воду Бе-200 можно даже при метровых волнах. Глиссируя по поверхности подходящего водоема, машина может взять на борт 12 тонн воды всего за 14 секунд, поэтому Бе-200 с 2004 года помогают бороться с пожарами.
МиГ-31: боевой воздушный корабль. Сегодня несколько эскадрилий морской авиации ВМФ РФ активно переходят на модернизированные МиГ-31БМ с внушительной боевой нагрузкой, скоростью и возможностью выполнять боевые задачи на высоте более 20 км. Периодически экипажи проводят тренировочные полеты и ликвидацию целей на предельных высотах. В этом МиГ-31БМ помогает бортовое оборудование с возможностью наведения на них наземных средств ПВО, а также других истребителей.
Су-33: первый корабельный истребитель. Су-33 можно назвать палубной версией легендарного Су-27, которая была создана по заказу ВМФ для защиты флота от воздушного нападения.
В составе авиагруппы авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» истребители применялись в операциях Вооруженных Сил РФ в Сирии. Это было первое в истории России боевое применение Су-33.
МиГ-29К: новый взлет «по-самолетному». Корабельный истребитель МиГ-29К стал одним из первых отечественных боевых самолетов, который может садиться и взлетать с корабля «по-самолетному». При этом корабельный МиГ-29К — это уже не просто улучшенный МиГ-29, а, можно сказать, новый самолет. Машина соответствует высоким требованиям, предъявляемым к палубным истребителям, оснащена посадочным гаком, усиленной конструкцией планёра. На
МиГ-29К установлена «стеклянная кабина», то есть все приборы в кабине пилота цифровые. Современная авионика позволяет применять весь спектр высокоточных ракет и авиабомб.
«Камовские» вертолеты. Семейство Ка-27 — основные корабельные противолодочные вертолеты ВМФ России. На Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) холдинга «Вертолеты России» прошла серийная модернизация этих машин. Обновленные Ка-27М уже несут службу в авиации ВМФ РФ. Ка-27 способен обнаруживать как надводные цели, так и подводные. Данные о них вертолет передает на корабельные и береговые пункты, может атаковать сам. Для этого Ка-27 оснащен радиолокационной прицельно-поисковой системой «Осьминог», а также может нести торпеды, глубинные и ориентирные бомбы. С палубы корабля Ка-27 способен взлететь при волнении моря до пяти баллов, когда высота волны доходит до двух метров.
В состав флота вошли и хорошие транспортные вертолеты Ка-29. В салоне машина может нести до 2 тонн груза, на внешней подвеске — до четырех. Это большое преимущество при переброске грузов или личного состава между кораблями, а особенно при десантных операциях. Кстати, в грузовой кабине вертолета Ка-29 могут разместиться 16 морских пехотинцев в полном снаряжении.
По информации mil.ru и rostec.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ