Мотоспорт — это не только страсть к скорости и адреналину
Скорость, адреналин, безграничная страсть к движению — все это характеризует настоящего мотогонщика. Однако есть те, кто превращает свою страсть в искусство, достигая небывалых высот в мире мотоспорта. Среди них выделяется имя Юрия Гиреева — многократного чемпиона страны, известного тренера, воспитавшего плеяду ярких спортсменов. Для него спорт стал не просто хобби, а частью жизни. С уверенностью он прокладывал свой путь на трассе, но за каждым его успехом стояли годы тренировок, самоотдачи и преданности. Всю жизнь он посвятил спорту, вдохновляя фанатов своим талантом и решимостью. Юрий Владимирович Гиреев больше полувека с ДОСААФ.
Мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР, неоднократный победитель и призер чемпионатов РСФСР по мотоспорту, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Северная Осетия — Алания. Так обычно представляют Юрия Гиреева, мотогонщика из Владикавказа, на различных мероприятиях. И, хотя его спортивная карьера закончилась в далекие 70-е годы XX века, его победы земляки помнят до сих пор. Помнят и гордятся.
— Ездить на мотоцикле я начал в 15 лет в мотосекции ДОСААФ СССР. Она располагалась тогда рядом с моим домом на улице Комсомольской, — вспоминает Юрий Владимирович. — Все, что я там увидел, мне понравилось сразу: мастерские с инструментами, в которых сами спортсмены могли готовить свои мотоциклы, строгие тренеры и ребята с горящими глазами, которые носились на мотоциклах с завидной скоростью, помогая друг другу осваивать необходимые упражнения.
Так Юрий Гиреев вошел в мотоспорт. В те времена во владикавказском мотоклубе тренировались на самой разной технике — в их числе были «Ковровец» К-175, Минск-125, Иж-350, МЦ, ЧЗ-125, «Ява». Юному спортсмену тоже выдали транспортное средство, которое он начал осваивать с подростковым энтузиазмом. Там же в короткие сроки он научился разбирать и собирать узлы и агрегаты мотоцикла.— Мои первые соревнования состоялись в Грузии, где я занял четвертое место. А с 1967 года вполне освоился на пьедестале почета, стал чемпионом РСФСР по эндуро. Правда, у нас эти соревнования называли мотомногоборьем или многодневкой. В 1968 году стал серебряным призером Советского Союза, и меня включили в состав сборной страны. Вот так началась моя спортивная карьера, — говорит Юрий Гиреев.
Юрий Владимирович до сих пор с благодарностью вспоминает своего тренера, ветерана Вооруженных сил Георгия Акимовича Пестряка — в то время он был тренером команды Северной Осетии. Именно он вложил в парня понимание основных качеств и характеристик спорта, заразил духом победы.
К новому увлечению сына родители поначалу отнеслись с некоторой опаской и волнением, но потом приняли его выбор.— Отец ездил со мной почти на все соревнования — прилетал на самолете, приезжал на поезде. Однажды, по его признанию, он приехал в международный молодежный лагерь «Верховина» и когда в ожидании соревнований поехал на экскурсию, то с гордостью показывал всем мои фотографии с турниров. Гордился мною, — продолжает спортсмен.
С 1980 по 1991 год Юрий Гиреев был тренером сборной РСФСР и СССР. Работал вместе с известными тренерами Борисом Ивановым, Анатолием Масловым, Александром Галямовым, Сергеем Кузнецовым, Григорием Шуликом, они все тоже работали в системе ДОСААФ СССР.
С 2003 года Юрий Владимирович исполняет обязанности вице-президента Национальный российской мотоциклетной федерации. На своем общественном посту он продолжает делать все возможное для развития мотоспорта и поддержки спортсменов.— В Советском Союзе мотоспорт, как мне кажется, переживал годы своего расцвета во многом потому, что был доступен для всех желающих. Разница с современной Россией огромна, и она именно в материально-техническом и финансовом обеспечении. ДОСААФ советского образца не жалел денег на обучение молодежи, на подготовку их к службе в армии, на овладение ими военно-технических специальностей. Это общеизвестный факт. Сегодня ребятам приходится очень многие вещи делать за свой счет, в том числе покупать мотоциклы, снаряжение, экипировку, оборудование, и это, конечно, служит большим препятствием в развитии вида спорта. Потому что наш спорт, безусловно, дорогой, и не у всех есть возможность оплачивать расходы. А в годы моей молодости никто и не задумывался об этой стороне — в мотоклубах все было бесплатно и в избытке, — рассуждает гонщик.В автошколе ДОСААФ СССР, где Юрий Гиреев работает до сих пор, были секции мотоспорта, картинга, автоспорта. В 1970-х годах он сам выступал в роли спортсмена и был старшим тренером Северной Осетии по военно-техническим видам спорта.
— Любой человек, кто приходил в нашу автошколу и проходил курс обучения, получал мотоцикл или карт и мог совершенствовать свои навыки. Автошкола являлась базой сборной команды Северной Осетии, очень хорошо финансировалась и обеспечивалась, в том числе техникой. Помню, были годы, когда у нас одновременно занимались около 500 ребят, а в гараже стояли 50 — 60 мотоциклов, — говорит Юрий Владимирович.
Стоит отметить, что осетинские мотоциклисты очень выгодно смотрелись на фоне других регионов. Сборная команда Северной Осетии — 11-кратный чемпион РСФСР по мотомногоборью, трехкратный чемпион СССР в клубном зачете, не говоря уже о многочисленных серебряных и бронзовых наградах соревнований различного уровня.Были громкие победы и у отдельных спортсменов — чемпионов Советского Союза. На всю страну гремели такие имена, как Цара Гиоев, Артур Сырхаев, Руслан Парсиев, Владислав Поплавский, Вячеслав Фисенко, Анатолий Демин, Виктор Филатов, Руслан Такаев и многие другие. Все они были членами сборной республики. А в целом Федерация мотоспорта СССР отмечала команду из Северной Осетии как одну из лучших.
Юрий Гиреев рассказывает, как проходили тренировки:
— Мы выезжали на сборы, работали с тренером сборной Советского Союза по мотоспорту Сергеем Старых. Он много с нами занимался, проводил тренировки, закалял дух и характер. Многоборье — это ведь вообще очень серьезное испытание, и для того, чтобы пройти его как можно быстрее, мы учились многие операции выполнять самостоятельно и на время. Например, менять колеса в максимально короткий срок, ставить новую камеру — под секундомер. Потому что часто случалось, что мы оказывались в сложных погодных условиях, и надо было быстро, безо всякой помощи устранить неисправность и заменить какую-то деталь. И все эти моменты мы воспроизводили на тренировках и многократно отрабатывали.
Вспомнить самый интересный либо самый сложный маршрут Юрий Владимирович затруднился, потому что каждый из них был непростым и требовал приложения максимума сил. Потому самые трудные победы достигались после травм, когда ограничение физических возможностей не давало гонщику раскрыть таланты в полной мере.— Сложными были многодневные соревнования по мотоциклетному многоборью. Представьте себе: Закарпатье, льет дождь, везде грязь по колено, и мокрый насквозь ты едешь по шесть-семь часов за рулем 5 — 6 дней подряд. В таких условия техника часто не справлялась с нагрузкой — иногда отказывали тормоза, цепь выходила из строя… Надо понимать, что многоборье — это не просто гонка по пересеченной местности. Это еще и дополнительный кроссовый участок, который нужно было пройти на время, разгон на асфальте, метание гранат и стрельба. И по результатам выполнения всех этих дисциплин потом выявлялся победитель.
Участвовал Гиреев и в международных соревнованиях, показывал рекорды скорости в Польше (там он стал чемпионом по комплексному многоборью), Болгарии (бронзовый призер соревнований), Чехословакии, Монголии, Венгрии, Германии (взял бронзу). А в командном зачете был в этих странах неизменным обладателем призовых мест.
Многочисленные награды Юрия Гиреева сегодня бережно хранятся дома, в специальном шкафу. К сожалению, травмы не позволили ему развивать спортивную карьеру, и в 26 лет он перешел на тренерскую работу. Поэтому возле кубков, завоеванных в личном зачете, стоят тренерские награды — за то, что, будучи тренером сборной Северной Осетии, он воспитал немало чемпионов и призеров соревнований.
72-летний Юрий Гиреев до сих пор в строю. Он трудится старшим мастером производственного обучения в объединенной технической школе ДОСААФ России города Владикавказа. За честный, добросовестный труд ветеран удостоен ведомственных наград, включая звание «Почетный член ДОСААФ России».
И сегодня он убежден, что мотоспорт — это не только страсть к скорости и адреналину, но и уникальная возможность развить ключевые личностные качества. Он мотивирует ребят преодолевать себя, стремиться к совершенству и достигать поставленных целей. Этот спорт оставляет незабываемые впечатления и дарит эмоции на всю жизнь.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ