Рассекречено
25 сентября 1943 года части и соединения Красной Армии, продолжая успешное наступление, форсировали Днепр в верхнем течении и в ходе решительного штурма освободили Смоленск, тем самым разгромив важнейший опорный пункт вермахта на Московском направлении. В этот же день в Москве в 21.00 один за другим последовали 20 залпов из 224 орудий — столица нашей Родины салютовала советским войскам, освободившим один из древнейших русских городов. 6 мая 1985 года Смоленску — городу, который немцам не удалось сломить в годы войны, горожане которого в течение всей оккупации продолжали борьбу, который смог восстать из пепла, — было присвоено почетное звание «Город-герой».
Оккупация
Смоленск находился под немецко-фашистской оккупацией с июля 1941 года по сентябрь 1943 года. За это время гитлеровцы уничтожили свыше 135 тысяч советских военнопленных и мирных жителей. Более 87 тысяч человек они угнали на принудительные работы в Германию. Когда советские войска освободили город, в нем оставалось всего 20 тысяч жителей. Сам Смоленск был уничтожен фашистами при отходе. В городе были разрушены все промышленные предприятия, больницы, школы, 93% жилых домов. После войны Смоленск был полностью восстановлен лишь к 1955 году.
На следующий день после освобождения города бойцы и командиры Красной Армии стали проводить митинги. На одном из них выступил ранее проживавший в Смоленске старший сержант Никита Шестаков: «Товарищи! Наши войска, наш полк вчера занял мой родной город Смоленск, в том числе и я освобождал его. Командование полка отпустило меня навестить свой дом. С каким нетерпением я ожидал этого момента. И что же? На месте дома я нашел только пепелище, поросшее бурьяном: немцы сожгли мой дом, мой квартал, разрушили целый город. Там, где раньше жило 200 000 населения, не осталось ни одного человека. Моих детей — мальчиков 8 и 14 лет — немцы убили при бомбежке города в 1941 году».В освобожденном Смоленске красноармейцы проводили беседы с местными жителями, которые рассказывали им про зверства фашистских оккупантов.
В частности, по словам одного горожанина, годовщину своего вступления в город (15 июля 1941 года) гитлеровцы отметили тем, что расстреляли 2500 человек. Кроме того, по рассказам жителей было установлено, что оккупанты насильно угоняли население на запад и что последняя партия была отправлена 23 сентября 1943 года.
Как показало расследование немецких преступлений в Смоленске, оккупанты массово расстреливали, угоняли в рабство местных жителей, убивали их с помощью газовых камер. По предварительным подсчетам, которые были произведены при вскрытии массовых захоронений, количество жертв немецко-фашисткой оккупации колебалось от 100 000 до 120 000 человек. Впоследствии было установлено более точное число — свыше 135 000 погибших. На 10 октября 1943 года в Смоленске, с учетом вернувшихся после освобождения, насчитывалось до 30 000 населения.
За полтора месяца до вступления Красной Армии в город гитлеровцы приступили к его эвакуации, вывозу материальных средств. За 5-6 дней до освобождения Смоленска они начали взрывать и поджигать дома. Когда советские войска вошли в город, в нем не осталось ни одного целого здания. Также была разрушена вся транспортная инфраструктура и все технические сооружения: железнодорожный узел, трамвайные пути, мосты, электростанция, водопровод, канализация.
Во время оккупации в Смоленске действовало советское подполье, а в Смоленской области — партизаны. В бессилии одолеть их, гитлеровцы нередко проводили карательные операции против исключительно мирного населения. Так, участники партизанских отрядов имени Чапаева свидетельствуют, что в конце января 1943 года оккупанты попытались ликвидировать партизан в Батуринском районе Смоленской области, однако успеха не имели и понесли большие потери.
Тогда немецкое командование решило организовать расправу над мирным населением. В результате были сожжены две деревни, 150 человек из числа стариков, женщин и детей были расстреляны. Предварительно немцы натравили на них собак. Жителей еще четырех деревень оккупанты увели в неизвестном направлении.
Освобождение
Город был освобожден в ходе Смоленской наступательной операции (кодовое название «Суворов»), которая проводилась с 7 августа по 2 октября 1943 года. В соответствии с ее замыслом войска Западного и Калининского фронтов одновременными ударами раскололи и разгромили левое крыло немецко-фашистской группы армий «Центр», а также вышли в пределы Белоруссии. Активные действия Красной Армии на данном направлении сорвали переброску отсюда гитлеровских сил под Курск, где советские войска наносили главный удар.
15 сентября 1943 года войска Западного фронта при содействии части сил Калининского фронта начали наступление с целью освободить города Смоленск и Рославль. Поскольку Красной Армии приходилось действовать в условиях лесисто-болотистой местности и организованного сопротивления противника, который обустроил глубокоэшелонированную оборону, советское командование создало высокие плотности инженерных подразделений (на Калининском фронте — 4 инженерные роты на километр прорыва; на Западном фронте — 5,7). Они не только оборудовали исходные районы для наступления и делали проходы в минных полях, но и построили достаточное количество дорог и колонных путей. «В проведении намеченной операции на Велижско-Демидовском направлении мной построены железные дороги: широкой колеи (от станции Старая Торопа через Ильино на Кресты) и узкой колеи (от Кресты до Воронино (Рябково) и от Березино до Стабна). Эти железные дороги создают благоприятные условия для материального обеспечения войск в операции», — докладывал в Генеральный штаб командующий войсками Калининского фронта генерал армии Андрей Ерёменко.
В ходе наступления на Смоленском направлении 3-й гвардейский кавалерийский корпус Калининского фронта обходил город с юга, перерезая тем самым железную дорогу Смоленск — Рославль. К 20 сентября 1943 года советские кавалеристы вышли к железнодорожной линии, а 23 числа, сломив вражеское сопротивление, перерезали ее.
В результате смоленская группировка противника была охвачена с юга. В этих боях, проведенных в сложных погодных условиях, при размытых дорогах, наиболее отличилась 32-я кавалерийская дивизия, которой впоследствии было присвоено почетное наименование «Смоленской».
Отражая неоднократные контратаки фашистов и продвигаясь на запад, бойцы и командиры 3-го гвардейского кавалерийского корпуса проявили образцы мужества и отваги. Особенно отличились воины 32-й кавалерийской дивизии. Не щадя своих жизней, они спасали жизни товарищей, вынося раненых с поля боя; отважно вступали в рукопашные схватки; первыми поднимались в атаку, увлекая за собой остальных.
Вместе с 3-м гвардейским кавалерийским корпусом в составе конно-механизированной группы действовал 2-й гвардейский танковый корпус. Ему была поставлена та же задача — обходя Смоленск с юга, преследовать противника, перерезать его коммуникации. В связи с освобождением города 4-й гвардейской танковой бригаде из состава данного корпуса было присвоено наименование «Смоленской».
После того, как советские войска прорвали оборону на подступах к Смоленску, противник начал отход в западном и юго-западном направлениях, при этом оказывая огневое сопротивление, взрывая мосты, устанавливая заграждения. Преодолевая их, подразделения и части 312-й стрелковой дивизии 5-й армии к 6.00 25 сентября 1943 года вошли в северную часть города. В 6.30, с ходу форсировав Днепр, 1079-й полк данной дивизии занял южную часть.
«Части дивизии продолжали преследовать противника <…>. В 5.40 вошла в город Смоленск. В 6.30, форсировав реку Днепр, заняла южную часть города. Противник в ночь на 25.09.43, прикрываясь мелкими группами пулеметчиков и автоматчиков, отошел в юго-западном направлении <…>. На 20.00 части занимают северную часть города Смоленск».
Первыми в Смоленск вступили разведчики 859-го артиллерийского и 1079-го стрелкового полков. В 6.00 старший сержант Гладких из разведгруппы артполка водрузил красное знамя над зданием элеватора в северной части города. В 7.00 комсорг из 1079-го стрелкового полка лейтенант Варсенов водрузил второй флаг — над одним из зданий в южной части Смоленска.
Когда советские воины вошли в город, их радостно встретили местные жители. Они выносили красноармейцам продукты, зазывали их домой. У переправы в городе состоялся митинг, который был проведен под лозунгом «Смоленск наш, вперед на окончательное освобождение Родины».
Соседом справа 312-й стрелковой дивизии была 331-я стрелковая дивизия, которой так же было присвоено наименование «Смоленской». 25 сентября 1943 года ее части, продолжая преследовать противника, ворвались с севера в город, а затем форсировали в центре Днепр и вышли на южную окраину. Все это советские воины сделали в условиях заминированных дорог и взорванных мостов.
В ходе боев в Смоленской области гитлеровские войска использовали тактику выжженной земли: отступая, они взрывали мосты, уничтожали железные дороги, минировали узкие проходы, разрушали и сжигали населенные пункты. На выгодных рубежах, в частности на водных преградах, они оказывали ожесточенное сопротивление. После того, как Красная Армия прорывала очередную их оборону, они под прикрытием минометов и артиллерии начинали отходить на следующий рубеж. Сигналом отхода обычно служил поджог населенного пункта.
Противодействие данной тактике вермахта требовало от красноармейцев особой подготовки. Для этого советское командование тщательно анализировало опыт прошедших боев, а затем массово выпускало и распространяло в своих войсках иллюстрированные сборники, памятки, брошюры, информационные листки, в которых популярным языком были описаны наиболее успешные приемы борьбы с противником.
Освободители
При освобождении Смоленска советские воины действовали мужественно и решительно, проявляли героизм и воинское мастерство. Тысячи из них были отмечены боевыми наградами.
Генерал-майор Николай Осликовский
В ходе Смоленской наступательной операции генерал-майор Николай Осликовский командовал конно-механизированной группой в составе 2-го танкового и 3-го гвардейского кавалерийского корпусов. Войдя в прорыв в районе города Ельня, вверенные ему войска на участке 5-й армии перерезали магистрали противника Смоленск — Рославль и обошли Смоленск с юга.
Младший лейтенант Михаил Гуревич
Михаил Гуревич был советским художником, который добровольцем ушел на фронт. 17 сентября 1943 года на подступах к Смоленску он командовал взводом 45-мм пушек. В результате вражеской контратаки выбыли из строя все его орудийные расчеты. В этой ситуации младший лейтенант Михаил Гуревич подбежал к одному из орудий и стал лично в упор расстреливать фашистов. Когда у него закончились боеприпасы, он подбежал к другому орудию и продолжил вести огонь до последнего снаряда. После этого семь раз раненный Михаил Гуревич стал истреблять противника гранатами и огнем своего автомата. В результате советский командир уничтожил до 80 гитлеровцев. В этом неравном бою он погиб смертью героя.
Лейтенант Василий Яковенко
23 сентября 1943 года в ходе одного из боев на подступах к Смоленску противник перешел в контратаку, в результате которой создалась угроза окружения советских подразделений. Тогда командир батареи 75-мм пушек лейтенант Василий Яковенко выкатил орудие на открытую позицию и лично стал расстреливать наступающих гитлеровцев. В результате этого он уничтожил два орудия, несколько пулеметов и минометов, а также до 300 пехотинцев противника. В тот момент, когда фашисты обратились в бегство, Василий Яковенко погиб от вражеского снаряда.
Генерал-майор Сергей Иовлев
В ходе Смоленской наступательной операции генерал-майор Сергей Иовлев командовал 215-й стрелковой дивизией. Несмотря на сложные условия лесисто-болотистой местности, он умело организовал взаимодействие подчиненных частей, а также их своевременное обеспечение боеприпасами и продовольствием. За успешное выполнение задачи на направлении главного удара вверенной ему дивизии было присвоено почетное наименование «Смоленской».
Старший сержант Алексей Манохин
25 сентября 1943 года в ходе наступления на Смоленск командир отделения Алексей Манохин первым вызвался уничтожить 75-мм орудие противника, которое вело огонь по советской пехоте из каменного здания. Благодаря его высокой боевой выучке немецкая пушка вместе с расчетом была подорвана противотанковой гранатой. При дальнейшем продвижении в город Алексей Манохин огнем из автомата уничтожил семь фашистов.
Подполковник Григорий Мусланов
21-24 сентября 1943 года в боях в Смоленской области командир стрелкового полка подполковник Григорий Мусланов успешно прорвал оборонительные рубежи вермахта, форсировал приток Днепра, умелым маневром выбил немцев с опорных пунктов и затем «на плечах» отступающего противника ворвался на окраины Смоленска. 25 сентября 1943 года его полк вместе с другими частями освобождал город.
В ходе Смоленской наступательной операции Красная Армия на центральном участке фронта не только лишила немецкое командование возможности снимать отсюда резервы, но и вынудила его перебрасывать сюда силы с Орловско-Брянского (13 дивизий) и других направлений (3 дивизии). В тяжелых боях советские войска разгромили семь и нанесли тяжелое поражение 14 немецким дивизиям, очистили от оккупантов Смоленскую и часть Калининской (Тверской) области, вступили в пределы Белоруссии. Продвижение Красной Армии на глубину 200-225 километров создало благоприятные условия для сокрушения «Восточного вала» в верхнем течении Днепра.
По информации Министерства обороны РФ.
Ссылка на раздел: https://smolensk80.mil.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ