Хронология становления мировой авиации
В июле 1885 года Александр Фёдорович Можайский (1825 — 1890) провел испытание первого в мире аэроплана. Самолет Можайского представлял собой моноплан (как и огромное большинство современных самолетов) с четырехколесным шасси, с лодкой-фюзеляжем и хвостовым оперением с рулями высоты и направления. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 л. с. Про этот самолет в энциклопедии И. Д. Сытина (1916 год) сообщалось: «Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло». Ограничимся этим коротким напоминанием о самолете Можайского, поскольку публикаций о нем имеется очень много.
Через 18 лет в США после изобретения Можайского появился самолет братьев Райт. Вот как это было.
Уилбур и Орвилл Райт являлись владельцами велосипедной мастерской. В 1900 году они стали учиться полетам на планере-биплане. В 1903 году братья Райт решили от планера перейти к самолету. Они разработали четырехцилиндровый мотор мощностью около 15 л. с. и весом 65 кг. Мотор посредством цепной передачи приводил в движение два толкающих винта, делавших 450 оборотов в минуту. Пилот должен был находиться в лежачем положении. Руль высоты располагался впереди, а руль направления — сзади. Хвостовой поверхности на самолете не было. Шасси состояло из двух полозьев без колес. Самолет взлетал после разгона на тележке по деревянному рельсу под действием силы груза, падающего с небольшой вышки.
Первый полет самолета братьев Райт был совершен 17 декабря 1903 года. Братья выполняли полеты поочередно. Четвертый полет длился 59 секунд: за это время самолет пролетел 260 метров.
В 1904 году продолжительность полета достигла 4,5 минуты. Братья начали делать виражи и полные круги. В 1905 году на свой самолет Райты установили мотор в 25 л. с., и тогда их наибольший полет достиг 38 км за 38 минут, то есть скорость составила 60 км/час.
Райты держали в секрете свое изобретение. В печати о нем были статьи на уровне неясных слухов, какие-либо фотографии отсутствовали. Но начиная с 1905 года братья начали обращаться к правительствам разных стран с предложениями купить их изобретение. В этих предложениях излагались результаты полетов, но без описания технических характеристик аппарата. В 1905 — 1908 годах со стороны властей выражалось недоверие к изобретению, ставилось под сомнение, что в воздухе можно продержаться более получаса.
Совершенно независимо от братьев Райт богатый бразилец Сантос-Дюмон в 1906 году поставил легкий мотор «Антуанет» мощностью в 50 л. с. на примитивный коробчатый планер и после нескольких попыток под Парижем благополучно совершил полет в несколько десятков метров. В ноябре того же года на высоте около шести метров ему уже удалось пролететь 220 метров. Успехи Сантос-Дюмона способствовали появлению в 1907 году массы подражателей. Среди них выделялись братья Вуазен. Они были автомобильными механиками. Братья разработали биплан с коробчатым хвостом, передним рулем высоты, колесным шасси и толкающим винтом. Мотор — тот же, что и у Сантос-Дюмона, «Антуанет» в 50 л. с. Поперечная устойчивость обеспечивалась с помощью вертикальных перегородок.
Интересно, что братьев не интересовало, кто будет считаться творцом аппарата. Они продали два своих творения автомобильному гонщику Анри Фарману и скульптору Леону Делагранжу.
В 1907 году Фарману и Делагранжу удалось быстро побить рекорд дальности Сантос-Дюмона в 220 метров. Затем в январе 1908 года Фарман совершил полет по окружности длиной в один километр и выиграл при этом приз в 50 тысяч франков. Заметим, что в Европе полеты братьев Райт в расчет не принимались. Их считали американской уткой. К осени 1908 года Фарман и Делагранж уже держались в воздухе до получаса, делали круги на высоте примерно 25 метров.
Наконец, Франция вызвала в Европу братьев Райт. Для этого пришлось создать синдикат, который пообещал приобрести патент на изобретение самолета братьев Райт за 500 тысяч франков. И вот в августе 1908 года Уилбур Райт прибыл с аппаратом во Францию и начал демонстративные полеты, которые побили все рекорды Фармана и Делагранжа. Уилбур поднимался на высоту 110 метров. Держался в воздухе с пассажиром более одного часа, а без пассажира — 2 часа 20 минут.
Недоверие к Райтам сразу исчезло, их заслуги перед авиацией были по достоинству оценены. Биплан братьев Райт образца 1908 года имел мотор в 25 л. с., делавший 450 оборотов в минуту, передний руль высоты, сзади — руль направления, сидячее место пилота, вес — около 360 кг и скорость 60 км/час. Взлет по-прежнему осуществлялся за счет падающего груза.
К концу 1908 года стали выдвигаться монопланы Луи Блерио. Этот изобретатель показал возможность успешного развития самолетов монопланного типа. Блерио применил на моноплане элероны для обеспечения поперечной устойчивости.
В это время английская газета «Дэйли мейл» учредила приз в 25 тысяч франков за первый перелет через пролив Ла-Манш. 25 июля 1909 года Блерио на своем моноплане «Блерио-XI» с мотором «Анзани» в 25 л. с. перелетел через Ла-Манш (37 км) за 30 минут и приземлился в Англии.
В августе 1909 года состоялась неделя авиации в Реймсе (Франция). На ней присутствовали 100 тысяч зрителей. Полеты проходили на самолетах «Фарман», «Блерио», «Вуазен», «Антуанет» и «Кертис». Было установлено много новых рекордов. Так, Фарман летал непрерывно 3 часа 4 минуты и покрыл расстояние в 180 км. Блерио на моноплане «Блерио-XII» с двигателем «E.N.V.» в 50 л. с. показал скорость 77 км/час. Американец Кертис на своем небольшом биплане достиг скорости 78 км/час. Латам на «Антуанет» поставил рекорд высоты — 155 метров. Все эти полеты побили рекорды братьев Райт и выдвинули французскую авиацию на первое место в мире до конца 1913 года, когда первенство стало переходить к Германии.
В области авиационной техники 1911 год принес быстрое развитие гидросамолетов. Особенные заслуги в этом деле принадлежат американскому конструктору Кертису, давшему первые практически пригодные образцы поплавкового гидросамолета, а затем через год — летающей лодки.
Число авиаторов быстро росло. Открывались школы авиации. Первой была школа Райтов, обучившая во Франции уже в начале 1909 года несколько спортсменов и офицеров. Для обучения на самолетах Райтов применялось двойное управление.
В России первые полеты были осуществлены французами в конце 1909 года. В начале 1910 года вернулись из Франции первые обученные русские летчики Михаил Ефимов (показывал полеты в Одессе уже в марте 1910 года), Николай Попов и Сергей Уточкин.
В 1910 году с 25 апреля (по старому стилю) шла международная авиационная неделя в России. Лучшие результаты показал русский летчик Николай Попов на самолете братьев Райт. Впечатлившись достижениями Попова, русское командование пригласило его в Гатчину, чтобы он там обучил авиационному делу несколько офицеров. В Гатчине 21 мая Попов решил опробовать свой «Райт», но потерпел при этом аварию, самолет был разбит, а пилот вынужден был долгое время лечиться. В этих условиях обучение полетам офицеров осуществлялось летом 1910 года на самолете «Фарман». Было обучено полетам на аэроплане три офицера. Первым русским военным летчиком считается Евгений Руднев.
На устроенном в Петербурге осенью 1910 года празднике авиации летали только российские летчики, которые достигли значительных по тому времени результатов. Например, летчик Григорий Пиотровский во время праздника совершил на двухместном «Блерио» перелет с пассажиром Петербург — Кронштадт протяженностью около 30 км.
Праздник был омрачен гибелью Льва Мациевича на «Фармане-IV», ставшего первой жертвой авиационной катастрофы в России. Она произошла на глазах многих зрителей. Стало понятно, что авиация — это риск. Именно катастрофа Мациевича стала поводом для изобретения Глебом Котельниковым в России первого в мире ранцевого парашюта.
В течение 1910 года в России возникли первые заводы по постройке самолетов и сделаны были полеты на первых русских аппаратах оригинальной конструкции: биплане Якова Гаккеля, биплане Игоря Сикорского (еще до «Ильи Муромца») и моноплане Фёдора Былинкина.
Сергей Елисеев.
Фото airwar.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ