Беспримерный подвиг летчика: девять сбитых самолетов в одном бою
Девять вражеских бомбардировщиков, уничтоженных одним летчиком в одном воздушном бою, — уникальный случай в истории мировой авиации. Совершил этот подвиг гвардии старший лейтенант Александр Константинович Горовец.
Шел второй день Курской битвы, 6 июля 1943 года. 80 лет тому назад эскадрилья самолетов Ла-5 под командованием командира эскадрильи капитана В. И. Мишустина вылетела на прикрытие с воздуха наземных войск в районе Владимировка — Ольховатка методом патрулирования. Александр Горовец в боевом порядке эскадрильи шел ведущим пары. Ведомым с ним летел Василий Рекунов. В первые дни Курской битвы шла жестокая борьба между советскими ВВС и германским люфтваффе за господство в воздухе. В небе столкнулись по две тысячи самолетов с каждой стороны.
Когда время патрулирования закончилось, эскадрилья Мишустина направилась на свой аэродром. Горовец с Рекуновым при этом выполняли роль прикрытия и шли замыкающими в строю. Неожиданно сверху на их пару напал немецкий истребитель Ме-109. Прикрывая ведущего, Рекунов вступил с ним в бой. В это время Горовец увидел большую группу бомбардировщиков Ю-87, летящих бомбить наши позиции. Дать знать об этом командиру эскадрильи и своему ведомому Горовец не мог, так как у него отказала радиостанция. Между тем «Юнкерсы» (их было не менее 20) стали заходить на наши наземные войска. Медлить было нельзя: вот-вот на боевые порядки советской пехоты посыпятся бомбы. Александр принял решение в одиночку помешать противнику начать бомбометание. Развернув самолет, Горовец сблизился с ведущим группы Ю-87 и поджег его первой же очередью из пушки. Второй подбитый «Юнкерс» развалился в воздухе, третий загорелся. Оставшиеся бомбардировщики попытались разлететься в стороны, но Горовец, преследуя их, один за другим подбил еще пять «Юнкерсов». Отважный летчик успевал маневрировать, что спасало самолет от ответного огня бомбардировщиков. Понимая, что немецких самолетов много, Горовец бил прицельно, с близкой дистанции, берег боеприпасы, но на девятый самолет их не хватило. И тогда советский летчик пошел на таран — он ударил бомбардировщик по хвосту собственным винтом. «Юнкерс» упал вниз. Оставшиеся Ю-87 беспорядочно сбрасывали бомбы и убирались восвояси. Горовец на поврежденном самолете взял курс на свой аэродром.
Все это происходило над окопами, где находились советские пехотинцы. Они с изумлением и гордостью за своего аса наблюдали этот невероятный бой.
Но выйти к своему аэродрому Александр не успел. Он был перехвачен четырьмя истребителями ФВ-190. Огненные трассы от фашистов впились в Ла-5, и наш самолет, потеряв управление, начал падать. Александр пытался выровнять машину, но… тщетно. Сил хватило только на то, чтобы открыть фонарь кабины и дернуть кольцо парашюта. Была надежда, что открывшийся парашют вытащит его из кабины, но мощный поток воздуха оторвал купол от строп, и летчик упал вместе с самолетом прямо в воронку от бомбы на огороде одного из домов деревни Зоринские Дворы (Ивнянский район Белгородской области). Сбежались селяне. Они увидели обломки крыльев и хвостового оперения, погнутую лопасть винта и изорванный пилотский шлем. Мотор и фюзеляж ушли глубоко в землю.
В условиях грандиозной битвы летчик был признан пропавшим без вести. Основанием для подтверждения совершенного подвига стали обнаруженные пехотинцами обломки девяти немецких самолетов и свидетельство ими боя одинокого истребителя с десятками Ю-87.
28 сентября 1943 года гвардии старший лейтенант А. К. Горовец удостоился звания Героя Советского Союза и награждения орденом Ленина посмертно.
Между тем у местных мальчишек, и не только у них, было предположение, что летчик остался жив. Они же видели в небе купол парашюта. В 1957 году, будучи уже взрослыми, они вместе с другими селянами предприняли раскопки на месте падения самолета. Копали долго, и вот наконец лопата наткнулась на твердый предмет. Оказалось — хвостовое колесо. Потом откопали шасси, открылся сильно деформированный фюзеляж. На нем — толстый шнур, потом другой. Шнуры тянулись вдоль фюзеляжа в кабину. Следопыты догадались: «Это стропы парашюта. Скорее всего, они оторвались от купола, который мы видели в небе». Действительно, в кабине были обнаружены останки летчика. Имя летчика Александра Константиновича Горовца установили по документам. Были найдены: планшет с картой, бортжурнал, письмо, несколько фотографий и открыток, орден Красного Знамени, гвардейский знак и партийный билет № 2682000. Похоронили А. К. Горовца в деревне Зоринские Дворы.
Биография героя стала известна всей стране. Родился 12 марта 1915 года в деревне Мошканы (сейчас д. Горовцы) Сенненского района Витебской области. Там окончил 7 классов в 1930 году и поступил в Полоцкий лесной техникум, но заболел тифом и вынужден был вернуться домой. После выздоровления переехал к сестре в Витебск. Работал слесарем во 2-м Сантехстрое и одновременно учился в аэроклубе. В 1932 году был призван в Красную армию и поступил в Объединенную школу пилотов и авиатехников Осоавиахима. Школа готовила инструкторов-летчиков, инструкторов-авиатехников и инструкторов-летчиков-парашютистов. По окончании учебы и службы в 1935 году был направлен летчиком-инструктором в аэроклуб города Шахты Ростовской области (ныне — Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ имени Героя Советского Союза А. К. Горовца). В 1939 году окончил курсы командиров звеньев в Кировограде. По возвращении в Шахты стал командиром звена, затем командиром отряда и начальником летной части. В декабре 1939 года избран депутатом Шахтинского райсовета. Нельзя не добавить, что Александр отлично играл на гитаре и гармони, был песенным солистом, декламировал стихи.
25 июня 1941 года Горовец вновь призван в ряды Красной армии. Стал командиром звена в 20-й военно-авиационной школе летчиков первоначального обучения Северо-Кавказского фронта. С 9 июня 1942 года А. К. Горовец воевал в составе 166-го истребительного авиационного полка (иап). Летал на истребителе Ла-5, подаренном колхозниками Горьковской области.
27 февраля 1943 года командир звена 166-го иап лейтенант Александр Горовец за 34 боевых вылета и уничтожение 36 автомашин, 22 повозок с боеприпасами, до двух взводов пехоты и выведение из строя паровоза противника был награжден орденом Красного Знамени. 1 мая 1943 года 166-й иап был переформирован в 88-й гвардейский иап 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии (командующий генерал С. А. Красовский, Воронежский фронт). К 6 июля 1943 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Горовец выполнил 75 боевых вылетов, провел 11 воздушных боев, в которых сбил лично два и в группе шесть самолетов противника. Одна из двух побед Горовца была одержана в первый день Курской битвы — 5 июля 1943 года.
Александр Горовец стал единственным советским летчиком, одержавшим девять воздушных побед в одном бою. Много споров среди летчиков и экспертов возникает по сей день. Ищут ответа на вопрос: как удалось одержать столько побед в короткий промежуток времени в условиях противодействия многочисленного противника? Этот подвиг стал возможным в том числе и благодаря высокому пилотажному мастерству летчика. Ведь с 1935 года Горовец был действующим летчиком-инструктором.
Подвиг Александра Константиновича Горовца золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. В Центральном музее Вооруженных Сил выставлены предметы, найденные в деревне Зоринские Дворы на месте гибели летчика, — авиационная пушка ШВАК с самолета героя, его государственные награды, пистолет ТТ и партийный билет.
На 597-м километре автострады Москва — Симферополь, где когда-то гремели ожесточенные бои, установлены памятники прославленным воинам. Среди них — высокий гранитный постамент в честь Александра Горовца. Имя этого прославленного летчика увековечено в названиях улиц в Минске, Витебске и Богушевске, в Сенненском районе и многих школ. Совершив свой легендарный подвиг, Александр Горовец вошел в бессмертие.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ