Становление Рабоче-крестьянского Красного военно-воздушного флота
К 130-летию со дня рождения Андрея Сергеева
Андрей Васильевич Сергеев (1893-1933) — член Российской коммунистической партии большевиков с 1911 года, участник Первой мировой войны, летчик. А. В. Сергеев — один из тех участников Великой Октябрьской социалистической революции, к которому можно отнести слова «Революция пожирает своих детей», это сказал перед казнью деятель Великой французской революции Жорж Жак Дантон (1759-1794).
Жизнь Сергеева делится на две части: первая — в ней он все время на взлете (примерно до ноября 1925 года), и вторая — она шла по ниспадающей вплоть до исключения из партии, изменения фамилии и, наконец, трагической гибели.
Андрей Сергеев родился в Санкт-Петербургской губернии. На военной службе — с 1915 года. Был направлен в Севастопольскую военную авиационную школу, которую окончил в 1916 году. Служил летчиком на фронте. На Первом Всероссийском авиационном съезде летом 1917 года был избран в Совет авиации. В августе-сентябре 1917 года он возглавил один из авиаотрядов, выступивших против корниловского мятежа.
К революционным событиям в Петрограде относится цитата из книги Сергеева: «Во главе Авиасовета стоял явный эсер и белогвардеец летчик-наблюдатель поручик И. Д. Хризосколео. Раздавшись громом с безоблачного неба для белогвардейского большинства, Октябрьское восстание дало возможность в Авиасовете произвести переворот. Председателем нового Авиасовета был избран летчик-солдат А. В. Сергеев».
1 мая 1918 года Андрей Васильевич встретился с В. И. Лениным, который уверил Сергеева, что он за создание могучей советской авиации.
С декабря 1917 по май 1918 года Сергеев — член Всероссийской коллегии по управлению Воздушным флотом, с мая — комиссар Главного управления Воздухофлота, с 22 сентября 1918 года — начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания Авиадарма — Авиации действующей армии.
А. В. Сергеев писал: «Авиадарм отмечается как «первое» Управление, и по отзыву Главкома И. И. Вацетиса — оно было «образцовым» среди других. Авиадарм с ростом и развитием, расширением функций и авторитета, с подчинением ему фактически в течение Гражданской войны всего Воздухофлота не терял своего оперативно-боевого и полевого характера. (…) Немало гадких чернильных помоев вылили внутренние враги против Авиадарма, пользуясь каждой неудачей, ошибкой, стремясь разбить «группировку», как они называли этих самоотверженных работников, но РВСР (Л. Д. Троцкий) не позволил «взорвать» Советскую власть в Воздушном Флоте «изнутри», откуда продолжали действовать «подкрасившиеся» враги. В расцвет своей деятельности Авиадарм насчитывал всего около 100 человек, объединяя и руководя всей авиацией, воздухоплаванием и морской авиацией».
Много сил и энергии потратил Андрей Сергеев по подбору летного состава, который в большинстве своем состоял из представителей старого офицерского корпуса. Он вспоминал: «Понятно, что «переделывать» из старого в новое оказалось делом трудным, и некоторые части приходилось по году «выдерживать» в глубоком тылу, пока подбором, агитацией, организационными изменениями не удавалось достичь уверенности в «надежности» частей» (Сергеев А. В. «5 лет строительства и борьбы Воздушного флота». — М.: Авиаиздательство, 1926).
По окончании Гражданской войны Сергеев говорил: «Командовать в то время Воздушным Флотом значило, во-первых, организовать его, принимая во внимание всю бесконечную сложность условий вновь создаваемой в боевой обстановке жизни, и то обстоятельство, что Красный Воздушный флот не захирел, а с каждым годом Гражданской войны давал все большую работу, в достаточной мере оправдывает жизненность тех организационных форм».
Быть во время Гражданской войны в действующей армии руководителем РККВВФ означало находиться рядом с председателем Реввоенсовета Республики Львом Троцким. Именно он назначил Андрея Сергеева начальником Авиадарма, хотя соответствующий приказ об этом подписал Главнокомандующий Иоаким Вацетис. В этой связи нельзя не отметить, что Сергеев, будучи незаурядным большевистским агитатором, с большим уважением относился к Троцкому, имевшему выдающиеся ораторские способности. С августа 1921 до октября 1922 года Андрей Сергеев занимал пост руководителя РККВВФ. Сергеев неоднократно подчеркивал авторитет Троцкого в своих четырех книгах, написанных с 1922 по 1926 год и изъятых из обращения до конца 1980-х годов.
А. В. Сергеев отстаивал свои взгляды и на историю создания советской военной авиации, и на ее дальнейшее строительство в мирное время. Воздушный флот, по Сергееву, должен был стать небольшим, но качественным. Такой взгляд противоречил планам председателя Реввоенсовета Михаила Фрунзе и начальника ВВС Петра Баранова (с 1926 года) по строительству Красной армии и Военно-воздушных сил.
Умеренное и подчиненное положение КВФ на протяжении длительного подъема советской авиационной промышленности (как считал А. В. Сергеев и его сторонники) не устраивало и руководство страны во главе со Сталиным.
П. И. Баранов в 1926 году писал, что «Сергеев — бывший начальник Военно-воздушных сил во время Гражданской войны, ныне окончивший Военную академию. По окончании Военной академии Сергеев был назначен Начальником Военного факультета Академии Воздушного флота (имени Н. Е. Жуковского. — С. Е.). Однако при моем сопротивлении при помощи разных махинаций ему удалось перейти в Моб(илизационный) Отдел Наркомторга. Вопрос использования Сергеева является, понятно, наиболее серьезным вопросом, так как он, несомненно, имеет и опыт, и большой авторитет среди работников Воздушного флота. Однако, поскольку поставлена задача освежения и укрепления Воздушного флота, может быть, Реввоенсовет (К. Е. Ворошилов. — С. Е.) и прав, не назначая его на руководящую должность, так как при наличии авторитета и знаний Сергеев, несомненно, способен привнести с собой все недостатки, свойственные Воздушному флоту периода Гражданской войны».
Эта борьба происходила в те годы, когда «генеральная линия партии», проводимая Иосифом Сталиным, уверенно побеждала во всем советском государстве, включая Красную Армию и ее авиацию. В 1927 году Андрей Сергеев за заслуги в годы Гражданской войны и в связи с десятилетием Красной армии был награжден орденом Красного Знамени и… исключен из партии.
Точно не известно, исходя из каких соображений Сергеев в это время меняет свою фамилию на фамилию своей второй супруги, солистки Большого театра Петровой Фаины Сергеевны. В 1927 году он уезжает во Францию в качестве военного атташе. В 1929 году Сергеев (Петров) по заданию Амторга — советского торгового представительства в Америке — переезжает в США. Там А. В. Петров ведет активную работу по закупке авиационного оборудования для СССР. Во время пребывания в Америке экипажа летчика Семена Александровича Шестакова, совершившего по заданию Осоавиахима перелет СССР — США, Петров находится рядом с соотечественниками, организует дело так, что все расходы по пребыванию советского экипажа в США берет на себя Амторг. Также опекал Петров и авиационную делегацию из СССР в составе А. Н. Туполева, П. И. Баранова и других, работавшую в США в 1929 году.
В марте 1933 года Петрова неожиданно отозвали в СССР и назначили заместителем начальника Гражданского Воздушного флота (ГВФ).
5 сентября 1933 года А. В. Петров с начальником Главного управления авиапромышленности П. И. Барановым, начальником ГВФ А. З. Гольцманом и другими высокопоставленными чиновниками вылетел на самолете АНТ-7 из Москвы в Крым, но уже вблизи Лопасни (Чехова) самолет разбился. Все находившиеся в нем погибли. Предварительное заключение комиссии во главе с Михаилом Тухачевским о причине катастрофы — «плохие метеоусловия». Это заключение после окончания работы комиссии подтверждения не получило.
А. В. Петров был похоронен на Новодевичьем кладбище. Постановление ЦИК СССР о присвоении имени Петрова авиационной школе, учреждении премии его имени и др. выполнено не было.
Между тем истории авиации России, безусловно, недостает переизданных книг этого незаурядного первого руководителя РККВВФ.
Сергей Елисеев.
Фото avia.academic.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ