МиГ-19: прорыв в сверхзвуковую авиацию
Советский Союз сделал прорыв в сверхзвук благодаря истребителю МиГ-19, что необходимо было продемонстрировать иностранным военным атташе. Ведь демонстрация силы есть иллюстрация для слов: «Хочешь мира — готовься к войне!»
Решено было это сделать во время воздушного парада в Тушине в 1955 году.
Главком ВВС СССР Константин Вершинин высказал мысль, что не мешало бы предварить прохождение колонны из более чем сорока МиГ-19 (количество — это тоже элемент демонстрации) не только объявлением по радио, но и звуковым эффектом вроде своеобразного салюта из звукового хлопка. На параде МиГ-19 пролетали в первый раз.
В момент перехода самолета из дозвуковой в сверхзвуковую скорость происходит срыв воздушного потока с крыла машины, сопровождаемый звуковой ударной волной. Звуковой хлопок свойственен любой сверхзвуковой машине, но хлопок МиГ-19 был, по словам маршала авиации Евгения Савицкого, «вне всякой конкуренции». Для его осуществления было выделено в дополнение к основной группе МиГ-19 еще двенадцать самолетов.
Савицкий вспоминает: «На генеральную репетицию приехали Вершинин и несколько ответственных работников Генштаба. Когда стрелки подошли к одиннадцати <…> над аэродромом грохнуло так, что даже заклеенные крест-накрест бумажными полосами стекла со звоном вылетели из переплетов… Кто-то от неожиданности присел. Кто-то закрыл уши ладонями.
— Вот это салют! — удовлетворенно сказал Вершинин, когда грохот ударной волны затих».
Прозвучал хлопок и в день праздника. После этого истребитель МиГ-19, благодаря особенностям своей аэродинамики, стяжал себе славу непревзойденного рекордсмена по силе развиваемой им ударной волны. Если же говорить серьезно, то МиГ-19 был во всех отношениях первоклассным истребителем. Но как он создавался?
В конце июля 1950 года на совещании под руководством И. В. Сталина была поднята тема дальнейшего развития истребительной авиации. По результатам обсуждения решили разработать двухдвигательный маневренный истребитель, позже получивший название МиГ-19.
Этот самолет был в определенной мере знаковой машиной для отечественной авиационной промышленности. Он стал первым советским сверхзвуковым самолетом, строившимся серийно.
Разработка истребителя была поручена опытному конструкторскому бюро ОКБ-155, которым руководили Артём Иванович Микоян (1905 — 1970) и Михаил Иосифович Гуревич (1893 — 1976). Работы начались в середине 1951 года.
Для упрощения и ускорения работ самолет строили на базе уже принятого на вооружение МиГ-17Ф. Испытания прототипа, названного СМ-2, подтвердили недостаточную мощность двигателей. Их заменили, прототип самолета получил обозначение СМ-9/1. Первый полет самолета СМ-9/1 состоялся 5 января 1954 года под управлением летчика-испытателя Григория Седова. Это событие и стало днем становления отечественной сверхзвуковой авиации 70 лет назад.
Второй опытный самолет, СМ-9/2, имел цельноповоротный стабилизатор. Все другие доводки были реализованы уже на эталонном прототипе СМ-9/3, получившем в серии, запущенной в феврале 1954 года, обозначение МиГ-19.
Самолет имел лобовой воздухозаборник. В хвостовой части размещались два двигателя АМ-9 конструкции А. А. Микулина (в серии — РД-9Б) тягой 2600 кгс каждый (на форсаже — 3250 кгс). Пустой самолет МиГ-19 весил 5300 кг. С 1700 кг топлива и боекомплектом взлетный вес составлял 7500 кг. Максимальный вес — 8500 кг. Истребитель имел автоматический прицел АСП-5Н. При необходимости МиГ-19 мог нести два подвесных топливных бака емкостью 400 или 760 литров.
У земли истребитель достигал скорости 1100 — 1150 км/ч. На высоте удавалось разогнаться до 1400 км/ч. Крейсерская скорость была установлена на уровне 950 км/ч. Практический потолок — 17,2 км. Без подвесных баков дальность полета равнялась 1400 км, а при их использовании этот параметр увеличивался на тысячу км.
МиГ-19 имел встроенное вооружение — три пушки НР-23 калибра 23 мм (70 снарядов на одно орудие). Две пушки размещались в корневой части крыла, третья — в носу фюзеляжа. Скорострельность пушек — 900 выстрелов в минуту. Истребитель мог нести неуправляемые ракеты С-5 (АРС-57 «Скворец») и свободнопадающие бомбы калибра до 250 килограммов.
МиГ-19П (перехватчик) оснащали бортовой РЛС «Изумруд» с дальностью обнаружения целей до 15 км. МиГ-19ПГ отличался от стандартного МиГ-19П наличием на борту аппаратуры «Горизонт-1», которая позволяла осуществлять наведение самолета на цель по командам с земли. Он мог применять ракеты «воздух — воздух» Р-3С. У разведчика МиГ-19Р была мощная фотокамера АФА-39. Фронтовой истребитель МиГ-19С вооружали уже 30-миллиметровыми пушками НР-30. После оснащения перехватчиков станцией наведения с земли «Лазурь» они получили обозначение МиГ-19ПМЛ. Эта модификация вооружалась ракетами РС-2-УС и К-13. Были модификации и беспилотные — запуск самолета осуществлялся с катапульты.
Первые серийные самолеты были переданы заказчику в начале весны 1955 года, а в июле истребители нового типа МиГ-19 уже приняли участие в воздушном параде, фрагмент которого описан выше. Производство истребителей МиГ-19 продолжалось до 1960 года. Два завода построили 2069 самолетов нескольких модификаций.
Этот самолет долгие годы охранял небо Советского Союза, воевал в разных уголках планеты. Самолет отличался замечательной скороподъемностью и другими качествами, необходимыми для современного истребителя. По маневренности и весовым характеристикам МиГ-19 превзошел своего американского конкурента того времени — F-100 Super Sabre.
МиГ-19 не раз участвовал в воздушных боях. Первую победу МиГ-19, пилотируемый В. Поляковым, одержал 1 июля 1960 года над американским реактивным самолетом-разведчиком RB-47H Stratojet, нарушившим советскую границу над Баренцевым морем. На поражение цели было израсходовано 111 снарядов.
МиГ-19С 10 марта 1964 года сбил американский разведывательный самолет RB-77C Destroyer возле восточногерманского города Магдебурга. Кроме того, эти истребители с 1966 по 1976 год поразили над территорией СССР семь натовских аэростатов с разведывательной аппаратурой.
МиГ-19 под различными наименованиями использовался более чем в 20 странах мира и до настоящего времени служит в ВВС Северной Кореи.
В Китае разработан ряд модификаций самолета J-6 (китайское обозначение выпускавшегося по лицензии МиГ-19). В воздушных боях китайские истребители J-6 (без потерь со своей стороны) одержали не меньше 16 воздушных побед, сбив 11 американских реактивных разведывательных беспилотных летательных аппаратов типа AQM-34, два штурмовика A6A Intruder, истребитель-бомбардировщик F-4C Phantom II, истребитель-бомбардировщик F-105, истребитель F-104C и самолет-заправщик KA-3B Skywarrior. Китайский летчик Гао Хянг расстрелял F-104C из пушек с расстояния всего в 29 метров — наименьшей дистанции сбития сверхзвукового самолета в истории. Правда, по J-6 ударили 19 обломков, и садиться Хянгу пришлось на одном двигателе.
С середины 1960-х, в связи с нападением США на Вьетнам, истребители J-6 стали средством защиты воздушных границ этой страны. Основными противниками J-6 были американские «фантомы». По вьетнамским данным, за всю войну было потеряно девять истребителей J-6, из них пять-шесть уничтожил противник, два-три разбились в катастрофах и один был сбит дружественным огнем. После окончания войны вьетнамцы заявили о семи воздушных победах J-6 над F-4 Phantom.
На Ближнем Востоке МиГ-19 участвовали в арабо-израильской «шестидневной войне» 1967 года и «войне на истощение» малой интенсивности между Египтом и Израилем в 1967 — 1970 годах в составе ВВС Египта, а также в индо-пакистанской войне 1971 года. ВВС Пакистана одержали на МиГ-19 пять воздушных побед, потеряв в боях две машины.
ВВС Советского Союза МиГ-19 эксплуатировали до 1970-х. Значение МиГ-19 в истории отечественной военной авиации трудно переоценить. Это было прорывное творение советских авиаконструкторов. Данная модель стала самой передовой в мире на то время и дала толчок для развития авиапромышленности и российских летных традиций. МиГ-19 открыл для советских летчиков все тактические преимущества сверхзвукового полета и послужил основой для создания сверхзвуковых истребителей во всем мире.
Сергей Елисеев.
Фото авиару.рф
ЛЮДИ ГОВОРЯТ