Екатеринбургский авиаклуб ДОСААФ празднует юбилей
23 декабря в концертном зале Дома офицеров Центрального военного округа состоялось торжественное мероприятие, посвященное 90-летнему юбилею Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России имени А. К. Серова.
Поздравить авиаторов с замечательным юбилеем пришли председатель регионального отделения ДОСААФ России Свердловской области Юрий Яночкин, который зачитал поздравительный адрес от председателя ДОСААФ России генерал-полковника Александра Колмакова, главный федеральный инспектор по Свердловской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Михаил Богинский, заместитель министра общественной безопасности Свердловской области Александр Клешнин, заместитель министра физической культуры и спорта Свердловской области Сергей Набоких, председатель Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров генерал-майор авиации в отставке Юрий Судаков и другие. В конце торжественного мероприятия по видеосвязи из Звёздного городка Екатеринбургский авиационный клуб с юбилеем поздравил летчик-космонавт, Герой Российской Федерации Сергей Прокопьев.
19 ноября (2 декабря по н. ст.) 1917 года в Екатеринбурге был создан аэроклуб. Как вспоминал в своих записках Алексей Владимирович Ольшванг (инженер-электрик, с 1919 года — профессор Уральского политехнического института), 19 ноября 1917 года в библиотеке имени В. Г. Белинского состоялось учредительное собрание отделения Всероссийского аэроклуба под названием «Екатеринбургский аэроклуб». Затем было организовано две секции: научная и спортивная, в которые записались 25 и 20 человек соответственно. В ноябрьском номере газеты «Уральская жизнь» была опубликована статья одного из основателей Екатеринбургского аэроклуба, участника Первой мировой войны, военного летчика Алексея Муратова:
«Вопрос о демобилизации является особенно острым в авиационном деле. Осложняется он тем, что авиационным адептам придется проводить идею, бывшую до сих пор фантазией и сказкой — насаждать воздушную жизнь, т. е. приучать человека к воздуху и проводить незримые, но очень удобные и выгодные для государства воздушные пути сообщения — пассажирские, товарные и почтовые. В этом сложном деле на помощь государству, всецело погруженному до сих пор в вопросы военной авиации, должны прийти частные, авиационные организации, среди которых первое место принадлежит Всероссийскому аэроклубу. Всероссийский аэроклуб, выделив из состава своих членов компетентных лиц, образовал особую комиссию, которой поручил разработку данного вопроса. <…>
Аэроклуб в Екатеринбурге, как центре горнопромышленного Урала, при наличии обсерватории и горного института, при котором возможно открыть отделы аэродинамический и аэротехнический, имея под рукой все нужные материалы для изготовления на своих заводах аппаратов и моторов, должен будет в будущем разрабатывать конструкцию, строить и снабжать своими аппаратами и моторами громадную сеть станций России. Начав дело об открытии школы и мастерских, с развитием авиации он может преобразовать свои мастерские и заводы и таким путем легко выполнить поставленную задачу. Судя по тому, какой живой интерес вызывает в Екатеринбурге открываемый аэроклуб, можно надеяться, что средства у него будут. Их дадут те, кому дорого процветание родной авиации. Всякая посильная лепта поможет сотворить великое будущее.
Здоровая молодежь, спортсмены обоего пола, войдя членами в аэроклуб, смогут впоследствии испытать предмет увлечения этим новым видом спорта. Возвратившиеся с фронта летчики найдут отдых в стенах родного аэроклуба, а отдохнувши, отдадут ему свой опыт и знание. Итак, в добрый час. От души желаю благому начинанию успеха и развития!»К декабрю 1917 года число членов Екатеринбургского аэроклуба выросло уже до 100 человек.
На втором собрании членов аэроклуба, прошедшем 3 декабря, было принято решение приобрести через Всероссийский аэроклуб три аэроплана: один «Ньюпор-17» для фигурных полетов и два аппарата системы «Фарман-4» — для учебных целей.
В начале 1918 года Императорский всероссийский аэроклуб, созданный в 1908 году, решением правительства РСФСР был упразднен. Начатое этим обществом дело нашло продолжение в Осоавиахиме.После Гражданской войны в Екатеринбурге создаются различные авиационные кружки: самолетные, планёрные, авиамодельные. Одним из первых авиамоделистов в Екатеринбурге был Евгений Васильевич Волков. Уже в 1923 году, когда в СССР было создано Общество друзей воздушного флота, в городе проводятся первые соревнования по летающим моделям самолетов.
В 1930 году Е. В. Волков поступил на работу инспектором авиамодельной подготовки в Уральский областной совет Осоавиахим, а в 1935 году перешел работать мотористом в Свердловский аэроклуб. Впоследствии, после Великой Отечественной войны, он возвратился в авиамодельный спорт и более чем за 60 лет, работая инструктором-авиамоделистом, воспитал целую плеяду спортсменов, неоднократно блестяще защищавших спортивную честь не только одной Свердловской области, но и всей страны.Прошедший в январе 1930 года II Уральский областной съезд Осоавиахим принял решение о создании Свердловской гражданской авиационной школы по подготовке летчиков и мотористов. В феврале того же года, в ходе II Всесоюзного съезда Осоавиахим, немало внимания было уделено развитию авиации. Поэтому инициатива уральцев нашла поддержку. На создание авиашколы в Свердловске выделили 520 тысяч рублей и самолеты. 1 августа 1930 года в школе, которую возглавил Георгий Мартемьянович Тюменев, начались занятия.
В следующем, 1931 году в торжественной обстановке прошел первый выпуск пилотов. Это означало, что Урал приобрел значение и как кузница кадров для Военно-воздушных сил.
30 апреля 1933 года Президиумом Уральского областного совета Осоавиахим принято решение об открытии в Уральской области четырех аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижнетагильского, Надеждинского (впоследствии — Серовского). В 1934 году было решено открыть девять планёрных станций, одну авиамодельную лабораторию, 13 авиамодельных кабинетов и кружков.Первым начальником Свердловского аэроклуба Осоавиахима, начавшего свою работу 23 декабря 1933 года и от которого ведет отсчет Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб, стал болгарский коммунист Афанасий Афанасьев, который в послевоенные годы был министром гражданской авиации Болгарии.
За довоенный период работы клуб подготовил около 1500 пилотов самолетов, 50 механиков, 25 авиамоделистов, 47 стрелков-механиков.
В годы Великой Отечественной войны 17 воспитанников клуба удостоены звания Героя Советского Союза, двое воспитанников клуба были дважды удостоены звания Героя Советского Союза. Двое воспитанников аэроклуба — Григорий Речкалов и Михаил Одинцов — были удостоены этого высокого звания дважды.
Воспитаннику клуба Юрию Исламову в 1988 году за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в республике Афганистан, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Полет в космос дважды выполнил воспитанник Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба, Герой Российской Федерации Сергей Прокопьев.
За 90 лет своего существования Екатеринбургский авиационный клуб подготовил более 400 летчиков, 448 планеристов-спортсменов, больше 3000 парашютистов. Путевку в небо в аэроклубе получили 20 мастеров самолетного спорта, 3 мастера по вертолетному спорту, 90 мастеров парашютного спорта, 7 заслуженных мастеров спорта, 8 мастеров спорта международного класса, 16 чемпионов мира и Европы. Спортсменами-парашютистами клуба установлено более 190 мировых рекордов.
За достижения в авиационных видах спорта Екатеринбургский аэроклуб ДОСААФ, единственный в России, награжден Дипломом чести Международной авиационной федерации.
В настоящее время в Свердловской области работают два авиационно-спортивных клуба ДОСААФ России — Екатеринбургский и Нижнетагильский.
По информации dosaaf66region.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ