Кадры в авиации решают всё, однако на чём их учить?
Главные кадры в авиации — летный состав. Они готовятся в пяти основных учебных заведениях гражданской авиации. Для обучения используется преимущественно иностранная авиационная техника.
Например, Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова — филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А. А. Новикова». Училище находится в Оренбургской области. Первоначальное обучение осуществляется на одномоторном самолете Diamond DA 40NG и на двухмоторном самолете Diamond DA 42NG.
Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации им. В. И. Гришукова (колледж) — тоже филиал Санкт-Петербургского госуниверситета ГА. Для летного обучения курсанты выезжают в Бугурусланское летное училище. Обучение производится на DA 40NG и DA 42NG.
Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Г. А. Тарана — филиал Ульяновского института гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Училище находится в Рязанской области. Учебные полеты выполняются на воздушных судах типа Ан-2, Як-18Т 36-й серии, Cessna-172S, L-410 UVP E-20, L-410 UVP E.
Краснокутское летное училище гражданской авиации имени заслуженного пилота СССР Васина И. Ф. — филиал Ульяновского института гражданской авиации. Училище находится в Саратовской области. Учебные полеты выполняются на воздушных судах типа Як-18Т, Ан-2, Cessna-172S, DA 40, DA 42, L-410.
Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А. В. Ляпидевского — филиал Ульяновского института гражданской авиации. Для полетов используются вертолеты Ми-8Т, Ми-171, Eurocopter-350B2, Bell-407.
Теперь кратко о самолетах, на которых идет обучение курсантов. Начнем с Бугурусланского училища и далее по списку.
DA 40NG — самолет с дизельным двигателем мощностью 168 л. с. Изготовителем самолета DA 40 NG «Tundra» является австрийская компания Diamond Aircraft Industries. Изготовлен самолет из композиционных материалов. Максимальная взлетная масса — 1280 кг.
DA 42NG — австрийский четырехместный двухдвигательный самолет. Планер самолета выполнен из композитов. Оборудуется двумя дизельными двигателями. Масса пустого самолета: 1251 кг; полезная нагрузка: 532 кг; максимальная взлетная масса: 1783 кг; крейсерская скорость: 365 км/ч.
Отечественный Ан-2 — расчалочный биплан с одностоечной коробкой крыльев. Экипаж — 1 — 2 человека. Полезная нагрузка до 1600 кг или 12 человек в пассажирском варианте.
Cessna-172 Skyhawk — американский однодвигательный самолет. Один пилот при трех пассажирах. Масса пустого самолета: 736 кг. Максимальная взлетная масса: 1159 кг. Крейсерская скорость: 226 км/ч.
L-410 UVP E-20 — чешский двухдвигательный самолет на 19 пассажиров или 1800 кг груза. Взлетная мощность: 2х750 л. с. Масса пустого самолета: 4050 кг. Максимальная взлетная масса: 6600 кг. Максимальная скорость: 335 км/ч.
Назревающая проблема с кадрами заключается в следующем. 16 мая 2023 года начальник управления летной эксплуатации Росавиации Владимир Израилев сделал заявление, что на сегодняшний день летные училища используют самолеты и вертолеты иностранного производства Cessna-172, Diamond 40/42, Bell, Eurocopter. Представитель Росавиации подчеркнул, что половина этого авиапарка неисправна. Особенно тяжело дело обстоит с двигателями, завозить которые дорого и долго, а порой просто невозможно.
В этой связи, например, выпуск специалистов из Омского летного технического колледжа происходит «с огромной задержкой». Израилев предупредил, что, если в РФ не на чем будет готовить пилотов, в будущем просто «некому будет летать».
По словам чиновника, Росавиация вместе с Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации и вузами проработала предложения о том, каким может быть российский учебный самолет. Эти предложения были направлены в Минпромторг.
Отечественный Як-18Т 36-й серии, учебно-тренировочный четырехместный самолет, не решает проблемы. Из СМИ стало известно, что в связи с устареванием и износом парка этих самолетов в 2006 году правительством РФ было принято решение о возобновлении серийного производства модернизированного Як-18Т, в котором заменялась авионика и производились другие усовершенствования. Самолет получил наименование Як-18Т 36-й серии. Во второй половине нулевых годов последовал заказ на 60 таких самолетов. Кое-где они и сейчас используются в обучении, но основной парк — действительно иностранные самолеты.
Между тем самолет первоначального обучения требуется и для Воздушно-космических сил. К этой теме «Вести ДОСААФ» обращались не раз. Но изменений пока нет.
История с разработкой и производством перспективного российского учебно-тренировочного самолета (УТС) в начале 2024 года пока не разрешается. Речь идет о создании машины первоначальной подготовки. В чем причина растянувшихся сроков? Ответ: в отсутствии современного российского двигателя для учебного самолета. Сейчас есть сразу две разные модели самолетов — Як-152 и УТС-800.
Як-152 разрабатывали много лет, его изначально хотели снабдить версией известного мотора М-14 мощностью 360 л. с. и сухой массой около 220 кг. Мотор уже отработан на Як-18 и других машинах. Но затем выбор был сделан в сторону двигателя RED A03, попавшего под санкции со стороны Германии. Планировалось построить серию не менее чем из 150 Як-152 с этим двигателем. В настоящее время от RED A03 авиастроители отказались.
Что касается самолета УТС-800, то проект в виде макета впервые представили в 2021 году. Это разработка Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). В конце 2023 года, т. е. совсем недавно, начались летные испытания. В отличие от Як-152 машина крупнее: максимальный взлетный вес более двух тонн. Максимальная скорость — 460 км/ч. Опытный самолет оснащен иностранным двигателем, а нужен российский. В УЗГА в этом плане уже есть своя заготовка — доработанная версия нового российского мотора ВК-800СМ, пока находящаяся в стадии наземных испытаний. Согласно ранее публиковавшимся данным, взлетная мощность турбовинтового двигателя ВК-800СМ составляет около 800 л. с., на крейсерском режиме — 450 л. с. Возникает вопрос: не слишком ли много мощности для учебного самолета первоначальной подготовки? Анонсировался запуск в производство ВК-800СМ в 2024 или 2025 годах.
В проекте Як-152 пройден значительно больший путь, чем для УТС-800. Но в УЗГА наиболее близки к тому, чтобы все-таки решить задачу под названием «новый российский учебно-тренировочный самолет с отечественным двигателем».
Такова проблема. Иностранцы свои двигатели завели под санкции, а отечественные не можем сделать уже более десяти лет. Зато китайцы и другие более предприимчивые люди успешно эксплуатируют наши моторы М-14 на своих самолетах и даже проводят их модернизацию. Так проблема с двигателями становится проблемой с кадрами, а кадры, как известно, решают всё!
Между тем, анализируя катастрофы и аварии, происшедшие в учебных заведениях гражданской авиации начиная с 2000-х годов, автору этих строк бросилось в глаза, что большинство происшествий с иностранными, да и с нашими самолетами случалось из-за потери скорости и сваливания в штопор. А ведь был учебный самолет под обозначением У-2, который при брошенной ручке управления сам выходил из штопора. Летчик № 1 Михаил Михайлович Громов писал в конце 1970-х годов: «Изъятие самолета У-2 из обучения из-за того, что он биплан — это психологическая безграмотность тех, кто с этим согласился, а не только того, кто это утверждает. Изъятие У-2 — большая государственного значения ошибка (если это ошибка)».
Замечу, что среди современных летчиков, в том числе и среди занимающих высокие посты, как правило, нет приверженцев У-2. Они любят тот самолет, на котором ими был выполнен первый самостоятельный полет. На У-2 перестали учить в начале 1960-х годов. Поэтому сказанное выше об У-2 относится к истории авиации и не находит энтузиастов.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ