Уникальный опыт 15-летней работы космической станции «Мир»
Сейчас наши космонавты работают на Международной космической станции (МКС). Между тем в программе развития российской космонавтики обозначено создание своей национальной космической станции. В этой связи имеет смысл кратко напомнить читателю об уникальном опыте комплекса «Мир» — отечественной космической станции, находившейся на орбите более 15 лет — с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года.
Станция «Мир» была бриллиантом в короне отечественной космонавтики. Первый ее 20-тонный базовый модуль был доставлен на орбиту ракетой-носителем «Протон-К». За время полета на станции «Мир» было совершено 75 выходов в открытый космос. Суммарная продолжительность всех выходов составила 359 часов 12 минут. В них участвовали 29 советских и российских космонавтов, три астронавта США, два из Франции и один — от Европейского космического агентства (ЕКА).
Максимальное количество выходов в открытое космическое пространство имелось у Анатолия Соловьева — 16 (продолжительность — 77 часов 46 минут), у Сергея Авдеева и Александра Сереброва — по 10 выходов.
Однако едва ли не самое сложное из всего, что делалось на станции во время 15-летнего полета, — это стыковки и расстыковки с другими космическими аппаратами. С 1995 года к «Миру» девять раз пристыковывались американские космические челноки «Спейс шаттл». Стыковочные средства уже в то время позволяли управлять сближаемыми объектами с расстояния 400 км. Всего за время полета «Мира» было осуществлено 142 стыковки, включая перестыковки кораблей и модулей с одного узла на другой. Следует заметить, что эти операции проходили не всегда гладко. Так, стыковка модуля «Квант» удалась только со второй попытки: помешал посторонний предмет (мешок с мусором), вклинившийся между модулем и станцией. Повторные нештатные стыковки случились еще с двумя модулями.
5 сентября 1988 года при возвращении со станции на Землю экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМ-5» в составе Владимира Ляхова и Абдула Моманда (Демократическая Республика Афганистан) случилась авария. Вот последовательность ее развития: сначала командир корабля Владимир Ляхов вручную отстрелил бытовой отсек. Появилась индикация «Невыполнение ориентации». Как следствие, не включился тормозной двигатель. Бортовой компьютер перешел в режим ожидания. Ляхов и Центр управления полетом (ЦУП) стали анализировать ситуацию. Через семь минут ориентация восстановилась, и бортовой компьютер неожиданно выдал команду на запуск двигателя. Ляхов посмотрел на глобус — район посадки мог оказаться в Тихом океане! Ляхов выключил двигатель, спуск автоматически перенесся на следующий виток. Однако ни экипаж, ни специалисты в ЦУПе не обратили внимания, что двигатель уже отработал шесть секунд, и в программе запомнилось: «шесть секунд». На следующем витке тормозной двигатель снова включился, но он отработал лишь шесть секунд вместо нужных двухсот. Ляхов снова включил двигатель, но через 14 секунд опять произошло его выключение. Тогда Ляхов нажимает на кнопку включения двигателя, пытаясь «дожать» тормозной импульс. Двигатель отрабатывает 33 секунды, но в это время нарушается режим стабилизации, и командир прекращает торможение. Корабль никак не удается свести с орбиты! А сбой в работе продолжается: после последнего выключения двигателя запустился счетчик программно-временного устройства разделения агрегатного отсека (а именно на нем стоит тормозной двигатель) и спускаемого аппарата, которое должно было произойти через 20 минут. Чем это грозит – читатель, наверное, уже понял: незаторможенный спускаемый аппарат останется на орбите. Когда до отделения агрегатного отсека осталось чуть больше одной минуты (18 минут Ляхов и ЦУП пытались найти решение), командир, не теряя самообладания и без сообщения в ЦУП, дает команду на отключение всех динамических режимов, и только тогда программа возвращается в исходное состояние.
Экипажу пришлось еще сутки пробыть в спускаемом аппарате, так как бытовой отсек уже был отстрелен Ляховым в начале аварийной ситуации. В том отсеке остались и продовольствие, и все удобства. 7 сентября 1988 года Владимир Ляхов и Абдул Моманд благополучно вернулись на Землю.
14 января 1994 года после отстыковки корабль «Союз ТМ-17» (командир Василий Циблиев и бортинженер Александр Серебров) должен был облететь станцию «Мир» и далее идти на спуск. Во время облета станции, на которой находились космонавты Виктор Афанасьев, Юрий Усачёв и Валерий Поляков, возникла аварийная ситуация.
Юрий Усачёв вспоминает: «Неожиданно транспортный корабль (Союз ТМ-17) увеличивается в размерах, кажется, начинает раскручиваться какая-то пружина — расстояние между нами сокращается все стремительнее. Я замер у иллюминатора. Корабль проносится около нас на расстоянии 30 — 40 метров! Это было похоже на фантастику из серии «Звездные войны». Когда он проскочил, я бросился к иллюминатору в каюте командира, увидел удаляющийся транспортный корабль и почувствовал, как мы были близки… Было немного жутковато осознавать, что можно вот так столкнуться, и привет».
Все произошло, как показали результаты разбора, из-за неисправности ручки управления на транспортном корабле.
За 15 лет, несмотря на нештатные ситуации и непрерывно ухудшающееся финансирование, на станции «Мир» было выполнено более 31 200 экспериментов. Объем проведенных медико-биологических исследований во время пребывания экипажей всех 28 экспедиций — более 2300.
По материаловедению выполнено более 2450 экспериментов. Отработаны базовые технологии производства полупроводниковых материалов и получены образцы, превосходящие по физическим характеристикам земные аналоги, что подтвердило целесообразность организации опытно-промышленного производства полупроводниковых материалов в космосе, получены образцы полупроводниковых материалов со свойствами, недостижимыми на Земле, что вывело приборостроение на новый качественный уровень.
По астрофизике выполнено более 6200 экспериментов. В результате открыты космические рентгеновские источники, детально исследован центр галактики.
Аппаратура, которой был оснащен модуль «Природа», позволяла наблюдать состояние земной поверхности в любое время суток, независимо от погоды и освещения.
В плане международного сотрудничества выполнено 7600 экспериментов в области медицины, биологии, технологии, техники, биотехнологии.
На орбитальной станции «Мир» работали представители США, Германии, Англии, Франции, Японии, Австрии, Болгарии, Сирии, Афганистана, Казахстана, Словакии, а также Европейского космического агентства.
Были сделаны выводы об использовании солнечного паруса для решения задач ретрансляции энергии, теле- и радиосвязи, освещения Земли отраженным солнечным светом, очистки космоса от осколков и для межпланетных перелетов под солнечным парусом.
Проведен биологический эксперимент «Перепел» по выращиванию эмбрионов перепела. 22 марта 1990 года в космосе вывелось первое высокоорганизованное живое существо — перепеленок.
В начале 1995 года началось осуществление программы «Мир-Шаттл», а затем — «Мир-НАСА». Появилась программа МКС, как следствие, продлили эксплуатацию станции «Мир».
Избавиться от «Мира» после того, как из станции была выкачана вся полезная информация, стало заветной мечтой американцев. Пока «Мир» выполнял американскую программу, разговоров о его затоплении не возникало. Но как только эта программа была завершена и американские астронавты приобрели опыт длительных полетов, NASA неоднократно стало назначать сроки затопления станции «Мир», пытаясь убедить российских специалистов в ее аварийном состоянии.
В начале 2001 года орбитальный комплекс «Мир» представлял собой космическое тело массой более 130 тонн. С потерей станции в России лишались работы около 100 тысяч квалифицированных специалистов различных отраслей промышленности.
Последний раз к «Миру» отправился космический грузовик с печальной, но ответственной миссией: он доставил на станцию топливо, необходимое для спуска комплекса с орбиты и затопления в океане.
К моменту спуска орбитальный комплекс «Мир» совершил 86 331 виток вокруг планеты Земля.
Сергей Елисеев.
Фото Госкорпорации «Роскосмос» и Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ