Ил-114-300: 40 лет «хождения по мукам» и первый полет
В начале 1980-х годов опытное конструкторское бюро им. С. В. Ильюшина выступило с инициативным предложением о создании нового турбовинтового пассажирского 60-местного самолета для региональных авиалиний — Ил-114. Прошло 40 лет, и только сейчас появилось сообщение: «31 марта 2024 года с аэродрома Луховицкого авиационного завода им. П. А. Воронина совершил первый полет опытный самолет Ил-114-300». Возникает вопрос: почему так долго пришлось ждать этот самолет?
Проектировать Ил-114 начали в середине 1980-х годов, что совпало с разгаром горбачевской перестройки. Название самолету было дано в честь легендарного, выпускавшегося во многих версиях Ил-14. В 1990 году состоялся первый полет Ил-114. Через год самолет начали строить в Узбекистане в Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ), которое в 1992 году стало собственностью Узбекистана. Прошло 20 лет. За это время ТАПОиЧ выпустило 20 самолетов Ил-114-100 и прекратило свое существование, став Ташкентским механическим заводом. Число 100 в названии самолета было связано с установкой на самолет иностранных двигателей.
«Узбекская» полоса Ил-114 была пройдена. В 2012 году за самолет решили взяться российские авиастроители. В июле 2014 года Президент России В. В. Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос серийного производства в России самолета Ил-114 (вместо Ил-114-100). На российском рынке наблюдался острый дефицит региональных самолетов, вследствие чего из одного областного центра в другой приходилось летать через Москву.
В 2014 — 2015 годах началась работа над проектом Ил-114. По планам того времени он должен был появиться в России к 2019 году под обозначением Ил-114-300. На Ил-114 решили установить отечественный двигатель ТВ7-117СТ, первый серийный Ил-114-300 с этим двигателем должен был взлететь на рубеже 2020 — 2021 годов. И действительно, первый полет возобновленного российского самолета Ил-114-300 состоялся 16 декабря 2020 года.
Однако в августе 2021 года случилась катастрофа с опытным военным самолетом Ил-112В. Аварийную ситуацию на борту этого самолета спровоцировал отказ в полете двигателя ТВ7-117СТ, который, как сказано выше, стоял и на Ил-114-300. Помпаж силовой установки спровоцировал обрыв лопаток турбины и разрушение расположенных рядом топливопроводов. Загорелся керосин, пожар перекинулся из гондолы двигателя в крыло, и там огонь за несколько секунд расплавил дюралюминиевые тяги элеронов и закрылков. Далее последовала катастрофа Ил-112В.
В результате было решено не учитывать первый полет Ил-114-300 (регистрационный номер 54114), состоявшийся в декабре 2020 года, и отправить машину на доработку по двигателю ТВ7-117СТ.
Объединенная двигателестроительная компания «Климов» (г. Санкт-Петербург) сделала ряд усовершенствований в двигателе ТВ7-117СТ. Созданный пермским предприятием насос для двигателя ТВ7-117СТ-01 успешно прошел огневые испытания. После воздействия пламени в течение пяти минут на агрегате не было зафиксировано утечек топлива, он подтвердил свою огнестойкость. Это позволило с уверенностью в безопасности рекомендовать установку ТВ7-117СТ-01 на самолеты (добавку 01 двигатель получил вследствие ряда доработок). Наконец ТВ7-117СТ-01 был установлен на Ил-114-300, и самолет стали готовить к первому полету.
Первый полет самолета Ил-114-300 (№ 54115) состоялся 31 марта 2024 года, продолжался 40 минут и проходил на высотах до 900 м на скоростях до 230 км/ч. Если читатель следит за содержанием статьи, это был уже третий первый полет Ил-114. Он прошел штатно, системы и оборудование работали исправно, программа полета выполнена полностью. В ходе испытаний выполнялась проверка устойчивости и управляемости воздушного судна, работы отечественных систем и оборудования.
Разработчиком самолета является публичное акционерное общество «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» (ПАО «Ил»). Самолет Ил-114-300 состоит из российских комплектующих, конструкторская документация самолета переведена в «цифру», создана цифровая модель воздушного судна. Это позволяет ПАО «Ил» и авиазаводам, задействованным в кооперации по созданию самолета, вести работу в едином информационном пространстве.
На новом региональном Ил-114-300 для сокращения длины разбега и уменьшения скорости посадки изменен поперечный угол крыла, увеличено применение композиционных материалов, установлен новый цифровой пилотажно-навигационный комплекс. Особое внимание было уделено повышению эргономики кабины экипажа, более комфортабельным стал салон. Информация о полете и состоянии машины отображается на пяти цветных жидкокристаллических дисплеях. Управлять самолетом смогут всего два человека — командир и второй пилот, способные заменять друг друга при необходимости.
Дальность полета Ил-114-300 составит до 5000 км с нагрузкой 1300 кг и максимальным запасом топлива, а при максимальной коммерческой нагрузке — 2000 км. Максимальная взлетная масса — 23,5 т, крейсерская скорость — до 500 км/ч. Один турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01 имеет мощность 3100 л. с. Он совместно с винтом АВ-112-114 обеспечивает тягу в 4 т. Два двигателя — 6200 л. с. и 8 т. ТВ7-117СТ-01 оснащается цифровой системой управления и имеет лучшую в своем классе топливную эффективность. Двигатель по своим техническим характеристикам превосходит зарубежные аналоги.
Планер на 42 % изготавливают в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (центроплан, крыло, хвостовое оперение, мотогондолы), панели фюзеляжа — на «Авиастаре» в Ульяновске, которые переправляют в Нижний Новгород, где на авиастроительном заводе «Сокол» собирают части фюзеляжа. Затем все эти компоненты направляются в Луховицы, где из них на автоматизированных стендах по технологии бесстапельной сборки на заводе им. П. А. Воронина, входящем в Ростех, собирают новый самолет.
Подчеркнем, что ушедший в третий первый полет Ил-114-300 строился с нуля. Ранее, в 2020 году, испытывался Ил-114-300, переделанный из Ил-114-100 № 54114 ташкентского выпуска 1994 года, на который поставили двигатели ТВ7-117СТ.
Самолет в 1980-х годах разрабатывался для замены старых Ан-24 на местных воздушных линиях. В наши дни Ил-114-300 должен заменить тот же Ан-24, а также турбореактивные Як-40 и Ту-134, ну и иностранные самолеты данного класса. Здесь на первый план выходит экономичность турбовинтовых двигателей с пропеллерами по сравнению с турбореактивными. В будущем предполагается приподнять мотогондолы Ил-114-300 с тем, чтобы он мог использоваться с грунтовых, арктических (антарктических) аэродромов. Ил-114-300 будет перевозить до 68 пассажиров. При большей вместимости его уже отнесли бы к магистральным лайнерам.
Ил-114-300 — универсальная платформа, на базе которой могут создаваться самолеты различного назначения: грузового, грузопассажирского, специального (для разведки, мониторинга, медицинских нужд). Грузопассажирская версия самолета может быть востребована у вахтовиков, которым необходимы и комфортные условия полета, и возможность перевозки грузов. В интересах военных возможно производство патрульных версий самолета, так как низкий расход топлива — всего 550 кг в час — позволяет барражировать длительное время на низких скоростях. Помимо двигателя ТВ7-117СТ-01, самолет получил новую вспомогательную силовую установку ТА 14-114, которая будет запускать двигатели самолета при отсутствии соответствующего наземного оборудования в труднодоступных районах.
Первым получателем Ил-114-300 должна стать Государственная транспортная лизинговая компания, а эксплуатантом — акционерное общество «Вологодское авиапредприятие», которое специализируется на полетах в труднодоступные районы. Первые две серийные машины введут в эксплуатацию в 2026 году.
В планах — выпуск до 12 самолетов в год. По оценкам специалистов, для развития российских местных авиалиний в ближайшие годы нужно иметь именно Ил-114-300. Серийное производство самолета — это новый виток в развитии отечественного авиапрома и возрождение региональной авиации.
Сергей Елисеев.
Фото ОАК.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ