Профессия — водолаз. За кулисами водных глубин
Воронежская водолазная школа ДОСААФ России им. Михаила Авраменко отмечает свой 85-летний юбилей
Свой профессиональный праздник российские водолазы ежегодно отмечают 5 мая. В этот день в 1882 году в Кронштадте была основана первая в мире водолазная школа по именному указу императора Александра III.
В Воронеже эту дату всегда отмечали с размахом: проводили международные соревнования по водолазному троеборью, устраивали демонстрационные погружения в старинном снаряжении, приглашали высоких гостей. В этом году от праздничных мероприятий решили отказаться — лишь в узком профессиональном кругу вспомнят коллег, отметят лучших наградами.
В негласном рейтинге водолазных школ Воронежская — в тройке лидеров. Ее высокий статус ковался годами и десятилетиями, а тысячи выпускников служили и служат верой и правдой своей стране и профессии. Многие так и говорят: «Хотите стать хорошим водолазом — езжайте в Воронеж». К слову, за время своего существования школа подготовила более 16 000 специалистов водолазного дела 1, 2 и 3-го класса 1-й и 2-й групп специализации.
За 85 лет существования школа не раз сталкивалась с трудностями и вызовами, но каждый раз они только укрепляли ее профессионализм и репутацию. Сегодня Воронежская водолазная школа является одним из лучших заведений в обучении и подготовке специалистов в области подводных работ и спасательных операций.
Заслуга в этом развитии принадлежит многим, но особое место занимают опытные инструкторы. В водолазной школе трудятся девять человек, но каждый из них — «штучный экземпляр», гордость профессии! Эти непревзойденные профессионалы связали свою судьбу с водолазной школой 30 — 40 лет назад, и все эти годы они передают свой опыт и знания новым поколениям. Их преданность делу и безмерная страсть к подводному миру создали неповторимую атмосферу в школе, где каждый ученик находит в них не просто лектора, но и доброго наставника, готового поддержать и вдохновить на новые свершения.
В этом юбилейном году Воронежская водолазная школа не только отмечает свои достижения, но и бережно хранит память обо всех, кто вложил свою душу и труд в ее благополучие. Это капитан 1-го ранга Алексей Григорьев, капитан 2-го ранга Анатолий Смирнов, капитан 1-го ранга Николай Игольченко…
Профессия водолаза является одной из самых непростых и опасных среди всех профессий. Водолазы выполняют широкий спектр задач под водой, включая работы по ремонту и обслуживанию морских сооружений, поисково-спасательные операции, осмотр и очистку подводных конструкций, а также участие в экологических проектах.
Один из самых опытных и преданных делу инструкторов Водолазной школы, Александр Черных, признается, что работа водолаза очень сложная, но мало кто по своей воле уходит из профессии. И дело даже не в романтике, которая испаряется после нескольких лет.
— Водолазами становятся люди особого внутреннего устройства. Их не пугает обилие длительных командировок, частое отсутствие бытовых условий при выполнении работ, физически тяжелый труд с почти нулевой видимостью, грязь, холод и постоянные испытания силы воли и духа. И если ты не фанат своего дела, если не одержим своей работой, то долго тут не продержишься, — уверен Александр Черных.
Сам он пришел в Морскую школу ДОСААФ СССР в 1983 году школьником — мечтал покорить водную стихию. Свое детство он вспоминает с особой теплотой и благодарностью — часто ездил по стране, отдыхал в специализированных пионерских лагерях, участвовал в соревнованиях по скоростным видам подводного плавания, был капитаном команды и занимал призовые места. Спортивную карьеру закончил со званием кандидата в мастера спорта. После школы отслужил в армии и вернулся в альма-матер, где работал тренером по подводному спорту. Затем возглавил школу подводного плавания «Водолей».— Мы часто приглашаем детские группы, рассказываем им о подводном мире, популяризируем профессию водолаза. Им очень нравится наш музей водолазного дела и его уникальные экспонаты, нравится наблюдать за настоящими погружениями в глубины Воронежского водохранилища. Жалко, что сегодня у многих ребят нет былого интереса к нашей деятельности, а раньше при Морской школе работали восемь секций, в каждой из которых занималось минимум по 30 человек. Представляете количество детей, увлеченных подводной тематикой? Никакая профориентация не нужна для того, чтобы они пошли в профессию, — сокрушается инструктор.
Важность труда водолазов для общества трудно переоценить. Они обеспечивают работоспособность и безопасность морских объектов, спасают жизни людей в чрезвычайных ситуациях, помогают в восстановлении подводной экосистемы и решении различных проблем, связанных с водными ресурсами. Без их участия многие задачи было бы трудно или даже невозможно выполнить. Но первоначальные знания они получают в водолазных школах — у опытных инструкторов.
Андрей Семенов — старший водолазный специалист Воронежской водолазной школы, капитан 2-го ранга. Его трудно застать на рабочем месте, так как он в постоянных командировках, ездит по стране, передает свой опыт.
Его профессиональный путь начался в 1982 году с Запорожской школы ДОСААФ СССР, где он изучал основы водолазного дела. Свое образование он продолжил в военно-морском училище и стал водолазом-спасателем. С 1990 по 2006 год служил на Северном флоте, за работу в особо сложных условиях был отмечен медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. После увольнения получил предложение работать в Воронежской водолазной школе.Сегодня он обучает будущих водолазов премудростям водолазной техники, рассказывает о правилах охраны труда, об устройстве судов, проводит практические погружения. Благодаря своему богатому опыту и профессионализму Андрей Семенов стал одним из лучших преподавателей водолазного дела. Он умеет вдохновить студентов на достижение новых высот, не только помогает им освоить технику водолазов, но и развивает в них ответственность, дисциплинированность и коллективный дух, необходимые для успешной работы водолаза.
— К сожалению, я пока не вижу радужных перспектив в развитии водолазного дела. Нам, инструкторам, очень не хватает хорошей материальной базы, современного оборудования и снаряжения, с которым мы могли бы работать и обучать будущих специалистов. К примеру, наша школа работает на самоокупаемости, старается приобретать образцы новейшей техники, но каждый раз эти покупки пробивают брешь в нашем бюджете, — говорит Андрей Семенов.Александр Мовчан — инструктор с 36-летним стажем. Вся его жизнь напрямую связана с ДОСААФ. Правда, начинал он с авиационных видов спорта — в 1984 году в Батайске записался в парашютисты, выполнил 58 прыжков, отслужил в воздушно-десантных войсках. Но жизнь связал не с воздушной стихией, а с водной.
— Я тогда по распределению попал в Воронеж, на вагоноремонтный завод. И увлекся поисковой работой вместе с ребятами из клуба подводного плавания «Риф». Мы поднимали из морских и речных глубин технику времен Великой Отечественной войны: в Польше искали Янтарную комнату, украденную фашистами, в Санкт-Петербурге поднимали затонувший танк, в Воронежской области извлекли самолет Ил-2, выполняли сложные работы в Северном Ледовитом океане, — вспоминает инструктор.
Александр Мовчан уверен, что профессия водолаза подходит далеко не всем, поскольку требует особых качеств от ее носителя. Водолазы должны обладать исключительным мастерством, физической выносливостью и психологической устойчивостью. Их работа требует профессионализма, ответственности и готовности к решению сложных задач в непредсказуемых условиях.
— Сам я как был романтиком в юности, так им и остался. А как иначе можно справляться со всеми трудностями водолазной жизни? Попробуйте спуститься в грязное болото за заржавевшим танком — тут без энтузиазма и романтики не обойтись, — уверен водолаз.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ