Из архивов Минобороны РФ
В канун Дня Великой Победы Минобороны России запустило мультимедийный историко-познавательный раздел «Живые книги о главном. Правда войны в произведениях писателей-фронтовиков» с подборкой уникальных исторических документов из фондов Центрального архива военного ведомства.
Проект посвящен юбилеям выхода в свет легендарных произведений известных фронтовых писателей Бориса Васильева («А зори здесь тихие…», 1969 г.), Юрия Бондарева («Горячий снег», 1969 г.), Константина Симонова («Живые и мертвые», 1959 г.) и Валентина Катаева («Сын полка», 1944 г.).
В новом разделе на сайте Минобороны представлены материалы из личных дел писателей-фронтовиков, их учетно-послужные карточки и наградные листы, а также документы на реальных прототипов-героев книг, вошедшие в основу сюжетов военной прозы.
ЮРИЙ БОНДАРЕВ
«Горячий снег», 1969 г.
«Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять — и о смерти забыть! Не думать о ней ни при каких обстоятельствах!»
Роман «Горячий снег» Юрия Бондарева, опубликованный в 1970 году, повествует о реальных событиях, произошедших во время Великой Отечественной войны. В книге описано одно из важнейших сражений, решивших исход Сталинградской битвы.
Бондарев рассказывал о войне глазами рядового участника, говорил о психологии человека на войне, о нравственных достоинствах, раскрывающихся в напряженных драматических ситуациях. Он лично был участником боев 1942 года, развернувшихся за волжскую твердыню.
«Я был солдат. Мерз на снегу под Сталинградом, хлеб невозможно было разгрызть и даже разрубить кайлом — морозы стояли под тридцать. То время дало мне опыт для всех моих военных романов», — вспоминал Юрий Васильевич.
Воевал сержант Бондарев в должности командира артиллерийского расчета. В одном из боев в конце 1942 года получил контузию и обморожение пальцев обеих стоп, был госпитализирован. Об этом свидетельствуют учетно-послужная карта и карточка больных и раненых на Ю. В. Бондарева, размещенные на сайте Минобороны России.
В Сталинградской битве гвардии сержант Бондарев воевал в составе 98-й стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта Родиона Яковлевича Малиновского. Именно его личность и стала прообразом одного из главных героев романа «Горячий снег» – командарма Бессонова.
В разделе опубликованы выписки из личного дела, уникальная автобиография и фотокарточки Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского.
Что же касается автора романа «Горячий снег» — после излечения в госпитале и победы в Сталинградской битве гвардии сержант Бондарев участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева и Житомира, вновь был ранен. Воюя на Украине, Юрий Васильевич дважды удостоился самой уважаемой солдатской медали «За отвагу».
«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР награждаю медалью «За отвагу» командира орудия 76-мм пушек — гвардии сержанта Бондарева Юрия Васильевича за то, что он в боях в районе села Боромля Сумской области с 13 по 17 августа 1943 года, следуя в боевых порядках нашей пехоты, метким огнем своего орудия уничтожил три огневых точки одну автомашину, одну противотанковую пушку и 20 солдат и офицеров противника», — указано в приказе по 89-му стрелковому полку 23-й стрелковой дивизии от 14 октября 1943 года, опубликованном в новом историческом разделе сайта Минобороны России.
Вторую медаль «За отвагу» командира орудия 4-й батареи гвардии сержант Бондарев получил «…за то, что 30 марта 1944 года противник, стремясь вернуть г. Каменец-Подольск перешел в контратаку при поддержке танков, тов. Бондарев встретил немецкие танки и пехоту огнем своего орудия с открытой огневой позиции. Один танк был подбит, и пехота рассеяна. Контратака противника была отбита». Об этом свидетельствует приказ по 297-му артиллерийскому полку 121-й стрелковой Рыльско-Киевской Краснознаменной дивизии от 21 июня 1944 года.
После войны, в 1951 году, Юрий Бондарев окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Печататься начал еще во время учебы. В 1949 году журнал «Смена» опубликовал его первый рассказ «В пути». В 1953-м вышел в свет первый сборник рассказов «На большой реке». А первым крупным произведением стала повесть 1956 года «Юность командиров».
Трудовая деятельность Юрия Васильевича была отмечена званием Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина, множеством государственных и литературных премий. Из жизни великий писатель ушел 29 марта 2020 года в возрасте 96 лет.
КОНСТАНТИН СИМОНОВ
«Живые и мертвые», 1959 г.
«Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется…»
Первая книга трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые» увидела свет в 1959 году. Роман имел оглушительный успех в Советском Союзе и уже в 1964 году был экранизирован.
Автор произведения был не только талантливым писателем, но и военным корреспондентом, прошедшем в этом качестве всю войну. Этот период навсегда запечатлелся в памяти публициста и оставил огромный след в его творчестве.
В новом разделе «Писатели о войне. Память огненных лет» представлены уникальные материалы из личного дела интенданта III ранга Симонова Кирилла Михайловича — такое имя при рождении было дано будущему знаменитому фронтовому прозаику и поэту.
Стоит отметить, что уже в январе 1939 года К. М. Симонов, будучи еще аспирантом Московского института философии, литературы и истории, в возрасте 24 лет был удостоен высокой государственной награды — ордена «Знак Почета» — за заслуги в области литературы.
Однако литератором мирового масштаба Симонова сделала именно война, которую он прошел в полках и на кораблях как полномочный представитель центрального органа Наркомата обороны СССР газеты «Красная звезда».
Всю войну Константин Михайлович прошел, как он сам писал, «всего-навсего корреспондентом – это не самый тяжелый хлеб на войне». Из писательской когорты был самым инициативным, безотказным, исполнительным.
Находясь в составе 4-го Украинского фронта в длительной командировке, Константин Симонов в мае 1945 года был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
К слову, Константина Симонова и его фронтового товарища, коллегу по краснозведовскому цеху — фотокорреспондента Михаила Бернштейна — боевыми орденами награждал командующий Западным фронтом Георгий Константинович Жуков.
Учетная карточка награжденного и личное дело М. С. Бернштейна также размещены в новом историко-познавательном разделе сайта Минобороны России.
Талантливый фронтовой фотокор Михаил Бернштейн, которого Георгий Жуков при вручении ордена Красной Звезды назвал вездесущим, геройски погиб в харьковском котле в 1942 году.
Позже Михаила, любимца редакции, Константин Симонов навеки запечатлел в образе одного из героев своего романа «Живые и мертвые», наделив чертами его характера веселого и неунывающего фотокорреспондента Мишку Вайнштейна. Образ был собирательным, но характер Симонов списал именно с Бернштейна.
Стоит отметить, что первая часть трилогии романа «Живые и мертвые», вышедшая в 1959 году, написана на основе фронтовых записок К. М. Симонова и во многом перекликается с личным опытом автора. В романе много образов и персонажей, но главных героев лишь двое – политрук Иван Синцов и комбриг Фёдор Серпилин. Эти герои представляют собой олицетворение советского офицера. Оба героя не ропщут на судьбу, храбро сражаются с врагом на московском направлении.
Образ командира бригады Серпилина — собирательный, его основным прототипом является полковник Семён Фёдорович Кутепов, с которым Симонов познакомился летом 1941 года под Могилёвом, где бойцы 338-го полка за один день подбили четыре десятка немецких танков и бронемашин; очерк Симонова об этом бое «Горячий день» был напечатан в «Известиях» 20 июля 1941 года.
Помимо Семёна Фёдоровича Кутепова, прототипами героя романа «Живые и мертвые» комбрига Серпилина можно считать генералов Александра Горбатова и Ивана Гришина. С их личными делами и наградными листами также можно ознакомиться в новом разделе на сайте Минобороны России.
Трилогия «Живые и мертвые», отмеченная Ленинской премией, и другие его повести, пьесы, поэмы — это послевоенный творческий подвиг писателя с краснозвездовской закалкой, завещавшего развеять его прах над Буйничским полем, там, где в июле 41-го он видел бой 388-го стрелкового полка, в котором было подбито и сожжено 39 немецких танков и бронетранспортеров…
БОРИС ВАСИЛЬЕВ
«А зори здесь тихие…», 1969 г.
«Одно знал Васков в этом бою – не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. Держать эту позицию, а то сомнут – и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Фетод Ефграфыч Васков был ее последним защитником и сынком. И не было в этом мире больше никого — лишь он, враг да Россия».
Повесть «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева увидела свет в 1969 году, а уже через три года на экраны вышла ее классическая экранизация кинорежиссера Станислава Ростоцкого.
Сюжет художественного произведения рассказывает о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. Однако, как признался позже Борис Васильев, в реальных событиях, легших в основу повести, девушки не участвовали. От вражеских диверсантов оборонялся сугубо мужской отряд, о подвиге которого автор первоначально и собирался написать.
«Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь, — рассказывал Васильев. — И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки».
Такое изменение действительно пошло на пользу произведению, которое сразу зазвучало свежо и актуально.
«Женщинам ведь труднее всего на войне, а тогда никто о них не писал», — объяснял автор.
При создании образов зенитчиц Борис Васильев старался передать черты реальных женщин, воевавших на фронтах. В основном у писателя получились собирательные персонажи, в которых воплотились черты радисток, разведчиц, медсестер и даже его одноклассниц. А вот интеллигентную Соню Гурвич прозаик преимущественно списал с собственной жены — Зори Поляк, с которой познакомился еще в годы Великой Отечественной, когда его после ранения отправили учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск.
По окончании академии в 1946 году лейтенант Васильев был распределен в Свердловск, где в течение восьми лет служил на испытательном полигоне бронетехники, производимой на Уралмаше. В 1952 году Борис Васильев увлекся драматургией и в свободное от службы время занялся сочинительством. В 1954 году он решил отказаться от военной карьеры и полностью посвятить себя искусству, а потому уволился в запас в звании капитана.
Отдельно также стоит упомянуть и про знаменитую одноименную киноленту Станислава Ростоцкого, снятую по повести Бориса Васильева в 1972 году. Эту картину режиссер посвятил фронтовой медсестре Анне Чугуновой. В годы войны она на своих хрупких плечах вытащила Ростоцкого с поля боя после того, как по нему проехал танк.
Чудом выживший боец, он всю жизнь был благодарен женщинам, перенесшим тяготы войны, помогавшим мужчинам на фронте.
В историко-познавательном разделе представлены учетная карточка на санинструктора 2-й батареи 1643-го армейского истребительно-противотанкового артиллерийского Сарненского полка Анну Чугунову, а также приказы о награждении медсестры медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды.
ВАЛЕНТИН КАТАЕВ
«Сын полка», 1944 г.
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя…»
Повесть Валентина Катаева «Сын полка» — яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, потерявшего во время войны родных. Оказавшись в артиллерийском полку, этот бесстрашный мальчик воевал наравне со взрослыми, доказав, что подвиг — это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.
Замысел данного произведения начал формироваться у Валентина Петровича в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое.
Однажды писатель заметил мальчика, облаченного в солдатскую форму: гимнастерка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребенка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана — голодного, злого и одичавшего — разведчики нашли в блиндаже. Ребенка забрали в часть, где он прижился и стал своим.
…Была осень 1942 года. Неделю маленький Серёжа блуждал по лесу. Питался подножным кормом, пил из луж, замерзал по ночам и слабел, слабел, слабел… В один из дней, когда у него уже не было сил не то, чтобы идти, а даже стоять, на него наткнулись разведчики 142-го гвардейского стрелкового полка. Они взяли его с собой и доставили в часть.
Командир полка майор решил оставить мальчугана в части. Ребенок стал сыном полка. Серёже справили самую настоящую форму, и стал он выглядеть как заправский солдат.
Хотя его и не пускали на передний край, полку он помогал. Был посыльным, подносил бойцам разные нужные вещи, которые мог поднять в силу своего возраста: воду, патроны, гранаты. В перерывах между боями веселил бойцов песнями и частушками. Вместо автомата Сергею выдали бинокль — и не зря: глазастый мальчуган несколько раз замечал врага в тот момент, когда опытные разведчики упускали его из виду.
Полк, в котором находился Серёжа, принимал участие в Сталинградской битве. Мальчик, как обычно, находился позади переднего края. В один из дней он отправился из блиндажа, где располагался полковой штаб, с поручением.
Стоило Серёже отойти от блиндажа, как начался авианалет. Все бойцы попрятались и не заметили, что одна из бомб угодила прямо в укрытие. Заметил это лишь Серёжа. Несмотря на взрывы, он подбежал к разрушенному блиндажу и принялся звать командира. Поняв, что обрушившиеся бревна ему не сдвинуть, мальчик прямо под бомбежкой побежал за подмогой и привел саперов, которые разобрали бревна и спасли всех, кто оказался под завалом.
После этого мальчику торжественно вручили медаль «За боевые заслуги».
В историко-познавательном разделе также опубликованы рассекреченные документы на других реальных «сынов полка», ставшими прототипами героев повести Валентина Катаева: воспитанника полка Благова Виктора Андреевича (1932 г.р.), связного при штабе ефрейтора Бушина Виктора Ильича (1933 г.р), юного разведчика 299-го артиллерийского полка 194-й стрелковой дивизии Длусского Жана Владимировича (1930 г.р.).
Тема Великой Отечественной стала одной из самых популярных в советской литературе послевоенного времени. Прошедшие дорогами войны, писатели-фронтовики такие, как Константин Симонов, Юрий Бондарев, Валентин Катаев, Борис Васильев и многие другие, создали для нас замечательные книги о своей войне. В их произведениях красной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни и героизм.
Публикация рассекреченных документов из фондов Центрального архива Минобороны России о работе фронтовых писателей направлена на противодействие фальсификации истории и сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войны.
Ссылка на интернет-проект: https://pamyat.mil.ru
Ссылка на скачивание документов: https://cloud.mail.ru/public/RiQn/afHzxzht1
ЛЮДИ ГОВОРЯТ