На чем будет летать гражданская авиация России в 2030 году
25 июня 2022 года Правительством РФ было принято Распоряжение «О комплексной программе развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года».
4 мая 2024 года в это распоряжение были внесены изменения. В них, в частности, указано, что «с учетом успешной реализации программ импортозамещения в 2024 — 2030 годы предусматриваются поставки 990 самолетов для нужд гражданской авиации, из них 142 единицы SSJ-New; 270 единиц МС-21-310; 51 единица Ил-114-300; 113 единиц Ту-214; 12 единиц Ил-96-300; 105 единиц ТВРС-44 «Ладога»; 158 единиц «Освей» (ЛМС-192) и 139 единиц «Байкал» (ЛМС-901)».
Представляет интерес краткое рассмотрение каждого из перечисленных выше воздушных судов в контексте их основных характеристик.
SSJ-New. Sukhoi Superjet New — российский двухдвигательный среднемагистральный самолет, новая версия Суперджет-100 с максимальным импортозамещением иностранных комплектующих. Базовый вариант SSJ рассчитан на 75 — 85 пассажиров, при определенных условиях пассажировместимость можно увеличить за счет вставок в фюзеляж на 25 — 30 мест.На апрель 2024 года первый летный экземпляр SSJ-New получил российские авионику, шасси, вспомогательную силовую установку и систему управления и электроснабжения. Самолету предстоит выполнить более 200 испытательных полетов. Для этого первый летный экземпляр лайнера
SSJ-New прибыл в Центральный аэрогидродинамический институт. К сожалению, на самолете сейчас стоят франко-российские двигатели SaM146, а не отечественные ПД-8 (они еще проходят испытания).
Заметим, что лайнер прилетел в Жуковский своим ходом из Комсомольска-на-Амуре, совершив перелет протяженностью около шести тысяч километров с промежуточной посадкой в Новосибирске. Полет выполнялся на эшелоне 11 км и скорости свыше 800 км/ч.
МС-21-310 — магистральный двухдвигательный пассажирский самолет XXI века. Так можно расшифровать аббревиатуру в названии судна. В настоящее время сертифицирован только МС-21-300 с американскими двигателями. Он рассчитан на 175 пассажиров, хотя при таких размерах теоретически в нем можно разместить и 211 человек с максимальной плотностью кресел. Сертификация МС-21-310 с двигателями ПД-14 ожидается в ближайшие месяцы. Скорее всего, он будет сертифицирован на 211 пассажиров.
Ил-114-300 — российский турбовинтовой двухдвигательный ближнемагистральный (региональный) пассажирский самолет. Ил-114-300 — пассажирский лайнер для средних и малых дистанций. Самолет должен брать на борт до 68 пассажиров и 1500 кг коммерческой нагрузки при максимальном запасе топлива, на котором самолет должен пролететь до 5600 км с крейсерской скоростью 500 км/ч на высоте до 7600 м.
31 марта 2024 года совершил свой первый полет опытный самолет Ил-114-300. Полет был стандартным: 40 минут на высоте до 900 метров и со скоростью не более 230 км/ч. Все работало штатно.
Самолет может эксплуатироваться автономно с относительно небольших аэродромов, при отсутствии бетонных полос. Это расширяет возможности судна. В авиастроительной компании «Ильюшин» считают, что самолет нормально будет чувствовать себя и на Крайнем Севере, где порой работает только авиасообщение.
Ил-114-300 состоит целиком из российских комплектующих. В конструкции применяются композитные материалы, что влечет за собой значительное облегчение конструкции. Пилотажно-навигационный комплекс — цифровой.
Единственное, что пока вызывает вопросы, — это двигатель. Тот самый ТВ7-117СТ, который после катастрофы самолета в 2021 году прошел комплекс доработок. Сотрудники фирмы Климова, где разрабатывался ТВ7-117СТ, надо надеяться, довели изделие до кондиции. Двигатель ТВ7-117СТ после модернизации стал называться ТВ7-117СТ-01. Его мощность на взлетном режиме — до 3000 л. с., на повышенном чрезвычайном режиме — до 3600 л.с.
Ту-214 — двухдвигательный пассажирский самолет. Первоначальное название судна Ту-204-200. Самолет представляет собой усовершенствованную версию самолета Ту-204-100 с увеличенной взлетной массой и повышенной дальностью полета.
Самолеты Ту-214 вместимостью до 175 пассажиров с 2001 года эксплуатируются в нескольких российских авиакомпаниях на авиалиниях протяженностью более 5000 км. Самолет оснащен двумя отечественными двигателями ПС-90А.
Производство самолета Ту-214 в небольшом количестве продолжается в настоящее время. Современный самый крупный эксплуатант Ту-214 — специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента РФ. Несколько машин оборудованы под передвижной командный пункт, они используются для перевозки первых лиц государства в аэропорты, которые не могут принять основной президентский борт Ил-96-300ПУ из-за недостаточной длины взлетно-посадочной полосы.
Ил-96-300 — пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности. Рассчитан на 300 — 435 пассажиров и дальность полета 9000 км. На самолет установлены четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А.
Самолет Ил-96 разработан конструкторским бюро Ильюшина в 1980-х годах для эксплуатации на авиалиниях большой протяженности. Базовая модель самолета Ил-96-300 разработана на основе Ил-86 и отличается от последнего укороченным фюзеляжем, увеличенным килем, крылом, новыми двигателями и авионикой.
ТВРС-44 «Ладога» — двухмоторный турбовинтовой пассажирский самолет для местных воздушных линий. В 2019 году был запущен проект по созданию нового универсального двухмоторного самолета ТВРС-44 «Ладога». Самолет рассчитан на 44 пассажира. Проектировали машину на базе чешских L-410. По результатам работы отечественных конструкторов получилась принципиально новая машина со стопроцентным импортозамещением. В перспективе «Ладога» должна будет заменить не только использовавшиеся в стране по лизингу чешские L-410 и L-610, но и старые советские Ан-24 и Ан-26. Производить ТВРС-44 должны будут на Уральском заводе гражданской авиации.
«Освей» (ЛМС-192) — российско-белорусская разработка. Это легкий многоцелевой 19-местный турбовинтовой самолет. Название самолета «Освей» происходит от наименования одного из озер Белоруссии бассейна Западной Двины.
Цель проекта — обеспечение безопасности и достижение технологического суверенитета обеих стран. Работу над самолетом ведут Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург) и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» (Барановичи).
Силовая установка самолета основана на двух турбовинтовых двигателях ВК-800СМ, разрабатывавшихся сначала компанией «Климов», затем — УЗГА. Шасси неубирающиеся.«Освей» может использоваться для десантирования, санитарных миссий, в Министерстве чрезвычайных ситуаций, а также для перевозки грузов и парашютистов. Большая часть заказов на «Освей» уже фактически распределена, конкретные компании-эксплуатанты определены.
В рамках комплексной программы первоначально будет выпущено 20 машин. Намечается значительный рост производства начиная с 2028 года — до 46 самолетов ежегодно. Прогнозируется, что к концу 2030 года общее количество произведенных машин достигнет 158.
«Байкал» (ЛМС-901) — легкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолет, предназначенный для замены устаревшего Ан-2. Пассажировместимость — девять человек. Способен садиться на необорудованных аэродромах.
Серийно выпускать ЛМС-901 «Байкал» начнут не раньше 2025 года. Завод для его сборки начали строить в Комсомольске-на-Амуре в декабре 2023 года. Объем производства составит 20 машин в год. В отличие от легендарного Ан-2, «Байкал» будет высокопланом. За счет этого он будет весить меньше — 2040 кг против 3400 — 3690 кг у Ан-2, летать быстрее — максимальная скорость составит 300 км/ч вместо 190 км/ч у Ан-2, потреблять меньше топлива.Машина будет иметь мотор ВК-800СМ, сертификация которого запланирована на 2024 год. Изготовлен «Байкал» (ЛМС-901) преимущественно из алюминия. Максимальная дальность полета «Байкала» составит 3000 км. Дальность полета с полезной загрузкой в 2000 кг — 1500 км.
Таким образом, мы рассмотрели восемь самолетов, которые к 2030 году будут выпускаться серийно и поступать в гражданскую авиацию России.
Сергей ЕЛИСЕЕВ.
Фото Госкорпорации «Ростех», Объединенной авиастроительной корпорации
ЛЮДИ ГОВОРЯТ