От «Ильи Муромца» до «Максима Горького»
Строительство многомоторных самолетов в России и СССР в период с 1914 по 1934 год
К концу 1912 года авиационный конструктор Игорь Иванович Сикорский спроектировал, построил на Русско-Балтийском вагонном заводе и провел успешные летные испытания двухмоторного самолета «Гранд Русско-Балтийский». Несколько позднее на «Гранде» были установлены еще два мотора. Таким образом, была построена новая машина, названная «Русский витязь».
В мае 1913 года первый в мире четырехмоторный самолет – гигант «Русский витязь» поднялся в воздух. Был создан качественно новый тип самолета – биплана с площадью несущих поверхностей в 120 кв. м и полетным весом в 4200 кг. Самолет развивал скорость 90 км/ч.

Первый в мире четырехмоторный самолет-гигант «Русский витязь»
Созданием «Русского витязя» были опрокинуты все представления о грузоподъемности самолета. В процессе работы над ним И. И. Сикорский разрешил множество технических проблем. Сикорский настойчиво шел к созданию летательного аппарата тяжелее воздуха, который мог бы превзойти или сравняться с дирижаблем по грузоподъемности, скорости и вооруженности. Это был альтернативный ответ России, адресованный Германии, где огромные металлические «цеппелины» рассматривались как залог будущей победы в войне «за передел мира».
Опыт создания «Русского витязя» был использован при конструировании нового, более крупного и лучшего в техническом отношении самолета — «Илья Муромец». Первый полет «Ильи Муромца» показал, что в России создан самолет, равного которому нет в мире. Он представлял собой биплан с четырьмя моторами. Полетный вес «муромца» был равен 4800 кг, полезная нагрузка – 1300 кг, скорость – 95 км/ч, дальность – свыше 700 км. Кабины самолета были закрытыми и застекленными. Первые модификации «Ильи Муромца», экипаж которого состоял из 5 – 6 человек, имели на вооружении от 3 до 6 пулеметов и поднимали до 400 кг бомб. Мощное стрелковое вооружение обеспечивало защиту самолета от нападений воздушного противника. Во время Первой мировой войны был потерян в бою только один самолет. Всего было выпущено от 80 до 90 самолетов «Илья Муромец».

Самолет «Илья Муромец» представляет собой биплан с четырьмя моторами, более крупный и лучший в техническом отношении, чем самолет «Русский витязь»
После Октябрьской революции 1917 года производство «муромцев» было почти прекращено, однако незаконченные самолеты сумели довести до летного состояния. В послевоенные годы несколько «муромцев» использовались в мирных целях на воздушной линии Москва – Харьков. От этих машин окончательно отказались в 1923 году из-за их физического и морального старения.
Осенью 1919 года при научно-техническом отделе Высшего совета на-родного хозяйства с целью возрождения строительства больших самолетов под председательством профессора Николая Егоровича Жуковского создается Комиссия по тяжелой авиации (КОМТА). В 1920 году Комиссия приступила к проектированию тяжелого самолета «КОМТА». Решено было остановиться на схеме триплана с высокой коробкой крыльев, коротким фюзеляжем и двойным килем при двух двигателях «Фиат» в 240 л. с. каждый. После испытаний выяснилась непригодность трипланной схемы малого удлинения этого самолета для получения требуемых летных данных.
В 1924 году над двухмоторным бомбардировщиком начал работать конструкторский коллектив под руководством Андрея Николаевича Туполева, и, как результат этой работы, в ноябре 1925 года впервые поднялся в воз-дух тяжелый бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4). ТБ-1, построенный в рекордно короткие сроки, представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с моторами, установленными на крыле. Самолет достигал скорости 212 км/ч и потолка 4830 м.
В 1929 – 1930 годах был спроектирован и построен самолет-гигант ТБ-3 (АНТ-6). Конструктор отошел от простого геометрического увеличения размеров меньших машин, так как такой путь он считал нерациональным с точки зрения весовой отдачи. Были рассчитаны новые формы и соответст-вующие им размеры. Первоначально на самолет были установлены колесные шасси. Немного позднее каждое из колес было заменено двумя, установленными друг за другом, колесами, но помещались они в особой тележке. Такая схема шасси после ТБ-3 использовалась на многих отечественных и зарубежных тяжелых самолетах.
После создания самолета ТБ-3 решено было приступить к строительству бомбардировщиков с грузоподъемностью в 10 и 25 тонн, которые предполагалось использовать и для транспортировки танков, пушек, войск и т. п. Труд конструкторов был завершен выпуском в 1933 году самолета АНТ-16, который имел шесть моторов АМ-34Р. Экипаж самолета состоял из десяти человек.
Следующим самолетом–гигантом стал крупнейший в мире (на то время) восьмимоторный АНТ-20 – «Максим Горький», размах крыла которого составлял 63 м, длина – 33 м, площадь крыльев – 486 м2, высота – 10,6 м, нормальный полетный вес был равен 42000 кг, а в перегрузочном варианте – 54000 кг.

Самолет-гигант, крупнейший в мире (на то время) восьмимоторный «Максим Горький»
АНТ-20 считался агитационным самолетом. Поэтому в варианте с вооружением он не выпускался, а для реализации агитационно-пропагандистских возможностей эта машина имела на борту радиостанцию, громкоговорители («голос с неба»), типографию, фотолабораторию, кинопередвижку и другое необходимое оборудование для работы по предназначению. При этом в полете на борту АНТ-20 могли находиться 80 человек. Выполненный в одном экземпляре АНТ-20 пролетал один год. Его полеты оборвала катастрофа, происшедшая от столкновения гигантской машины с сопровождавшим ее истребителем И-5, летчик которого при выполнении фигуры высшего пилотажа врезался своим самолетом в крыло «Максима Горького».
Прекращение «роста» размеров советских больших самолетов на АНТ-20 было связано с переосмыслением тактики применения тяжелых самолетов и опытом гражданской войны в Испании, где господство в воздухе завоевывалось истребителями, а не бомбардировщиками.
С. П. Елисеев,
кандидат исторических наук.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ