Николай Никитюк: Связку «авиамоделизм – планеры – самолеты» никто не отменял
На аэродроме Усмань прошел чемпионат России по высшему пилотажу на планерах. Участников было заметно меньше, чем обычно собирают соревнования подобного уровня. О том, почему так сложилось, мы решили спросить у тренера команды страны по высшему пилотажу на планерах, заслуженного мастера спорта России, чемпиона мира Николая Никитюка. Он сидел на лавочке, привычно задрав голову к небу, и наблюдал, как буксировщик поднимает на нужную высоту планер с Марией Гаврилиной.
— Николай Анатольевич, а кто, по-вашему, лучше летает пилотаж — женщина или мужчина? Вообще, есть ли гендерное различие в авиации?
— На соревнованиях все летают одну и ту же программу — и мужчины, и женщины. Правда, некоторые женщины летают чуть мягче. Некоторые, но не все! Например, у Светланы Капаниной мощный, мужской, силовой пилотаж — и хотя она на вид кажется хрупкой женщиной, у нее хватает сил ворочать тяжелый самолет. (Задумался…) Хотя у женщин пилотаж мягче, аккуратнее.
— Какими качествами должен обладать хороший пилотажник?
— Как и любой другой спортсмен — волей к победе! Пилотажник должен хотеть летать, хотеть побеждать и делать для этого все возможное и невозможное.
— Скажите, как сегодня обстоят дела с тренировками? Достаточно ли их для того, чтобы спортсмены могли показывать хорошие результаты?
— Нет, нет и еще раз нет — недостаточно. Долгие годы мы вообще нещадно эксплуатировали запасы старого багажа. Спасибо, в этом году нас поддержал аэроклуб «Сапсан», и мы немножко встряхнулись… Пилотажник должен налетывать минимум 30 — 40 часов в год. А у нас в некоторые годы выходило по 15 полетов (это около 2,5 часа). Как с таким налетом выступать на соревнованиях, да еще и надеяться на высокие награды?
— Где тренируется сборная страны?
— С этого года здесь, на аэродроме Усмань-Шаршки. До этого тренировались в Дракино. Пытались выезжать за границу, но тренировки там обходятся очень дорого — не всем спортсменам это по карману.
— На чем летает сборная страны?
— У сборной два планера: Fox и Swift. На таких летают спортсмены во всем мире — других планеров для пилотажа пока не придумали, даже в такой авиационной стране, как Россия. Хотя 30 лет тому назад были российские пилотажные планера и самолеты.
— Любимый репортерский вопрос: помогает ли вам государство, какими мерами поддерживает?
— Помощь от государства получаем мизерную. Если попробовать выразить ее в процентах, то получится не больше 1,5 % от потребности. Нам же, чтобы оставаться на плаву, нужно летать хотя бы по 10 — 15 часов в год. Это такой критический минимум. Про развитие я сейчас не говорю…
Пятнадцать лет назад государство убрало последнюю стипендию. Раньше выделяли одну тренерскую и две спортивные стипендии — теперь говорят: выживайте как хотите!
Наши пилоты вынуждены где-то работать, чтобы иметь возможность заниматься спортом. Им надо покупать бензин, ремонтировать и содержать технику. Все за свой счет. Получается такое очень дорогостоящее хобби. Зато когда они побеждают в каких-то соревнованиях, особенно международных, чиновники хвастают нашими победами, а с нас строго требуют отчеты. Мы оказались между двух структур: ДОСААФ считает нас спортсменами Минспорта, а в министерстве думают, что мы относимся к ДОСААФ. В результате — у семи нянек дитя без глазу…
— Может, люди, в компетенции которых вопрос выделения финансовых средств, просто не понимают важности сохранения этого авиационного вида спорта?
— Все они понимают, только ничего не хотят предпринимать. Думаю, денежная составляющая у некоторых спортивных чиновников больше, чем спорт.
— И все же зачем нам сильная сборная пилотажников, кроме гордости за страну?
— А зачем нам победы в футболе, баскетболе, теннисе, гимнастике?
Ответьте мне на вопрос: откуда берутся хорошие летчики, способные виртуозно летать и защищать воздушные рубежи нашей Родины? Они воспитывались в аэроклубах. А поскольку сейчас в стране осталось всего несколько действующих аэроклубов, подобных «Сапсану», впору задуматься о будущем всей авиации, об ослаблении обороноспособности страны. И погрустить… Если нет аэроклубов — через несколько лет не будет классных летчиков ни в военной, ни в гражданской авиации. Про спортивную авиацию я и не говорю — кризис мы чувствуем уже сегодня. А чиновники не хотят думать на перспективу, они просто считают деньги…
— Вы считаете, что формула «выпускник школы — курсант училища» не работает без ступеньки «аэроклуб»?
— Конечно, не работает. Сколько в стране осталось училищ, которые выпускают летчиков-истребителей? Два-три, по пальцам можно пересчитать. А сколько пилотов выпускается каждый год по полной программе и полным налетом, думаю, пальцев тоже хватит. Для того чтобы из выпускника училища сделать летчика, способного выполнить любую боевую задачу, надо лет пять учить его летать! И это безо всяких гарантий, что он превратится в настоящего летчика.
Аэроклубы — это ведь не только первая ступень авиации, это еще и своего рода профессиональный отбор будущих летчиков. Молодой человек должен не просто хотеть летать, он еще должен уметь летать! И будущего летчика видно уже в аэроклубе — будет он летать или нет…
В стране уже больше 20 лет этого профотбора нет. Ребят фильтруют по медкомиссии и баллам ЕГЭ, умным тестам. Это никогда не заменит реального полета. А потом, когда приходит время летать, выясняется, что у одного головокружение, другой не может переносить перегрузки, у третьего сто других причин. А отчислить уже нельзя — в курсанта вложено много денег. Вот до чего мы докатились… Государство сконцентрировало свое внимание на создании хороших самолетов, но очень скоро на них некому будет летать.
— Но и молодежь не сильно стремится освоить летательные аппараты. В аэроклубах очередь не стоит…
— А потому что не видно продолжения этого обучения. Что дает обучение в аэроклубе? Кто смотрит на свидетельство об освоении КУЛПа? Кроме того, есть обычная лень, ведь, чтобы летать, надо потратить много времени, сил и ресурсов. А у подростков нет спортивного азарта, нет желания стать лучшим, первым! У них это чувство не зародили в детстве — откуда оно появится к 14 — 15 годам?
В советское время дети были куда активнее — они бегали, прыгали, играли на улицах, занимались в спортивных секциях бесплатно, только приди. Чтобы изменить ситуацию, надо начинать с азов и разрабатывать комплексные программы.
Слышал, в следующем году ДОСААФ собирается вводить экспериментальную программу по первоначальной летной подготовке планеристов на специальных легких планерах с 12-летнего возраста. Это позволит ребятам, мечтающим связать свою жизнь с авиацией, получить определенный объем летного опыта и в дальнейшем успешно продолжить обучение в училищах гражданской и военной авиации. Или пойти в авиационный спорт. В любом случае связку «авиамоделизм – планеры — самолеты» никто не отменял.
Вела беседу Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ