Владимир Жилкин: Авиация ДОСААФ России не просто жива, а развивается хорошими темпами
Необычайно теплая весна привела к тому, что летный сезон на аэродроме Усмань-Шаршки, где находится база авиационно-технического спортивного клуба «Сапсан» ДОСААФ России, начался гораздо раньше. Коллектив аэродрома не спеша выкатывал летную технику, отдыхавшую всю зиму в просторных ангарах, приводил в порядок территорию, готовился к полетам.
Мы встретились с директором аэроклуба Владимиром Жилкиным в этой строго организованной рабочей суете, чтобы поговорить о предстоящем сезоне, узнать о самых интересных событиях (с поправкой на эпидемиологическую обстановку).
— Аэроклуб «Сапсан» ДОСААФ России образован 20 февраля 2013 года. Изначально он создавался исключительно как планерный, позже добавился самолетный спорт, в частности высший пилотаж на Як-52.
Спортивная жизнь аэроклуба чрезвычайно насыщена. Ежегодно, с 2016 г., на посадочной площадке Усмань-Шаршки проводятся чемпионаты России по планерному спорту, а с периодичностью раз в два года – российские квалификационные этапы мирового Гран-при.
В мае текущего года у нас во второй раз пройдут Всероссийские соревнования по самолетному спорту (полный список мероприятий вы можете найти на нашем сайте http://atsk-sapsan.ru). А вообще в планах — организовать федерацию самолетного спорта Воронежской области, наличие которой поможет нам проводить соревнования уровня чемпионатов России на своем аэродроме, а в перспективе – и чемпионаты мира.
— Помимо спорта высших достижений, вы ведь проводите большую работу по привлечению молодежи в авиацию. Расскажите об этом подробнее.
— С 14 лет мы начинаем обучать детей. Для Верхнехавского района Воронежской области, где зарегистрирован наш АТСК, и Усманского района Липецкой области, где располагается аэродром, эти занятия бесплатны. В том смысле, что их оплачивает наш соучредитель ООО «Селекционно-гибридный центр» и лично глава Верхнехавского агрохолдинга Антон Пермяков. Он поддерживает все начинания аэроклуба, считая это инвестициями в человеческий капитал с долгосрочным эффектом.
— Какие требования существуют для молодых людей, которые хотят научиться летать на планере?
— Никаких особенных требований нет, кроме твердо усвоенной школьной программы. Часто сталкиваемся с тем, что приходится объяснять ребятам элементарные понятия из геометрии и физики, прежде чем идти дальше и обучать их основам аэродинамики, метеорологии, технике безопасности и так далее.
Отдельный вопрос — отсутствие серьезных заболеваний, поскольку, прежде чем начать летать с инструктором, необходимо пройти врачебно-летную экспертную комиссию.
Обучение ведем в соответствии с программой КУЛП-ПСБ-2013. И после 16 лет ребята уже могут вылететь самостоятельно.
Планерный сезон в наших широтах длится с 1 апреля по 30 сентября – этого времени, в принципе, достаточно, чтобы научиться летать самостоятельно по кругам в зону, освоить маршрутные полеты, уметь выпаривать с малых высот. И когда они научатся проходить три маршрута по 125 км и наберут налет в 70 часов, то автоматически становятся спортсменами второго разряда и могут принимать участие в соревнованиях.
— С чего начинается спортивная карьера планериста?
— Соревновательный опыт начинается с малого – с чемпионата Воронежской области, где они могут повысить разряды. Позже у ребят появляется возможность проявить себя на чемпионатах России, войти кандидатами в сборную страны.
Такой пример у нас есть — Иван Казаков, который пришел в аэроклуб в 16 лет, начал летать, потом поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации. На сегодня он чемпион России по планерному спорту, мастер спорта, летчик-инструктор аэроклуба «Сапсан» ДОСААФ России на общественных началах. Работает в авиакомпании «Уральские авиалинии» вторым пилотом.
Кстати, нередко случается, что профессиональные пилоты гражданской авиации приходят к нам в аэроклуб за новыми навыками — навыками парения на планере. Скажу больше, есть страны, где это обязательное требование для пилотов гражданской авиации. Тем более что навыки, которыми владеет планерист, могут пригодиться в любой ситуации. И отказ двигателя — это всего лишь одна из таких ситуаций.
В нашей стране пока это даже не факультатив. Однако, как говорят курсанты летных училищ, которые проходят у нас обучение, преподаватели, зная, что они занимаются планеризмом, относятся к ним как к настоящим летчикам.
Надо понимать, что обучить человека летать на планере — в разы дешевле, чем сразу на самолете. Это важная экономическая составляющая, которую учитывают во многих странах. Но, к сожалению, не у нас.
Между тем это действительно могло бы помочь в подготовке наших пилотов гражданской авиации. Такую идею хотели воплотить в авиакомпании S7, но пока не реализовали.
Но мы не оставляем идею соединить планерную и самолетную темы. В этом году, например, начнем эксперимент, инициированный Советом Федерации и лично сенатором Виктором Бондаревым. Суть эксперимента в том, что 20 курсантов Неклиновской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой им. 4-й Краснознаменной Воздушной Армии пройдут у нас обучение. Если все сложится удачно, то часть курсантов свою летную практику будут проходить на базе Верхнехавского аэроклуба.
— На каких типах планеров обучаете своих курсантов в аэроклубе?
— Для первоначального курса обучения у нас есть «Бланик» L13 — их в нашем парке 8 единиц. Есть «Янтари-стандарт-2»,
«Янтари-стандарт-3», современный «Дискус» и пилотажный планер.
— Еще одно важное направление — это самолетный спорт. Каких успехов достигли в этом направлении?
— Мы только начинаем его развивать, но уже есть свои звездочки — например, Екатерина Алексеева. Она пришла в аэроклуб учиться летать на планере, потом пересела на Як-52. Сегодня она призер престижных соревнований, в прошлом году выиграла всероссийские соревнования, а на чемпионате России получила первый разряд. Сейчас ее готовят летчики-инструкторы, абсолютные чемпионы мира по высшему пилотажу на Як-52 Михаил Безденежных и Антон Беркутов.
Они тренируются пока на одном самолете, но в конце мая ждем еще один самолет после капитального ремонта на авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ.
— Одно из ярких авиационных событий 2020 года – это, безусловно, российский квалификационный этап мирового Гран-при, который должен пройти в Усмани. Предусмотрено ли у вас проведение авиашоу, которое традиционно становится украшением этого международного соревнования?
— Да, в планах такое есть, правда, делать долгосрочные планы в связи с эпидемиологической обстановкой нам пока трудно. Но если все сложится и иностранных пилотов пустят в нашу страну, мы проведем этап Гран-при на достойном уровне. Пригласим пилотажную группу «Первый полет», моделистов из команды «РусДжет» во главе с Виталием Робертусом, абсолютных чемпионов мира по пилотажу на планерах Георгия Каминского и Владимира Ильинского, семикратную абсолютную чемпионку мира в женском зачете по самолетному спорту Светлану Капанину, представителей других авиационных видов спорта.
Пока верстался номер.
В связи с объявлением пандемии коронавируса, Министерством спорта России и подведомственными региональными спортивными федерациями вводятся ограничительные меры при проведении тренировочных сборов и соревнований.
Чемпионат России в смешанном классе (первоначальные сроки проведения 24.04.20 — 09.05.20) переносится на август 2020 года.
Этап мирового Гран-при, запланированный на конец августа 2020 года, будет перенесен на сезон 2021 года. Аналогичное решение уже приняли другие страны, принимающие этапы Гран-при.
Федерация планерного спорта России и АТСК «Сапсан» надеются, что представители органов власти и спортсмены с пониманием отнесутся к любым возможным изменениям.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ