МАРЗ зовет в полет
Если давно идут научные споры на тему «Есть ли жизнь на Марсе?», то вопрос «Есть ли жизнь на МАРЗе?» выглядит абсолютно лишним. Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ постоянно напоминает о себе.
Пожалуй, главным событием нынешней осени для МАРЗа стало получение лицензии на осуществление образовательной деятельности. Совместно с государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Московской области «Подмосковный колледж «Энергия» предприятие может готовить кадры по трем специальностям. Это производство и обслуживание авиационной техники, техническое обслуживание авиационных двигателей и эксплуатация беспилотных авиационных систем. На базе завода была сертифицирована и открыта базовая кафедра колледжа. В начавшемся учебном году 90 человек приступили к изучению теории, а с третьего курса вся практическая часть пройдет на МАРЗе.
Стоит отметить, что по итогам проверки исполнения поручений Президента РФ от 26 июля 2017 года, касавшихся повышения транспортной доступности и развития малой авиации, было проведено совещание представителей Министерства образования и науки, Министерства транспорта и Росавиации. Одним из его результатов стала идея создать государственное учебное заведение для авиационной отрасли. А директор «Энергии» Нерсес Нерсесян отмечал: «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ хорош тем, что это предприятие замкнутого цикла, где есть все направления, необходимые для подготовки авиационного специалиста. К тому же специалисты МАРЗ обладают высоким уровнем профессиональной подготовки».
Планируется, что в следующем учебном году будет открыт набор и по другим направлениям: летная эксплуатация летательных аппаратов и подготовка техников по авиационному и радиоэлектронному оборудованию.
А в целом завод осуществляет капитальный ремонт и техническое обслуживание вертолетов и самолетов и их комплектующих. Основной заказчик — Центральный совет ДОСААФ России, но выполняются работы и для Министерства обороны, других ведомств и организаций, в том числе зарубежных. Ежегодно МАРЗ возвращает в строй порядка 50 единиц техники, уделяя внимание увеличению назначенного и межремонтного сроков службы. При этом подсчитано, что свыше 70 процентов вертолетов Ми-2 и примерно 40 процентов самолетов Ан-2, которые эксплуатируются в нашей стране, были отремонтированы здесь.
Объемы серьезные, поэтому ситуация с коронавирусом, сложившаяся в 2020 году, не могла не сказаться на графике работ. Ведь для капитального ремонта Ан-2 требуется осуществить более 10000 различных технологических операций, на ремонт Ми-8 надо затратить свыше 6000 часов. Согласно приказу Председателя ДОСААФ, в число подразделений, приостанавливающих деятельность, вошел и Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ в Балашихе, выполняющий капитальный ремонт вертолетов Ми-2, Ми-8, самолетов Ан-2, двигателей, редукторов, других агрегатов винтокрылой техники, и осуществляющий техническое обслуживание вертолетов Robinson, грузовые и специальные перевозки. К счастью, этот период для предприятия длился недолго.
Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ находится в деревне Федурново, что в городском округе Балашиха, и в преддверии Дня города депутаты городского совета Балашихи вручили шести работникам благодарственные письма и почетные грамоты. Отдельное благодарственное письмо передали коллективу завода. Местные власти тоже заинтересованы в развитии МАРЗ, который предоставляет работу жителям, здесь даже формируются трудовые династии.
29 октября самолет Ан-2 Йошкар-Олинского аэроклуба после капитального ремонта совершил перелет из Московского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ России в аэропорт г. Йошкар-Олы к месту приписки. Самолет встретили на родной земле хлебом-солью, доклад начальника аэроклуба Зуфара Сафина о прибытии борта принял заместитель главы правительства Республики Марий Эл Степан Воронцов.
Не скрывала своей радости Ольга Сысоева — председатель федерации парашютного спорта республики, а встречавшие самолет юнармейцы с интересом поднялись на борт и попробовали себя в роли пилотов. После вручения сертификата летной годности самолет будет допущен к эксплуатации.
И можно спрогнозировать, что через некоторое время МАРЗ станет популярным местом не только для журналистов, но и для туристов. На базе завода предполагается создать музей авиатехники ДОСААФ России. Ведь здесь уже есть полностью восстановленные макеты вертолетов Ми-1, Ми-4 и Ка-126, доведенные до летного состояния вертолет Ка-26 и самолет Л-29. В музее также будут представлены самолеты Первой мировой войны: Fokker Dr. I, Fokker D.VII, Sopwith Camel и Avro 504. Они принадлежат партнеру предприятия — фонду «Крылатая память Победы». Посетители смогут увидеть и экспозицию авиадвигателей.
Михаил НИКОЛАЕВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ