80 лет перелету из Москвы в Америку через Северный полюс
80 лет назад, в 4 часа 5 минут 18 июня 1937 года, советские летчики Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филиппович Байдуков и Александр Васильевич Беляков на борту самолета АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелкове и взяли курс на Северный полюс.
Вместе с развитием авиации в мире началось соревнование в дальности беспосадочных полетов. Новые рекорды и достижения в этой области привлекали всеобщее внимание и свидетельствовали о силе конструкторской мысли и потенциальной мощи авиации той или иной страны. В начале 1930-х к этой своеобразной гонке подключился и Советский Союз.
В 1932 г. конструкторским коллективом Павла Осиповича Сухого под руководством Андрея Николаевича Туполева был создан самолет АНТ-25, предназначенный для дальних перелетов. Отсюда появилось второе название самолета – РД – «рекорд дальности». Иногда пишут: АНТ-25РД.
И вот 80 лет назад, в 4 часа 5 минут 18 июня 1937 г., советские летчики Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филиппович Байдуков и Александр Васильевич Беляков на борту самолета АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелкове и взяли курс на Северный полюс.
20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолет совершил благополучную посадку на военном аэродроме Баракс в США, пригороде Портленда – американском городе Ванкувер (штат Вашингтон).
Этот полет был далеко не простым. АНТ-25 летел в экстремальных ус-ловиях, однако основная задача – перелететь на самолете через Арктический полюс и сесть в США или Канаде – была выполнена. Самолет АНТ-25 приземлился, когда в баках осталось 100 кг топлива. На них можно было пролететь еще порядка 50 км. Дальность перелета составила 9130 км (8504 километра – по прямой), в том числе 5900 км – надо льдом и водой. Время полета – 63 часа 16 минут. За этот перелет экипаж был награжден орденами Красного Знамени (Героями Советского Союза члены экипажа стали в 1936 г. после полета из Москвы на Дальний Восток).
Краткая предыстория этого перелета из СССР в Америку такова. Осенью 1935 г. летчик Г. Ф. Байдуков предложил В. П. Чкалову организовать рекордный перелет из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж. Весной 1936 года В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков обратились в ЦК ВКП(б) и к правительству с предложением провести такой перелет, но И. В. Сталин указал другой маршрут: Москва – Петропавловск-Камчатский. Была возможность побить рекорд дальности перелета по прямой, а он принадлежал тогда французским летчикам Полю Кодосу и Морису Росси, которые в августе 1933 г. на самолете «Блерио ПО» взлетели в Нью-Йорке и приземлились в Райе (Сирия), пройдя 9104 км по прямой.
«Тренировочный» перелет на Дальний Восток экипажа В. Чкалова начался 20 июля 1936 г. и продолжался 56 часов. Общая протяженность сталинского маршрута составила 9375 километров (но не по прямой, и поэтому рекорд пока остался за французами). Перелет был, безусловно, героическим, да и В. Чкалов продемонстрировал незаурядное мастерство, посадив самолет на крохотном острове Удд на совершенно неприспособленную площадку. На острове на борт самолета нанесли надпись «Сталинский маршрут», которую сохранили и при следующем перелете – через Северный полюс.
Через год, в мае 1937 г., разрешение на перелет через Северный полюс было получено, так как на полюсе как раз в это время стала действовать советская станция «СП-1», которая могла передавать данные о погоде и тем самым обозначать благоприятные условия для полета (об этом «Вести ДОСААФ» писали в мае этого года).
В полете экипаж подстерегало немало неприятных неожиданностей: из-за сильного встречного ветра (до 15 м/с) и обледенения начался перерасход топлива. Самолет часто входил в зону циклонов, облачности, вследствие чего на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовывалась ледяная корка. Пришлось бороться с обледенением и винта. Для этого самолет поднялся выше уровня облачности, до 6000 м, но на такой высоте стало не хватать кислорода, экипаж надел кислородные маски. К тому же произошел нештатный выброс воды из системы охлаждения мотора. Жидкости не хватало, что грозило заклиниванием двигателя и пожаром. Тогда стали использовать в качестве «тосола» запас питьевой воды из термосов, но она вскоре замерзла. Возникали неполадки и с маслопроводом, через который потекло масло. В условиях недостаточной видимости самолет приходилось вести «вслепую», исключительно по приборам. Несмотря на все эти «сюрпризы», чкаловский экипаж 19 июня достиг побережья Канады. Однако долететь в намеченный пункт (Сан-Франциско) не получилось: в баках кончалось топливо. Экипаж принял решение посадить самолет на аэродроме Ванкувера. Рекорд дальности из-за этих трудностей установить не удалось. В баках самолета после приземления осталось всего около 100 кг топлива. Вылетал самолет с заправкой в 6100 кг.
Несмотря на все достижения перелета В. П. Чкалова, рекорд дальности по прямой не был побит. Вскоре в это внес поправку экипаж М. М. Громова.
12 июля 1937 г. М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин, учтя трудности перелета В. П. Чкалова, перелетели через Северный полюс в США на втором АНТ-25РД. Они установили официальный рекорд дальности по прямой – 10 148 км, приземлив свой самолет на территории США, в Сан-Джасинто, недалеко от границы с Мексикой. В баках оставалось топливо для полета еще на полторы тысячи километров, но с Мексикой о возможности посадки советского самолета договоренности не было.
Тем не менее для того времени перелет В. П. Чкалова был сенсацией. Он воспринимался как выдающееся достижение советских авиаторов. Они моментально стали в США звездами первой величины, их везде встречали толпы американцев.
В Вашингтоне экипаж В. П. Чкалова в Белом доме, в Овальном кабинете, принял и лично поздравил президент США Франклин Рузвельт.
Во время возвращения морским путем в Советский Союз В. Чкалов, Г. Байдуков и А. Беляков пользовались почти таким же вниманием, как и через четверть века первый в мире космонавт Юрий Гагарин. Беспосадочный перелет в США стал триумфом отечественной авиации, показал возможности техники и уровень квалификации летчиков, поднял престиж Советского Союза в мире. Это был первый в истории перелет через Северный полюс. Американские СМИ еще долго после отплытия наших летчиков из США расхваливали их мужество.
В 1975 году в городе Ванкувер, где 20 июня 1937 года приземлился самолет Чкалова, был торжественно открыт монумент в честь исторического перелета советских летчиков. Он был сооружен на средства жителей города. Имя В. П. Чкалова здесь носят парк, улица и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные русскими летчиками.
Валерий Чкалов – настоящая легенда 20-го века. С 1930 г. он работал летчиком-испытателем, имел звание комбрига, Героя Советского Союза.
Беспосадочный перелет через Северный полюс в США привлек в 1930-х гг. огромное количество мальчишек в ДОСААФ, которые мечтали стать летчиками. Впоследствии именно они охраняли небо против немецких «бубновых тузов» во время войны, именно они полетели в космос во благо своей Родины.
В. П. Чкалов внес много нового в тактику воздушного боя. Это его маневры применяли наши летчики на фронтах Великой Отечественной войны.
Погиб В. П. Чкалов 15 декабря 1938 г. в первом испытательном полете нового самолета-истребителя Н. Н. Поликарпова И-180 вблизи Центрального аэродрома (Ходынского поля). Гибель В. П. Чкалова в расцвете творческих сил (ему тогда еще не исполнилось и 35 лет) стала огромной утратой для авиации.
Сейчас вблизи строящейся станции метро «ЦСКА» на Ходынке планируется открыть памятник этому замечательному летчику-испытателю.
Полковник в отставке
С. П. ЕЛИСЕЕВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ