Из Кабула — без потерь
В конце августа исполнится 25 лет со дня операции, которая навсегда останется в памяти причастных к ней людей – дипломатов, летчиков, десантников. Речь идет об эвакуации сотрудников российского и ряда иностранных посольств — Китая, Индии, Индонезии, Монголии — из охваченного войной Кабула – столицы Афганистана.
Наш ограниченный воинский контингент уже давно покинул соседнюю страну, и здесь развернулась борьба за власть между различными группировками моджахедов. Территория посольства находилась под обстрелом, работники и члены их семей больше двух недель скрывались в бомбоубежище. Да еще, по данным разведки, была велика опасность того, что в случае входа мятежников в Кабул российская дипмиссия подвергнется уничтожению. Министерство иностранных дел приняло решение об эвакуации.
Согласно плану, 28 августа до рассвета работники и члены их семей на грузовых машинах должны были прибыть в аэропорт, который в то время контролировали лояльные нашей стране ополченцы генерала Рашида Дустума. Рано утром там приземлились бы три военных самолета Ил-76. Президент России Борис Ельцин дал распоряжение министру обороны Павлу Грачеву организовать операцию.
Командование военно-транспортной авиации быстро сформировало три опытных экипажа – почти все летчики уже участвовали в афганских событиях, знали особенности кабульского аэродрома. Но требовалось еще обеспечить прикрытие, и эта задача была поручена воинам-десантникам.
Председатель ДОСААФ России генерал-полковник Александр Колмаков в ту пору возглавлял 106-ю Гвардейскую дивизию ВДВ, дислоцировавшуюся в Туле. Он вспоминал: «Позвонил командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Евгений Николаевич Подколзин и поставил задачу: подготовить три группы из хорошо обученных десантников, небольшие, компактные. Сроки были поставлены кратчайшие — практически на следующий день».
Воины 51-го парашютно-десантного полка в количестве 34 человек были разбиты на три группы, в каждую из которых входили офицеры, солдаты и медики. Руководство возложили на начальника штаба полка, гвардии подполковника Николая Ивоника, сводной ротой командовал гвардии старший лейтенант Игорь Матвиенко. Бойцы были вооружены только автоматами и гранатами. Им было приказано снять и экипироваться представителями другого рода войск, но все равно в полете кто-то уже надел привычную тельняшку.
Первая группа спасаемых, куда входили иностранные дипломаты, благополучно улетела с первым бортом, который пошел прямо в Подмосковье — на Чкаловский аэродром. Второй уже попал под обстрел, у него сгорела резина на шасси, и приземлялся в Термезе фактически на металлических колесах.
Характерная деталь: когда второй самолет выруливал на взлет, из него выпрыгнули трое десантников и подполковник Николай Ивоник, чтобы присоединиться к тем, кто оставался на земле. Они понимали, что здесь нужнее: третий Ил был подожжен реактивными снарядами. Группа десантников размещала людей и груз, когда раздался взрыв — в топливный бак попал снаряд. Игорь Матвиенко получил ранение в руку, кроме него, ранены были двое солдат и двое летчиков. Самолет сгорел в считаные минуты. Но все успели покинуть борт.
Один из очевидцев описывал события: «Незабываемая картинка того момента эвакуации: из горящего самолета вдруг начали выпрыгивать наши десантники. На афганцев, охранявших аэропорт, они произвели неизгладимое впечатление. Три года спустя после вывода советских войск на аэродроме вдруг оказывается группа наших солдат в полной боевой выкладке, с автоматами, которые бегут по направлению к башне управления полетами». Другой источник дает такую информацию: «Бойцы собой закрывали сотрудников посольства от осколков, тащили на себе их шмотки, спецаппаратуру, документацию и т. д. Это в гари, дыму, под разрывами…»
Гвардии старшего лейтенанта, у которого открылось сильное кровотечение, вынес старший сержант Сергей Арефьев. Через минуту после того, как они удалились от самолета, прогремел взрыв.
А десантники заняли ближайшие здания и приготовились встречать моджахедов огнем. Арефьев все это время выполнял обязанности командира роты. К слову, большинство подчиненных Александра Колмакова как раз должны были улететь из Кабула третьим рейсом. Вместе с дипломатами и техническими сотрудниками посольства укрывались от обстрела в подвале аэропорта. Удалось наладить радиосвязь с Москвой, но все понимали, что моментально замену транспорта организовать не смогут. К счастью, дустумовцы предложили покинуть Кабул в самолетах, имевшихся в их распоряжении. Воины и эвакуируемые добрались на север страны, где было относительно спокойно. А переходя пешком афганскую границу, десантники чуть было не попали под огонь на мосту. Только крики «Свои!» и русское крепкое словцо внесли ясность.
Участники данной операции – как летчики, так и воины ВДВ — были представлены к орденам и медалям. В феврале 1993 года пилотам Евгению Зеленову, Анатолию Копыркину, а также десантнику Сергею Арефьеву было присвоено звание Героя Российской Федерации.
А главное – операция обошлась без потерь.
От редакции: 31 июля у Александра Петровича Колмакова — день рождения. Мы поздравляем и желаем крепкого здоровья, удачи и чистого неба над головой.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ