Обмундирование и знаки различия РККА
27 апреля в Музее военной истории Российского военно-исторического общества состоялось открытие для посетителей выставки образцов военной одежды, снаряжения и знаков различия Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).
Музейно-выставочный проект «Первая форма Советской республики» приурочен к 100-летию введения в РККА единой регламентированной формы одежды и демонстрирует ценные выставочные экспонаты, являющиеся подлинными свидетельствами создания и введения для военнослужащих новой военной формы.
Один из коллекционеров и специалист по военной форме периода Гражданской войны, Алексей Степанов, рассказал о наиболее ценных экспонатах выставки и выделил ключевые моменты в истории развития советской военной формы.После революции 1917 года задачей новой власти было сменить основные символы предшествующего государственного строя, проявляемые в военной форме прежних времен. Руководство Советской республики делает упор на создание единообразной форменной одежды и понятной системы различия командных должностей в целях достижения необходимого высокого уровня дисциплины. Этот момент можно считать началом истории уникальной советской военной формы со своей самобытной системой знаков различия.
Для выставки были собраны редчайшие образцы военной формы 1920 – 1930-х годов. Сохранившиеся нередко в единственном экземпляре предметы военной одежды не демонстрировались ранее широкой аудитории в качестве настоящего музейного экспоната.
100 лет назад, 31 января 1922 года, приказом Революционного военного совета республики (РВСР) была строго регламентирована военная форма Рабоче-крестьянской Красной армии. В приказе были четко сформулированы описания новой формы — от цвета сукна до эмблем. Но, как говорит коллекционер и автор работ по униформологии Алексей Степанов, эта форма была сшита еще по заказам двора Императорского Величества и предназначалась для парада победы в Берлине. Однако это служило лишь прообразом принятой в 1922 году единой установленной формы одежды.Впервые были введены разные знаки различия для должностей командного и административно-хозяйственного состава. С этого же времени были утверждены эмблемы, введенные не только для родов войск, но и для отдельных специальных соединений и частей. Была установлена расцветка петлиц, канта шаровар и эмблем с шифровками (последние размещались на петлицах, состояли из букв, а также римских и арабских цифр и обозначали род войск и тип соединения, части, учреждения). Никогда не было такого количества знаков, эмблем и цветовых решений (40 вариантов разновидностей эмблем и 25 цветовых вариаций).
В 1923 году форма начала подвергаться критике как со стороны граждан, так и со стороны командиров. Были опубликованы статьи, освещающие недостатки и непрактичность нововведенной формы. Критика народа и мнение руководства сошлись. В силу дороговизны такой формы было принято решение лишить обмундирование нагрудных клапанов, знаков различия на петлицах (так как на рукавах они не читались), крючков.
В 1924 году форма изменилась — ее упростили, осталось только 5 цветов и сохранилось 12 эмблем.В собранной и представленной на выставке коллекции особый интерес представляют рубахи-френчи 1920-х годов, определявшие внешний облик красных командиров периода становления Вооруженных Сил СССР, нарукавные знаки разных родов войск, а также коллекция с редкими экземплярами звезд — знаков на головные уборы.Особое место в экспозиции занимает коллекция будёновок красноармейцев, называемых также зимним шлемом или богатыркой. Действительно, при создании их художники обращались к образам былинных богатырей. Официальная версия происхождения будёновки гласит, что она появилась в 1918 году в итоге конкурса по разработке нового обмундирования для Красной армии. В работе над будёновкой принимали участие такие великие художники, как Виктор Михайлович Васнецов и Борис Михайлович Кустодиев. На самом деле первоначально суконный шлем получил в Красной армии название «фрунзевка» по фамилии Михаила Фрунзе, так как именно под его командованием находились части, где ввели новый головной убор в качестве обязательного компонента обмундирования.Однако несмотря на популярность такого головного убора, в 1940 году будёновка приказом Народного комиссариата обороны была отменена. Вместо нее была введена более удобная и практичная шапка-ушанка.
Ценным экспонатом на выставке в Музее военной истории Российского военно-исторического общества стала мемориальная витрина с предметами одежды, принадлежавшими Якубу Джангировичу Чанышеву (1892 — 1987), прошедшему Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны. Якуб Джангирович начинал военную службу еще в Русской императорской армии в качестве наводчика орудия и вышел в отставку в 1957 году в звании генерал-лейтенанта.Проведение выставки оказалось возможным благодаря частным коллекционерам: Максиму Малиновскому, Дмитрию Антонову, Алексею Степанову, Кириллу Цыпленкову, Сергею Королёву, Петру Заике, Игорю Карпову.
Ценность выставки как раз и заключается в том, что коллекционеры смогли собрать те образцы военной формы, которых сейчас почти не осталось. Компактная, но насыщенная выставка вместила в себя подлинные образцы военной истории страны.
Предметы из частных коллекций дополняют редкие плакаты 1920-х годов. В создание выставки также внесли свой вклад Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации и Государственный центральный музей современной истории России.
Через предметную и визуальную часть выставка рассказывает о переломном моменте в истории нашей страны. По прошествии нескольких огненных лет революции и Гражданской войны жизнь доказала необходимость возвращения к единой форме одежды в армии и на флоте как к фактору поддержания должного уровня воинской дисциплины.
По мнению директора департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации Артёма Горного, выставка получилась очень любопытная. «Проекты и мероприятия, которые проходят на площадке Музея военной формы Российского военно-исторического общества, способствуют популяризации коллекций военных музеев и введению в научный и культурный оборот редких и интересных предметов», — отметил Артём Горный.
Выставка «Первая форма Советской республики» будет работать до 23 октября 2022 года.
Ульяна Лекаркина.
Фото предоставлены пресс-службой Музея военной истории Российского военно-исторического общества.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ