Пётр Нестеров, Валерий Чкалов и высший пилотаж
Прежде всего попробуем уяснить, что такое высший пилотаж и пилотаж вообще.
Пилотаж (франц. pilotage – от piloter – вести самолет) — управляемое движение летательного аппарата (ЛА). По сложности выполняемых движений (фигур) различают простой, сложный и высший пилотаж. По числу участвующих в полете ЛА – одиночный и групповой пилотаж.
К фигурам простого пилотажа относят вираж, горизонтальную восьмерку, змейку, боевой разворот, спираль, скольжение, пикирование и горку с углами наклона траектории полета к горизонту до 45 градусов.
Пилотаж осуществляется в спортивных целях, для тренировки летчиков по маневрированию в воздушном бою и атакам наземных целей.
Сложный пилотаж – маневрирование ЛА с целью выполнения фигур простого пилотажа группой ЛА или выполнение одиночным ЛА пикирования с горки с углами наклона траектории к горизонту более 45 градусов, переворота, бочки с углом наклона траектории к горизонту менее 45 градусов, петли Нестерова, косой петли, полупетли, поворота на горке, переворота на горке и штопора.
Высший пилотаж – маневрирование летательного аппарата (ЛА) с целью выполнения комплекса фигур пилотажа или отдельных фигур сложного пилотажа группой ЛА или выполнение одиночным ЛА замедленной бочки, полуторной или многократной восходящей (нисходящей) бочки с углами наклона траектории к горизонту более 45 градусов, двойного восходящего разворота, вертикальной восьмерки, двойной полупетли, «колокола» или маневрирование в перевернутом полете.
Теперь обратимся к истории. Вспомним тех, имена которых ассоциируются с высшим пилотажем, выполняемым на самолетах. Это наши соотечественники Петр Николаевич Нестеров (1887 – 1914) и Валерий Павлович Чкалов (1904 – 1938).
Полеты первых самолетов осуществлялись сначала только по прямой. Разворот с креном не допускался, так как все крены, как правило, вели к катастрофе. Однако 13 января 1908 года француз Анри Фарман (1874 – 1958) на самолете конструктора Вуазена пролетел 1 км по замкнутому маршруту. Разворот осуществлялся искривлением полотна крыльев и рулем направления. Фарман понял, что для крена требуются элероны, и он в октябре 1908 года оборудовал ими крылья самолета «Вуазен». Появилась возможность вращать самолет относительно продольной оси.
12 сентября 1912 года в России выполнил свой первый самостоятельный полет, став летчиком, Петр Нестеров. Тяга к фигурным полетам у него была необыкновенная. Товарищи даже написали на него эпиграмму в стихотворной форме, где высмеивался некто вообразивший, что в воздухе он может делать все, даже смертельную тогда для всех пилотов «мертвую» петлю. Для летчиков, которым во всех инструкциях рекомендовалось летать без кренов, эта мечта Нестерова казалась фантазией. Тогда Петр Нестеров ответил на стихи стихами:
Коль написана «петля»,
То, конечно, это я,
Но ручаюсь вам, друзья,
На «петлю» осмелюсь я.
Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта «мертвая петля»
Была в воздухе живая.
Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора.
11 декабря 1912 года Нестеров в полете выключил мотор на высоте 1600 метров, планируя затем с большим креном кругами и восьмерками и благополучно приземлившись. Это, по словам самого Петра Николаевича, «привело товарищей в трепет».
25 января 1913 года Нестеров имел непредвиденную возможность доказать, что тот, кто овладел навыками фигурных полетов, имеет шанс избежать катастрофы. Так он описал случившееся: «У меня в воздухе загорелся бензин в карбюраторе и остановился мотор. Летел я по направлению к городу, на ангары, на высоте 75 метров. Нужно было спускаться, так как винт остановился. Я круто повернул на планирующем спуске, чем избег спуска на ангары (выделено мною. – С. Е.). Спустился (…), несмотря на то, что только второй раз летал на этом аппарате. На земле, кажется, очень перепугались за меня, так как бензин из трубки лился и горел на всех стойках и рессорах. Послали за огнетушителями и вообще ожидали очень скверного конца.
Когда я спустился на землю, то прокатился и стал в луже. Бензин разлился по льду и воде и горел кругом, грозя спалить самолет. Мне кричат, чтобы вылезал скорей из аппарата, а у меня пояс не расстегивается. Вижу, что если буду торопиться, то только напорчу; спокойно выдержал момент, осмотрел пояс и расстегнул его, вылез из аппарата. Затем оттащили самолет из воды, затушили бензин».
А через семь месяцев Нестеров впервые в мире осуществил «мертвую петлю». Для краткости описания этого события заимствуем текст из телеграммы летчиков, которые направили ее в Петербург в газету «Вечернее Время». Телеграмму подписали 10 очевидцев петли. Вот ее текст: «Киев, 27 августа 1913 года. Сегодня в шесть часов вечера военный летчик 3-й авиационной роты поручик Нестеров, в присутствии офицеров, летчиков, врача и посторонней публики сделал на «Ньюпоре» на высоте 600 метров «мертвую петлю», то есть описал полный круг в вертикальной плоскости, после чего спланировал к ангарам.
Военные летчики: Есипов, Абашидзе, Макаров, Орлов, Яблонский, Кокаев, Мальчевский, врач Морозов, офицеры: Родин и Радкевич».
Тем временем авиаконструктор Луи Блерио срочно приспособил свой пилотажный моноплан для воздушной акробатики. И 21 сентября 1913 года (здесь дата по новому стилю) француз Адольф Пегу тоже выполнил «мертвую петлю». Правда, приоритет Нестерова в выполнении «мертвой петли» Пегу признал публично и безоговорочно.
Петра Николаевича Нестерова по праву считают родоначальником высшего пилотажа. Он погиб 26 августа 1914 года, осуществив первый в мире воздушный таран, сбив при этом самолет противника. В 1962 году Международная авиационная федерация ввела переходящий приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу – кубок имени Нестерова.
Судьба так устроила, что советский летчик-новатор Валерий Павлович Чкалов служил во второй половине 1920-х годов именно в той воинской части (авиаэскадрилье № 1 им. В. И. Ленина), которая во время Первой мировой войны имела наименование «11-й авиационный отряд» и которой командовал штабс-капитан Нестеров.
В конце 1927 года Чкалова направили в Липецк на курсы усовершенствования. В это время там работала немецкая школа летчиков (тогда действовало соглашение между СССР и Веймарской республикой, существовавшей с 1919 по 1931 год). После окончания курсов наши и немецкие летчики соревновались в технике пилотажа. В этих показательных полетах Чкалов занял первое место.
По возвращении Чкалова в часть командир эскадрильи дал ему задание показать то, чему он научился в Липецке.
По свидетельству очевидца было показано вот что: «Набрав необходимую высоту на истребителе «Фоккер-Д-11», (…) выполнил каскад фигур высшего пилотажа, как всегда «по-чкаловски», стремительно и четко. Вдруг самолет начал пикировать на ангар. Пикирование выполнялось под большим углом, мотор работал на полных оборотах. Машина с ревом неслась к земле и как раз к тому месту, где стоял командир (…). Все недоуменно следили за этим падением. Примерно на высоте 50 метров начался выход из пикирования. Но снижение по инерции продолжалось. В результате самолет пронесся над самой землей, так что в кабине была отчетливо видна голова Чкалова. Он смотрел на командира.
В следующее мгновение летчик пошел круто вверх с явным намерением выполнить петлю. Но ведь петля на такой высоте – самоубийство! Все замерли … Набрав высоту около 150 метров и показав зрителям «спинку», Чкалов плавно и четко повернул машину на 180 градусов вокруг продольной оси, продолжая полет без ухода вверх. Фигура «иммельман»! И это на минимально возможной высоте! Он уверенно и абсолютно одинаково повторил фигуру пять или шесть раз. Крутое пикирование с мотором, вывод у самой земли, резкий бросок на петлю и четкий переворот на высоте 150 — 200 метров.
Закончив программу, Чкалов начал заход на посадку. Добравшись примерно до границы аэродрома, летчик перевернул машину и продолжал планирование вверх колесами. Когда до земли остались считанные метры, совершил обратный переворот и тут же приземлился на три точки, то есть выполнил замедленную «бочку» при заходе на посадку».
За такой показ Чкалов получил 20 суток ареста и 20 суток отстранения от полетов.
Позднее на вопрос, зачем он это сделал, Чкалов ответил, что в боевых условиях перед летчиком может стоять проблема вынужденной посадки и этот маневр позволит ему без аварии посадить самолет в любых условиях.
Фигуру «иммельман» на «Фоккере Д-11» не выполнял никто, кроме Чкалова. Она ни у кого не получалась, так как машина у всех сваливалась в штопор. Тогда Валерий поведал товарищам, как можно сделать «иммельман» на «Фоккере»: «Сначала я отвязываюсь и сажусь как можно глубже в кабину, чтобы «ногу больше дать». Газ на разгоне даю на защелку. Потом ловлю момент и даю рули до отказа».
Чрезвычайно интересна и легенда о пролете Чкаловым на самолете под мостом. Факты говорят, что именно под мостом через реку Вялка пролетел он 26 февраля 1930 года, а не под Троицким в Ленинграде, как было показано в довоенном фильме. А дело было так. Вылетев из Новгорода, Чкалов попал в сложные метеорологические условия. Самолет обледенел, и нужную высоту набрать было невозможно. Лететь пришлось низко, над самым лесом. Под крылом тянулось железнодорожное полотно. Подошел момент, когда Валерий понял, что нужно совершить вынужденную посадку. А сесть некуда. Можно попытаться сесть на верхушки деревьев – есть шанс сохранить собственную жизнь, но этот вариант он отклонил сразу. Пока размышлял, вдали показался поезд. Неожиданно впереди мелькнул мост. До него оставалось уже рукой подать. Выход один – нырнуть под мост и сесть. Чкалов нырнул, но сесть за мостом помешал семафор. Через мгновенье он с механиком лежали на земле среди самолетных обломков.
Специальная комиссия установила, что, если бы летчик попытался избрать иной вариант для вынужденной посадки, машина врезалась бы в железнодорожную платформу и гибель экипажа была бы неизбежной».
Мост сей стоит близ станции Вялка, что находилась на 225 км пути Октябрьской железной дороги Ленинград — Москва.
В дальнейшем во время войны многие наши летчики использовали прием пролета под мостом, когда на тихоходных У-2 уходили от фашистов. Например, это сделал летчик Рожнов 28 сентября 1941 года. Фашист резко отвернул. В других случаях мессеры разбивались.
Впоследствии Валерий Чкалов некоторое время работал в Осоавиахиме. Строил, испытывал планеры и катал над Ленинградом пассажиров.
А что сейчас? Не оскудела ли земля русская? Для получения ответа читайте «Вести ДОСААФ» № 17 от 23 сентября 2017 года на стр. 10, где сообщалось, что на аэродроме Хотеборш (Чехия) прошел десятый чемпионат Европы по высшему пилотажу на спортивных самолетах. На нем блестяще выступили члены сборной команды России (тренер — многократный абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу Михаил Мамистов), в активе которых 9 наград из 18 разыгранных. Москвичи Роман Овчинников и Дмитрий Самохвалов завоевали золото и серебро. В так называемом «темном» комплексе Самохвалов добавил в свою копилку золото. Оба москвича и Владимир Котельников из Пермского края отмечены медалями в двух «неизвестных» упражнениях.
По сумме многоборья титул абсолютного чемпиона Европы-2017 выиграл Дмитрий Самохвалов. Бронза у Романа Овчинникова. Оба наших пилота выступали на российском самолете Су-31М. Пятый в многоборье – Владимир Котельников.
Далее команды распределились так: 2-е место – Франция, 3-е – Украина, 4-е – Германия.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ