Орловскому аэроклубу ДОСААФ России — 85 лет
Основанный 14 января 1939 года, Орловский аэроклуб долгое время являлся одним из ведущих центров развития планеризма. В советские годы планеризм был популярной формой авиационного спорта, и город Орёл был одним из важнейших мест его развития.
Аэроклуб привлекал опытных спортсменов-планеристов со всей страны, здесь проходили всесоюзные и международные соревнования. Орловский аэроклуб был известен своим прекрасным аэродромом, идеальными погодными условиями и опытными инструкторами. Здесь разрабатывали программы тренировок, которые позволяли поддерживать высокую конкурентоспособность спортсменов и развивать планеризм.
Орловский аэроклуб ДОСААФ России существует и по сей день, хотя его планерная активность заметно снизилась. Однако историческое значение этого клуба и его вклад в развитие планеризма в Советском Союзе невозможно переоценить. Это место, где многие спортсмены обретали свою страсть к полетам на планерах, устанавливали рекорды, создавали авиационную и спортивную элиту страны.
Ветеран ДОСААФ, летчик-инструктор, планерист Евгений Шварц отдал Орловскому аэроклубу 30 лет своей жизни. В 1959 году он пришел в аэроклуб 15-летним мальчишкой с горящими глазами и твердым желанием покорить небо. Несмотря на то что в 90-е годы судьба круто изменила его профессиональную жизнь, дорогу на родной аэродром он не забывает…
— Сколько себя помню, столько смотрел в небо. В детстве вообще ходил задрав голову — вокруг нашего дома располагались военные и гражданские аэродромы, так что дефицита летательной техники в небе никогда не было. Серебряными стрелами над Орлом тогда летали МиГ-19, шумно взлетали и садились МиГ-17, — вспоминает Евгений Лазаревич.
Молодой паренек зачитывал до дыр книги, связанные с авиацией и космосом. Любимая книга за авторством Михаила Водопьянова — «Мечта летчика». Что не удивительно — авиация в те годы активно развивалась, и советские мальчишки грезили полетами во сне и наяву. Никого не надо было уговаривать записываться в аэроклубы, убеждать, что быть летчиком — невероятно увлекательно.
Интересно, что в семье Шварцев никто не был связан с авиацией, но это не помешало юному Евгению заболеть небом. В 1959 году он пришел в аэроклуб, где начал учиться летать на детском планере Бро-11, а спустя год уже уверенно летал на планере КАИ-12 «Приморец».
В 1962 году освоил самолет Як-18 — понравилось, ведь самолет давал совсем другие ощущения. А в 1965 году окончил вертолетное отделение Вязниковского авиационного центра, летал на вертолете Ми-1.
— В общей сложности я освоил множество типов летательных аппаратов: Як-18 всех модификаций, Як-12, «Вильга», Ан-2, и это не считая почти всех типов планеров. Налетал больше 5000 часов, — перечисляет Евгений Шварц.
Опытные планеристы говорят, что после того, как научаешься парить на планере, наступает момент, когда непременно хочется с кем-нибудь посоревноваться и полетать на скорость. Такая метаморфоза произошла и с Евгением Лазаревичем, который тоже стал спортсменом, участвовал в различных соревнованиях, занимал призовые места. Трижды пролетел треугольный маршрут 500 км, а в 1963 году совершил полет на планере из Орла в Луганск, выполнив норматив мастера спорта.
В годы своей молодости Евгений Шварц много времени проводил в аэроклубе и параллельно работал на заводе. Но душа всегда стремилась на аэродром, и, когда представилась возможность занять место летчика-инструктора, он, не раздумывая, согласился. С 1972 по 1991 год он учил молодежь соперничать с воздушными потоками, а потом ушел в региональную журналистику, с развитием соцсетей стал вести свой канал.
— Еще будучи инструктором или спортсменом, во время соревнований я старался писать небольшие заметки в «Орловскую правду», делал репортажи для радио «Маяк», «Радио России», для телевидения. Поэтому переход в СМИ стал для меня естественным продолжением моей работы. Мне нравилось делать спортивные репортажи, объяснять читателям тонкости планерного спорта, — вспоминает пилот.
На вопрос, каким был аэроклуб в годы его молодости, Евгений Лазаревич отвечает:
— Почти все наши инструкторы были военными летчиками, которые прошли через горнило Великой Отечественной войны и имели уникальный летный опыт. Это были классные пилоты, люди высокого полета с огромной жизненной мудростью и умением работать с молодежью. Когда я начал летать, нашим командиром звена был Николай Фомич Пахальчук — во время войны он был летчиком-истребителем и сбил пять фашистских самолетов. Были у нас инструкторы, которые летали на штурмовиках Ил-2. Одним словом, это была авиационная элита, на которую можно было равняться и у которой можно было учиться.Что касается техники и инфраструктуры, то все аэроклубы ДОСААФ в те годы были довольно богатыми и хорошо оснащенными организациями. В 60 — 80-е годы XX столетия Пугачёвка (деревня близ Орла, где располагался аэродром ДОСААФ) гремела на всю страну. Там была создана мощная авиационная структура: два отряда летали на Як-18 (общей сложностью около 30 самолетов), был спортивный отряд Як-18П, самолетчики летали на чехословацких Zlin Z 226 и Zlin Z 326. Было мощное парашютное звено, с которым работали два самолета Ан-2.
— В те годы мы часто устраивали авиационные праздники, на которые собирался весь город: планеристы летали на планерах, самолеты крутили высший пилотаж, парашютисты прыгали затяжными прыжками. Было очень интересно, и народу всегда приходила тьма. Кстати, после таких авиашоу толпа желающих научиться летать увеличивалась многократно — ребята записывались в отряды с удвоенным энтузиазмом! Здесь надо оговориться, что обучение в те годы было бесплатным, поэтому деньги не становились между подростками и их мечтой. Сейчас, к сожалению, ситуация совсем иная, — говорит Евгений Шварц.
Сотрудников аэроклуба высоко ценили городские и областные власти — их всегда приглашали на мероприятия, демонстрации, парады. Пилоты ходили большой группой, иногда вывозили планер, прокатывали его мимо трибун, парашютисты демонстрировали парашюты. Было очень здорово и красочно!
В 1964 году Центральный планерный аэроклуб СССР перевели из Майкопа в Орёл. И началось масштабное развитие.
— Увеличилось количество инструкторов и летной техники, к нам стали поступать новые планеры и самолеты в большом количестве. Мы начали проводить соревнования не только регионального и всероссийского, но и международного уровня. Большая работа была проведена в преддверии женского чемпионата Европы 1982 года, тогда были построены просторные помещения для спортсменов, современная столовая, благоустроена территория — клуб заметно преобразился. Иностранцы были в восторге от нашего гостеприимства и уровня организации соревнований, — отмечает пилот.
Примерно раз в три года в Орле организовывали соревнования среди соцстран по планерному спорту. Советские спортсмены занимали довольно уверенные позиции в те годы. Основными соперниками тогда были поляки, у которых планерный спорт тоже был довольно хорошо развит. А начиная с 1965 года на базе Орловского аэроклуба стала тренироваться сборная СССР по планерному спорту.
— Чтобы вы понимали размах, могу назвать одну деталь — как-то я принимал участие в соревнованиях, когда в полете одновременно участвовали около 90 (!) планеров. Мы летали маршруты в 300 км, 500 км, маршруты до цели и обратно — это примерно 400 км. В Орле погода всегда благоволила планеристам и позволяла долго держаться в воздухе. В аэроклубе постоянно обновлялась летная техника, было время, когда на площадке аэродрома стояли до полусотни планеров и двух десятков самолетов-буксировщиков! Нам постоянно привозили новые экземпляры, мы сами часто летали за планерами.
Орловский аэроклуб подарил российскому планерному спорту массу великих имен: Тамара Загайнова, Тамара Свиридова, Юрий Малютин, Александр Маслов, Николай Ланцов.— В 1973 году на базе нашего аэроклуба отпраздновали 50-летие планерного спорта. Среди гостей было много именитых людей, в том числе Константин Арцеулов, один из основоположников российского планеризма. В гости к нам приехал летчик-ас, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Был здесь и легендарный летчик Александр Покрышкин, в те годы председатель Центрального комитета ДОСААФ СССР, — говорит ветеран.
Сегодня небо над Орлом закрыто для полетов. Но местные спортсмены, инструкторы, планеристы и парашютисты с надеждой смотрят в него и ждут, когда со старта раздастся: «Взлет разрешаю».
Марина Калинина.
Фото Е. Шварца, С. Чупахина и из архива аэроклуба.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ