«Человек с сердцем орла и умом ученого»
К 120-летию со дня рождения Валерия Павловича Чкалова
Чкалов родился 2 февраля 1904 года в крестьянской семье в селе Василева Слобода (ныне г. Чкаловск), расположенном на правом берегу реки Волги в Нижегородской области, в 97 км к северо-западу от Нижнего Новгорода. Валерий был десятым ребенком в семье.
В 1916 году 12-летний Чкалов окончил четыре класса сельской школы. Затем поступил в Череповецкий механический техникум. В 1918 году занятия в техникуме отменили, и Валерию пришлось вернуться домой. В том же году он освоил профессию кочегара на землечерпалке. Весной 1919 года начал работать кочегаром на пассажирском пароходе «Баян».
В 15 лет в августе 1919 года пошел добровольцем в Красную армию, где стал работать в 4-м Канавинском авиационном парке мотористом-слесарем. Командование авиапарка в 1921 году направило Валерия в Егорьевскую теоретическую авиационную школу. Кроме теории авиации там Валерий в короткий срок освоил посадку самолета на школьный аэродром. Чтобы посадить самолет на полосу этого аэродрома, требовалось мастерство, так как взлетно-посадочная полоса находилась между рекой и глубоким рвом.
Весной 1923 года Чкалов окончил Егорьевскую школу и был направлен в Борисоглебскую авиашколу для обучения практическим полетам. В августе того же года Валерий вылетел самостоятельно и вскоре, 1 ноября, в числе десяти лучших выпускников продолжил обучение в Московской высшей летной школе.
Инструктор этой школы Александр Иванович Жуков характеризовал Чкалова так: «Чкалов простой, общительный, сильный. С неуемной жаждой к полетам и особенно к высшему пилотажу, или воздушной акробатике. (…) Валерий Чкалов — прирожденный летчик».
В мае 1924 года Чкалов с отличием окончил Московскую школу и был направлен в Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания.
Летчиком-инструктором у Чкалова в Серпуховской школе был Михаил Михайлович Громов, который о Валерии писал так: «Ко мне в учебную группу попал широкоплечий паренек… В нем жила неукротимая уверенность в победе при любых, даже самых трудных, обстоятельствах. Он не знал, что такое сомнение в своих силах… Самое главное он схватывал на лету… Он был не только храбр — он был дерзок и напорист необычайно… В решительную минуту он умел отбрасывать все, что могло бы ему помешать добиться победы, все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действия этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени-то не оставлял для сомнений… Я бы сказал, что самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха».
В августе 1924 года Чкалов был направлен как летчик-истребитель в Ленинград, в 1-ю Краснознаменную истребительную эскадрилью. Эта эскадрилья выросла из 11-го авиаотряда, которым командовал Петр Николаевич Нестеров, сделавший впервые в мире мертвую петлю и выполнивший первый в истории таран неприятельского самолета.
Во время службы в 1-й эскадрилье у Чкалова были большие достижения, но были и падения, но ни товарищи по службе, ни командование не могли скрыть своего восхищения этим летчиком — летчиком-новатором.
Когда встал вопрос об участии 7 ноября 1927 года в празднике, посвященном 10-й годовщине Октябрьской революции, в число участников был включен и Чкалов.
8 ноября на Центральном аэродроме (Ходынское поле) состоялся воздушный праздник. Чкалов показал ни с чем не сравнимый пилотаж на самолете «Фоккер Д-11». Сложнейшие фигуры выполнялись у самой земли и на максимальной скорости.
Георгий Филиппович Байдуков описал это выступление Чкалова с точки зрения летчика: «Чкалов оторвался от земли, набирает скорость, над ангаром переворачивает машину и короткое время набирает высоту, летя вверх колесами. Затем машина делает переворот и летит с набором высоты. На высоте 300 метров делает переворот через крыло и очень круто пикирует с мотором, работающим на полной мощности… На высоте 150-200 метров он заставляет самолет лететь вверх колесами, постепенно набирая высоту. И снова переворот через крыло и вновь, как и в первый раз, страшное пикирование с мотором на полных оборотах и опять огромная просадка истребителя к земле при резком его выводе».
Мало кто знал, что Чкалов упорно тренировал это выступление вдали от аэродрома, над облаками. В Москве он завоевал первый приз, который ему вручили в Большом театре в присутствии правительства.
В апреле 1928 года Чкалов из Гатчины был переведен в Брянск. И вот, перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск 15 августа 1927 года, он вел группу бреющим полетом и врезался в телеграфные провода. Чкалову присудили год тюрьмы. В Брянской тюрьме он просидел только 16 дней, с 3 по 18 января 1929 года, был освобожден высшим командованием ВВС, но уволен из армии.
Сам Чкалов после аварии писал в 1927 году жалобу в Военную коллегию, где изложил свой взгляд на подготовку летчика-истребителя. Он пишет: «На мой взгляд, тенденция, имеющаяся в армии, к максимальной осторожности в полетах, не верна, в особенности в истребительной авиации. Летчик-истребитель должен быть, на мой взгляд, смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах. В противном случае в воздушном бою с противником летчик, привыкший осторожно летать, будет больше думать о самолете, а не о противнике, и в результате чего, безусловно, будет сбит противником… Я прекрасно понимаю и знаю нашу бедность и поэтому необходимость в сохранении материальной части, но в то же время не допускаю мысли о необходимости за счет сохранения ее ухудшить боеподготовку летчика-истребителя, учитывая и то обстоятельство, что будущая борьба с воздушным противником будет неравная с точки зрения разности качеств самолетов…»
Действительно, через 14 лет качество наших самолетов в 1941-1942 годах уступало немецкому.
С 1929 до осени 1930 года Чкалов работал начальником планерной школы Осоавиахим в Дудергофе в районе Красного Села, в 30 км от Ленинграда. В дополнение к основной работе он катал на самолете желающих увидеть Ленинград с высоты птичьего полета. А еще Чкалов был летчиком-инструктором. Он учил летать будущего авиаконструктора Олега Константиновича Антонова и Самуила Яковлевича Клебанова — прототипа Саньки в книге Каверина «Два капитана» и других.
Валерий Павлович был для осоавиахимовских ребят не только инструктором, но и старшим товарищем. Олег Антонов вспоминал, что как-то Чкалов сказал планеристам: «Хотите себя проверить? Станьте под этой люстрой, поднимите голову, посмотрите на нее, не отрываясь, а потом сделайте десять оборотов вокруг себя, а затем выйдите в дверь. У нас не получилось. Валерий Павлович стал посреди зала, поднял голову, взглянул на люстру, сделал двадцать оборотов, а затем твердым шагом направился к двери, взялся за ручку и вышел из зала».
В это время Чкалов написал о себе так: «Бывший летчик-истребитель. Когда-то летал. Сейчас подлетывает на «Юнкерсе». Скучно и грустно смотреть на Вас, Валерий Павлович! Вам бы теперь скоростную машинку вроде истребителя!» В августе 1930 года он уволился из Осоавиахима. За него ходатайствовали летчики М. М. Громов и А. Б. Юмашев. Свою просьбу они подытожили: «Чкалов родился для героических дел».
Дальше по жизни у Чкалова была работа в Научно-испытательном институте ВВС, а потом — летчиком-испытателем в конструкторском бюро авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова. В эти оставшиеся восемь лет жизни Чкалов выполнил два беспосадочных перелета Москва — Дальний Восток и Москва — Соединенные Штаты Америки, испытывал самолеты. Об этом написано достаточно много. Меньше знают то, что он сделал в истребительной авиации. Им изобретены фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор, замедленная (модельная) управляемая бочка, выполнены впервые четверная и пятерная бочки, выполнена атака с перевернутого самолета.
К новшествам, внесенным Чкаловым в технику пилотирования, относятся также высший пилотаж вблизи земли на большой скорости, ведение воздушного боя на малых высотах, воздушный бой на вертикалях.
Летчик, Герой Советского Союза Степан Павлович Супрун говорил: «Он летает свободно, без всяких напряжений, выполняет пилотаж красиво, четко, художественно». Другой летчик, Герой Советского Союза Анатолий Константинович Серов, охарактеризовал Чкалова так: «Человек с сердцем орла и умом ученого».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ