Волгоградский летчик, который осуществил свою мечту
В мире, где силой ветра решаются судьбы, есть люди, которые отдают свое сердце небу. Они рождаются для того, чтобы чувствовать крыло самолета под своими пальцами, каждое дуновение ветра на своем лице. Они называются летчиками. Один из них — пилот из Волгограда Егор Муссалиев. В 17 лет он пришел в аэроклуб и понял, что полеты — это его судьба. С того дня его жизнь неразрывно связана с небесами.
— В моей семье нет людей, связанных с авиацией. Родители всю жизнь прожили в деревне, трудились на земле. Но я с детства мечтал летать. А тогда, в конце 70-х годов, в нашей стране был настоящий культ пилотов и космонавтов — все ребята хотели повторить путь Чкалова, Гагарина, бороздить космические просторы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после школы я записался в Волгоградский авиационно-технический центр ДОСААФ, который занимался подготовкой пилотов, — вспоминает опытный летчик.
Первым его самолетом стал реактивный Л-29. Второй год обучения проходил в Смоленске, где парни летали на МиГ-15 и МиГ-17. Авиационные дисциплины давались юноше легко, что называется, отскакивали от зубов. Но в те годы и сам образовательный процесс был чуть иным — более фундаментальным.
Вместе с Егором Бисенгалиевичем в группе занимались еще 50 человек — тогда идея летать не казалась молодежи такой уж недостижимой, потому ребята смело шли записываться в аэроклубы и учились осваивать пятый океан.
— У нас была сильная группа. Всего 3 — 4 человека не смогли продолжить обучение по медицинским показателям или потому, что им разонравилось. Зато все остальные добросовестно отлетали положенные 100 часов и ушли в запас, — говорит летчик.
Начальник волгоградского аэроклуба им. Хользунова в 1990-е годы Василий Дружинин:
— Мастерство пилота, который осуществляет выброску парашютистов, требует особых навыков и качеств. Во-первых, такой пилот должен обладать высокой точностью и координацией, чтобы точно определять момент и место для выброски парашютистов. Кроме того, ему необходимо оставаться спокойным и сосредоточенным в любой ситуации, чтобы принимать быстрые и правильные решения.
Другим важным качеством является отличное владение самолетом, чтобы выполнить сложные маневры и приземлить пилотажный аппарат на месте посадки безопасно. Также пилот должен быть коммуникабельным и отлично сотрудничать с парашютистами, чтобы обеспечить успешное завершение каждого полета.
Когда в наше парашютное звено потребовался пилот, я обучил Егора Муссалиева всем тонкостям полетов, и он в короткие сроки стал настоящим мастером.
Окончив обучение и получив звание младшего лейтенанта, Егор Муссалиев устроился на завод. Честно отработал пару лет, но не смог справиться с желанием летать. Устроиться в те годы в аэроклуб инструктором было не так легко — свободных вакансий не было. Но когда появилась возможность поработать простым техником, Егор с радостью и энтузиазмом ухватился за эту возможность. «Не важно кем, лишь бы поближе к самолетам», — решил он.- Там, в аэроклубе, я попробовал прыгнуть с парашютом — мне понравилось. В результате за свою жизнь я совершил более тысячи прыжков, каждый из которых захватывал дух. А в 1989 году меня перевели в летчики-инструкторы парашютного звена, и на этой должности я задержался на три с половиной десятка лет, — рассказывает пилот.
Большую часть жизни Егор Бисенгалиевич летал на легендарном Ан-2. И этот самолет, по признанию пилота, стал самым его любимым. Даже сейчас, в свои 62 года, он с закрытыми глазами может спокойно управлять этим самолетом, причем не просто управлять, а ювелирно точно подстраиваться под парашютистов, выбирая место для их выброски.Он обожал полеты именно на этом самолете, наслаждаясь каждым мгновением в воздухе. Было нечто особенное в ощущениях при пилотировании этого немолодого, но надежного и уникального самолета. Каждый полет на Ан-2 был как возвращение к самым ярким моментам его жизни, когда он чувствовал себя свободным и счастливым.- В нашей специализации нужно иметь определенный талант, потому что не каждый пилот может точно рассчитать время и место выброски парашютистов. Мне было легче, я ведь сам прыгал и понимал, что к чему. Особый шик — каждый раз попадать на камеру, чтобы она засняла конкретный прыжок парашютиста, который выполняет акробатический прыжок или прыгает на точность приземления. Есть своя специфика и с перворазниками, — комментирует летчик.У Егора Муссалиева нет спортивных наград, но есть ведомственные, в том числе медаль ДОСААФ России «Первый трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин», грамоты и благодарности, знаки отличия.
Есть в его копилке и юбилейная медаль «100 лет гражданской авиации России». Дело в том, что в 2006 году Егор Бисенгалиевич переучился и стал летчиком гражданской авиации, продолжая летать на Ан-2.
Заместитель директора спортивной школы «Юный ястреб» им. Героя Советского Союза А. М. Числова, командир авиационного отряда Александр Акимов:
— Даже самая умная техника — это груда металла, которая может отказать в любой момент. И от пилота требуется недюжинный ум, опыт и мастерство, чтобы достойно справиться с ситуацией, спасти жизнь себе и другим пассажирам, сохранить летательный аппарат. У нас с Егором были такие ситуации — как видите,
мы остались живы и здоровы.
Егор Муссалиев никогда не был жадным в передаче знаний и всегда обучал своих вторых пилотов, повышал им квалификацию и практические навыки.
— Мне всегда везло на коллективы. В нашем аэроклубе работали очень сплоченные, дружные ребята — все друг друга понимали, подстраховывали. Летное братство — оно такое, очень дружное! И сейчас, выйдя на заслуженный отдых, мы стараемся собираться и отмечать вместе праздники, вспоминаем свои годы молодости, обсуждаем новости. Видим, что в последнее время у властей появился интерес к авиации, аэроклубы понемногу поддерживают, помогают, и это не может не радовать. Спортивная авиация ведь очень затратный вид деятельности, и без помощи государства ей очень сложно выживать, — рассуждает пилот.
С благодарностью и дружеским теплом Егор Муссалиев говорит о своих коллегах, тех, с кем свела его судьба, — Александре Акимове и Василии Дружинине. Они не только вместе выполняли поставленные задачи, но выбирались из самых разных нештатных ситуаций.По словам Егора Муссалиева, советские ребята гораздо больше знали о малой и спортивной авиации, чем нынешние дети. Понятно, что у них было больше возможностей — почти в каждом крупном городе были свои аэроклубы, куда записывали всех желающих. А большинство современных школьников даже никогда не видели самолета вблизи, не трогали его руками, не садились в кабину. Хорошо, что в последние годы администрация региона стала приглашать аэроклуб к участию в городских и областных праздниках, устраивать небольшие авиашоу, чтобы люди учились с восторгом смотреть в небо. В такие моменты, может, в ком-то и проснется любовь к небу и желание беззаветно служить Отечеству.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ