ДОСААФ России – старые проблемы и комплексные решения
Представим все нынешние проблемы ДОСААФ России в виде треугольника, на углах которого сосредоточены три группы – финансовые проблемы, экономические и организационные. Конечно, все они переплетены в один клубок, в котором довольно сложно разобраться. Скажем только о самых принципиальных вещах.
ДОСААФ России имеет богатую, насыщенную 90-летнюю историю, которая началась в сложный период развития нашего Отечества. За эти годы в оборонном обществе, как и во многих больших организациях, были взлеты и падения, накопились и проблемные вопросы, и мне, как заместителю председателя ДОСААФ России по финансовым и экономическим вопросам, приходится ежедневно с ними сталкиваться.
Представим все нынешние проблемы ДОСААФ России в виде треугольника, на углах которого сосредоточены три группы – финансовые проблемы, экономические и организационные. Конечно, все они переплетены в один клубок, в котором довольно сложно разобраться. Скажем только о самых принципиальных вещах.
Кратко о предыстории этих проблем. ДОСААФ в целом многие годы существовал в СССР в значительной мере за счет бюджета, в виде государственного бюджетного финансирования, а также предоставления в пользование оборонного общества военной техники, военно-технического имущества, объектов недвижимости, авиационной и спортивной техники, выполняя как пропагандистские, так и прикладные функции.
В пропагандистском плане велась популяризация военной службы, повышение авторитета армии, авиации и флота в глазах населения.
Прикладная функция реализовывалась через обучение призывников военно-техническим специальностям.
Безусловно, бренд организации был широко известен. ДОСААФ СССР имел авторитет и существенное влияние в стране.
Достаточно напомнить, что школу оборонного общества прошли миллионы наших сограждан. ДОСААФ СССР в советское время хорошо знали все – школьники, студенты, рабочие и ветераны. В нем можно было получить военно-учетную специальность (ВУС) для службы в армии и достойную профессию для работы в народном хозяйстве, научиться водить машину и управлять самолетом, вертолетом или планером. Здесь учились меткой стрельбе, прыжкам с парашютом, осваивали десятки специальностей военно-прикладной направленности.
Во времена СССР существовала бюджетная роспись при планировании бюджета страны. Вся авиационная деятельность, подготовка летного состава, закупка самолетов, топлива для авиационной деятельности организации осуществлялись за счет государства. Существовал государственный заказ не только на ВУС, но и на специалистов массовых технических профессий для народного хозяйства.
Рынок наложил свои особенности на деятельность и обеспечение ДОСААФ России.
Необходимо отметить, что в обществе сложился миф о том, что раз организация является общественно-государственной, то и финансируется она за счет государства, но это не так. Многие искренне удивляются, когда узнают, что ДОСААФ России бюджетных средств от государства не получает, и предлагают примерно следующее: «Вы должны сами себя кормить. Возьмите и продайте часть имеющегося у вас имущества, зданий, сооружений, инфраструктурных объектов и на эти деньги развивайтесь!»
ДОСААФ России хоть и является общественно-государственной организацией, однако в связи с особой важностью выполняемых в государстве и обществе, можно прямо сказать, стратегических задач в основном должно финансироваться государством, а не искать пути зарабатывания денег, сдачи в аренду помещений и продажи устаревшего имущества. В настоящее время, в условиях, когда многократно возросла кадастровая стоимость земли, а с ней и стоимость аренды земли, возросли налоги, платежи по ЖКХ, вопрос выживаемости ДОСААФ России – это государственный вопрос, а не частный.
По мнению ДОСААФ России, сама постановка такого вопроса носит ущербный характер. ДОСААФ России как организация изначально создавалась для решения государственных задач, и передавать эти важнейшие функции в «частные» руки, использовать специфические бизнес-подходы, целью которых по определению является «получение максимальной прибыли», для нас неприемлемо.
Единый имущественный комплекс оборонного общества создавался под задачи системно как за счет государственных средств, так и за счет его экономической деятельности, в том числе деятельности лотереи ДОСААФ.
Да, мы можем сейчас только вспоминать те времена, когда под эгидой ДОСААФ работали детские и юношеские спортивные школы, различные секции и кружки по военно-техническим специальностям, авиационные и морские школы, водолазные клубы со своими бассейнами. И эта деятельность тоже во многом финансировалась государством.
Основная государственная задача, возложенная на ДОСААФ России, — подготовка граждан по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
ДОСААФ России находит новые пути решения этих задач. Так, в результате успешно проведенного эксперимента в 2015 — 2016 годах по подготовке призывников по ВУС 100 «Д» (парашютист-стрелок) на базе авиационных организаций ДОСААФ России Минобороны России посчитало возможным осуществлять подготовку призывников для ВДВ в системе ДОСААФ России.
Это большое подспорье для командиров воинских частей ВДВ, в которые целенаправленно призываются ребята, подготовленные в ДОСААФ России. Географически распределенный по всей территории России имущественный комплекс и образовательные организации ДОСААФ России позволяют готовить для ВДВ призывников в объеме, необходимом для ВДВ. Сейчас проходят такую подготовку около 1 тысячи человек в год, то есть имеется огромный потенциал роста.
Давайте рассуждать здраво. С государственной точки зрения намного проще готовить таких специалистов вне рамок срочной службы. Доказано, что подготовка в ДОСААФ России гораздо дешевле, чем в воинских частях. Экономия для государства может составить сотни миллионов рублей, и решение этого вопроса — прерогатива государства.
В настоящее время основной формой подготовки по ВУС остается подготовка водителей. Они должны получать соответствующие навыки вождения на автодромах, но поскольку эта учебная работа идет для Вооруженных Сил Российской Федерации, а это дело государственное, то и арендная плата за землю, на которой расположены автодромы, должна быть минимальной, налоги должны быть снижены. Этот вопрос находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и решается в каждом конкретном случае по-разному. Это, на наш взгляд, неправильно.
Финансовые вопросы
Сейчас мы получаем от Минобороны России финансирование только на подготовку специалистов по ВУС. Для сравнения: в последний год существования СССР заказ на подготовку по ВУС составлял 193 тысячи призывников. Понятно, что и армия была раньше намного больше, но в любом случае сегодня 27 тысяч специалистов, прошедших подготовку по ВУС, для армии крайне недостаточно.
Это же относится и к финансированию подготовки по ВУС. Его количественные показатели составляли: в 2015 году – 1230 млн руб., в 2016 году – 1154 млн руб., в 2017-м – 1150 млн руб. Как видите, объемы финансирования снижаются, несмотря на инфляцию.
В настоящее время сложился сложный, многоуровневый механизм субсидирования организации ДОСААФ России, недостаточный для финансирования ДОСААФ России в целом по выполнению государственных задач.
Однако даже те средства, которые выделяются государством, поступают с большим запаздыванием. Например, в 2015 году деньги поступили в образовательные организации ДОСААФ России 3 апреля, в 2016 году – 26 мая, в 2017 году – 6 марта, притом что учебный год по ВУС начинается с 1 ноября. Ведь даже непрофессионалу понятно, что нужно осуществлять текущую многопрофильную деятельность – заправлять автомашины топливом, ремонтировать их, платить педагогам и т. д., а при отсутствии устойчивой системы финансирования это крайне затруднительно.
Как объяснить сотрудникам образовательных организаций ДОСААФ России, почему с такой задержкой к ним поступают деньги?
Решить этот вопрос возможно путем целевого финансирования деятельности ДОСААФ России за счет средств федерального бюджета в рамках соглашений с профильными федеральными органами исполнительной власти по предоставлению субсидий, а также в рамках Программы военно-патриотического воспитания допризывной и вневойсковой подготовки граждан Российской Федерации.
Налогообложение
Исходя из действующего законодательства, деятельность ДОСААФ России по подготовке граждан к обороне страны и военно-патриотическому воспитанию не включена в перечень видов деятельности, в отношении которых применяется право на льготное исчисление земельного налога и налога на имущество. Это должно быть законодательно определено путем внесения дополнений и изменений в законодательные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации.
Мы все хотим улучшения общего состояния дел, хотим перевести ДОСААФ из режима простого функционирования в режим активного роста и развития.
В завершение скажу об основных приоритетах в деятельности оборонного общества, как это видит сформированная команда единомышленников ДОСААФ России под руководством председателя ДОСААФ России А. П. Колмакова.
Руководство ДОСААФ России принимает меры, способные улучшить ситуацию, разрешить накопившиеся годами проблемы и противоречия. Мы твердо верим, что сможем достичь успеха.
Для того необходимо:
— инициировать разработки законодательных актов, внести изменения и дополнения в действующие нормативные и правовые документы, позволяющие ДОСААФ России эффективно выполнять государственные задачи, в первую очередь в Налоговый и Земельный кодексы Российской Федерации, установить, что общественно-государственные организации, осуществляющие подготовку граждан к защите Отечества, имеют право на компенсацию затрат по содержанию объектов недвижимости, используемых в этой деятельности;
— предусмотреть освобождение ДОСААФ России от уплаты государственных пошлин и иных платежей по регистрации транспортных средств (воздушных, маломерных судов), а также по оформлению документов, удостоверяющих право на земельные участки и капитальные строения, задействованные в уставной деятельности;
— максимально эффективно использовать существующие формы взаимодействия с профильными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными, профессиональными, спортивными организациями, образовательными организациями и научно-производственными предприятиями — соглашения, договоры, программы — и добиться планового целевого субсидирования деятельности ДОСААФ России;
— рационально и оптимально реструктуризировать бюджетную политику ДОСААФ России в соответствии с выполняемыми задачами, изыскивать внебюджетные источники финансирования, в том числе за счет возобновления деятельности лотереи ДОСААФ России;
— всемерно развивать инфраструктуру ДОСААФ, сделать ее доступной и интересной для массового использования гражданами Российской Федерации, при этом основной упор необходимо сделать на реализацию запросов граждан, и в первую очередь молодежи.
На государственном уровне не решен вопрос о безвозмездной передаче ДОСААФ России требуемого для решения уставных задач государственного имущества, а также имущества Минобороны России, в том числе авиационной, автомобильной, специальной техники, на праве владения, пользования и распоряжения им с определением механизма закрепления, за исключением имущества, переданного отдельным организациям ДОСААФ России от Минобороны России для подготовки граждан по ВУС.
Оборонное общество должно полноценно обеспечиваться всеми необходимыми ресурсами, а также получать в пользование военную, авиационную и спортивную технику, военно-техническое имущество, объекты недвижимости.
Нужен гособоронзаказ на создании новых образцов авиационной и спортивной техники, для обеспечения нужд ДОСААФ России.
Необходимо создать систему плановой замены техники, используемой в ДОСААФ России, на новые образцы военной техники, с которой молодежь столкнется во время службы в армии.
Учитывая, что современная военная техника усовершенствовалась и усложнилась в десятки раз, роль допризывной подготовки серьезно возрастает. Надо помнить, что в случае полномасштабной войны ДОСААФ России и его инфраструктура будут востребованы особенно остро. Именно из этого надо исходить, глядя в будущее.
Указанные меры в настоящее время успешно решены в Республике Беларусь, где ДОСААФ Белоруссии является бюджетополучателем и находится в значительной мере под опекой государства.
Развитием ДОСААФ России необходимо заниматься как частью военной организации государства. Все это по силам сделать нашей стране.
Решать эти задачи должны самоотверженные, одержимые люди, образно говоря, у которых «горят глаза», которые не считаются со временем и с трудностями, вооруженные серьезными аналитическими знаниями и с высоким моральным авторитетом. Мы постоянно ищем таких людей, их много в среде бывших военных.
Большую помощь в решении финансовых, экономических и организационных вопросов в деятельности ДОСААФ России оказывает министр обороны Российской Федерации С. К. Шойгу, являющийся председателем Наблюдательного совета
ДОСААФ России, а также члены Попечительского совета ДОСААФ России – известные, заслуженные люди России.
Уверен, что проблемные вопросы будут решены для выполнения уставной деятельности ДОСААФ России в реализации государственных задач.
Нам доверено самое дорогое, что сейчас есть и от чего будет зависеть дальнейшая судьба государства, — патриотическое воспитание молодых людей, подготовка их к военной службе. Мы рассчитываем, что в ближайшее время сумеем вдохнуть новые идеи, придать новые силы и знания организации с такими славными традициями.
Леонид Малев,
заместитель председателя ДОСААФ России по финансовым и экономическим вопросам.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ