Самолет и радио помогли нашим полярникам первыми высадиться на Северном полюсе
Изобретенные нашими соотечественниками в 1883 году А. Ф. Можайским самолет, а в 1895 году А. С. Поповым – радио ознаменовали в первой половине ХХ века новый рывок научно-технического прогресса. Особенно велика роль радио и самолета в освоении пространств Северного Ледовитого океана.
До изобретения радио связь путешественников-исследователей в незамерзающем океане осуществлялась с помощью закупоренных и брошенных в море бутылок (вспомните роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта»), а на севере – с помощью буев (поплавков) и почтовых голубей.
Именно такие виды связи использовал швед Соломон Андре, который 11 июля 1897 года вылетел с двумя товарищами на воздушном шаре «Орел» в стремлении достичь Северного полюса. Экспедиция погибла. Было обнаружено от нее два буя и подстрелен один голубь с сообщениями о движении шара к полюсу, однако место гибели этой экспедиции нашли только через 33 года.
Нельзя не остановиться в этой связи и на попытках достижения Северного полюса пешим путем. Так, 6 апреля 1909 года экспедиция американца Роберта Пири якобы достигла Северного полюса, но мир об этом узнал только после возвращения экспедиции на материк. И тут же приоритет в достижении полюса стал оспаривать другой американец — Фредерик Кук, утверждавший, что он был на полюсе 21 апреля 1908 года. Ни тот, ни другой первооткрыватели не смогли измерить глубину океана в этой самой северной точке земного шара, а это могло бы подтвердить пребывание экспедиций на полюсе. Таким образом, убедительных доказательств о достижении Куком и Пири полюса не оказалось.
9 мая 1926 года американцы Ричард Бэрд и его механик Флойд Беннет на трехмоторном самолете «Фоккер» вылетели с архипелага Шпицберген в направлении Северного полюса и вернулись через 15 с половиной часов. Спустя несколько лет Ф. Беннет стал рассказывать, что они не полетели к полюсу, а кружили возле Шпицбергена. Нашлись специалисты, которые выяснили, что состояние погоды на маршруте полета и технические возможности «Фоккера» не давали шансов на достижение полюса. Надо было пролететь 2540 километров за 15 часов с одним неисправным мотором, что для «Фоккера» было невозможно. Радио на самолете не было.
Дирижабль «Норвегия» пролетел над Северным полюсом 12 мая 1926 года. Командир дирижабля итальянец Умберто Нобиле и экипаж утверждали: мы были над полюсом. Во время полета «Норвегия» поддерживала связь с базой по радио.
Таким образом, пешие исследователи, воздухоплаватели с голубиной почтой и даже авиация без радио показывали свою неспособность решить задачу доказательства достижения Северного полюса.
В эффективность радио на севере окончательно поверили после спасения части экспедиции Нобиле с потерпевшего катастрофу дирижабля «Италия». Этот дирижабль 23 мая 1928 года пролетел над полюсом, но 25 мая на обратном пути потерпел крушение. Основной радиопередатчик был потерян. Сигналы SOS передавались нештатной радиостанцией, взятой на борт нелегально. Эти сигналы были приняты Николаем Шмидтом, советским радиолюбителем из Общества друзей радио (Осоавиахим). Затем благодаря летчику Б. Г. Чухновскому, передававшему координаты оставшихся в живых иностранцев, и усилиям экипажа ледокола «Красин» потерпевшие были спасены.
В качестве исторической справки заметим, что попытки установить радио на самолет предпринимались во всех странах уже в начале ХХ века. В нашей стране в интересах ведения разведки противника установить радиотелеграф на самолет впервые удалось в 1911 году полковнику Дмитрию Максимилиановичу Сокольцеву.
Что представлял собой первый самолетный радиотелеграф? Его изображение можно увидеть на копии фотографии, помещенной в журнал «Аэро и автомобильная жизнь» в июле 1913 года. Хорошо просматривается колебательный контур огромных размеров, состоящий из конденсатора переменной емкости и катушки индуктивности. Антенной чаще всего служила проволока, которая спускалась вниз с самолета. Самолет летал с проволочным хвостом, который перед посадкой наматывался радистом на специальную катушку. Связь без антенны пропадала, и куда сел самолет, каковы его координаты — было совершенно неясно.
В условиях Северного Ледовитого океана это приводило к тому, что, находясь в полусотне километров от судна, самолет, сидя на плавучей льдине, не мог при исправном радиопередатчике связаться с этим судном, так как антенну поднять выше уровня ледового поля было невозможно. Позднее стали делать телескопические антенны и перешли на более короткие волны (большую частоту), для которых требовались антенны меньших размеров. Проволока стала заменяться штыревой антенной или проволочной антенной, натянутой между килем и кабиной самолета.
Сигналы бедствия могут передаваться и в телеграфном, и в телефонном режиме. Специалистам известно, что радиотелеграфная передача имеет значительно большую дальность по сравнению с телефонной (голосом). В индивидуальных аварийных приемопередатчиках используются аварийные частоты. На таких частотах по международным правилам не должна работать ни одна радиостанция мира, чтобы не мешать приему передаваемых сигналов бедствия.
В 1920-х годах радиосвязь стала активно внедряться в авиации, и руководство СССР держало эту работу под постоянным контролем. Так, генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин при посещении аэродрома на Ходынке 21 мая 1931 года неожиданно спросил авиационных начальников, есть ли на этих самолетах радио? Вопрос генсека сильно смутил руководство ВВС. Аргумент, что вон там стоят иностранные самолеты и на них тоже нет радио, Сталина, конечно, не удовлетворил. Только командир авиабригады Научно-испытательного института А. А. Туржанский смог разрядить обстановку, громко обратив внимание вождя на новый тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6). Лицо Сталина еще более прояснилось, когда он узнал, что на этом самолете радио имеется. Самолет именно этого типа в полярном варианте посадил М. В. Водопьянов на Северном полюсе 21 мая 1937 года.
Освоение Северного Ледовитого океана в нашей стране могло быть успешным только при использовании радио. Этот вывод полярных исследователей был принят во внимание при осуществлении первых авиационных арктических экспедиций.
Вслед за М. В. Водопьяновым на льдину у Северного полюса в мае – начале июня 1937 года сели еще три АНТ-6, а также двухмоторный разведывательный самолет Р-6 (АНТ-7). Нельзя не отметить, что этот АНТ-7 пролетел над полюсом еще 5 мая, за 16 дней до посадки на нем Водопьянова. Нетрудно представить, какой интенсивный радиообмен шел в это время в полосе от 80 (о. Рудольфа) до 90 градусов северной широты.
Экспедиция, доставленная на полюс самолетами, подняла советский флаг на самой северной точке Земли, где воображаемая ось ее вращения пересекается с поверхностью океана, и измерила в этом месте глубину океана. Она составила 4290 метров, а толщина льда – три метра.
Весь мир в эти дни осознал, что СССР начал основательно осваивать Арктику: на полюсе в июне 1937 года одновременно находились несколько десятков советских людей. Четыре полярника — И. Д. Папанин, Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель и П. П. Ширшов после отлета самолетов стали работать на льдине, основав на ней станцию «Северный полюс – 1». СП-1 работала до февраля 1938 года.
Отчеты полярников тех лет содержат сотни радиограмм, в которых имеется множество доказательств начала нашей научной и хозяйственной деятельности в самых верхних широтах Северного Ледовитого океана.
1 августа 2007 года атомный ледокол «Россия» достиг Северного полюса. За ледоколом шел научно-экспедиционный корабль ледового класса «Академик Федоров» с заданием исследовать дно океана на Северном полюсе. Для этого на борту корабля имелись два глубоководных аппарата «Мир». 2 августа за пять часов аппараты достигли дна. «Мир-1» достиг глубины 4261 метр, «Мир-2» – 4300 метров. Замеры, проведенные в 1937 году, подтвердились с достаточной точностью. С помощью манипулятора глубоководного аппарата на дне Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса был установлен флаг России, со дна были взяты пробы грунта.
Таким образом, через 70 лет Россия вновь подтвердила, что зона ее экономических и политических интересов простирается от северного берега евро-азиатского материка до Северного полюса.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ