ДОСААФ: кузница призывников или заложник отсутствия господдержки?
Об этом военный обозреватель «Комсомольской правды» полковник в отставке Виктор Баранец поговорил с председателем ДОСААФ России генерал-полковником Александром Колмаковым.
— С какими проблемами сегодня сталкивается ДОСААФ в правовой сфере и как они отражаются на оборонном обществе?
— В этом году впервые за всю историю существования Российского государства в новом формате нам представилась возможность на законодательном уровне представить всю проблематику по деятельности оборонной организации. Уважаемые члены Попечительского совета ДОСААФ, который был создан немногим более года назад, вникнув в суть деятельности организации, помогли провести парламентские слушания, где и были определены возможные решения сформулированных задач.
— Можете рассказать хотя бы о двух-трех задачах?
— ДОСААФ существует в таком нормативно-правовом поле, где четко не определен статус, недостаточно сформулированы место и роль такой организации в военно-патриотической системе воспитания. Выполнение госзадач не обеспечено заказами государственных органов исполнительной власти за исключением подготовки граждан по ВУС (военно-учетные специальности) в интересах Минобороны. Для примера скажу, что изначально Осоавиахим затачивался как под массовый заказ со стороны как военной организации общества, когда переходили с конной тяги на танки, развивали авиацию, так и под массовый заказ со стороны народного хозяйства — 347 специальностей, включая даже стригалей овец. Другой пример — подводные сварщики, которые тянули «Северный поток» по дну Балтийского моря, готовились в водолазных школах ДОСААФ. Этот госзаказ определялся снизу доверху, включая Госплан. А сейчас этого заказа нет.
— Получается, что только ВС России делают вам заказ?
— Да, в вопросах подготовки граждан по ВУС четко определены критерии, показатели, требования, в соответствии с которыми мы должны подготовить людей.
— На разных этажах власти говорится, что ДОСААФ – это университет патриотического воспитания, туда должны идти мальчишки и девчонки. ДОСААФ должен принять в свои объятия молодежь, научить прыгать с парашютом, водить машину, стрелять, вязать морские узлы. А у нас что получается – общество отвернулось от ДОСААФ?
— Краснобайство у нас всегда было, а что касается конкретики, определения механизмов решения задач, от этого есть определенный уход. Важной проблемой мы считаем отсутствие механизма государственной поддержки, нерешенные задачи по передаче имущества Минобороны на праве владения, в том числе авиационной, автомобильной, специальной техники, многоуровневое субсидирование ДОСААФ, внебюджетное финансирование, к чему раньше относилась лотерейная деятельность.
— Кто должен сделать наиболее широкий конкретный шаг, чтобы помочь вам в решении этих проблем?
— В Указе № 973 от 2009 года о создании общественно-государственной организации прописаны конкретные министерства и ведомства, которые должны через представительства в наблюдательном совете нашей организации смотреть, чтобы те задачи, которые нам прописаны, выполнялись в свете необходимых требований министерств обороны, образования, спорта, а также министерств по чрезвычайным ситуациям, промышленности и торговли. Рекомендовано создать координационный совет под руководством вице-премьера правительства. Есть девять задач, которые возложены на оборонную организацию. А самая первая задача – это военно-патриотическое воспитание граждан России. И в ней есть серьезные проблемы – ограничения по возрастному признаку, в ДОСААФ можно вступить только с 18 лет, хотя одна из важнейших задач – допризывная подготовка молодежи, допризывная значит до 18 лет, хотя паспорт есть у каждого уже с 14 лет.
— Вы поднимали этот вопрос, когда ходили на парламентские слушания в Госдуму?
— Да, конечно, была поставлена задача привести все в соответствие с реалиями времени. Все это понимают. Есть уже конкретные рекомендации Госдумы, кому это нужно сделать.
— Какие еще задачи требуют решения?
— На нас возложено развитие авиационных и технических видов спорта. Но на сегодняшний день не соответствует количество и качество объектов и материальной базы выдвигаемым задачам. Ограничен доступ для самореализации. Такие услуги достаточно дорогостоящие.
— Как складываются цены?
— На сегодняшний день из чего складывается цена на прыжок с парашютом, например? Чтобы быть рентабельным, цена парашютного прыжка должна быть не менее 2500 рублей. Она складывается, во-первых, из гарантированного спуска парашютов, что дает завод, это подготовка и оплата работы инструкторов, это самолет, оплата топлива и работы экипажа как минимум. Раньше эти моменты во многом решало государство – обеспечение топливом, предоставление парашютов. А задача ДОСААФ – привлечь молодежь. Есть и другие виды спорта: мотогонки — значит нужны мотоциклы. А массовая стрельба? На сегодняшний день есть много частных клубов, а чтобы массово могли заниматься дети и подростки, есть много проблем, которые пока не могут быть решены в связи с законом об оружии. Раньше в школе стреляли из мелкокалиберной винтовки, потом ездили в воинскую часть, там давали боевое оружие, мы стреляли. Сейчас этого нет. Стрельба из боевого оружия боевыми патронами, кроме лиц, кому это предписано по долгу службы, запрещена. Поэтому получение навыков в работе с оружием – это тема, которую надо решать. Есть запрос граждан на такого рода деятельность, жажду попробовать себя надо выводить из подполья, чтобы не было желания пользоваться соцсетями в создании самопальных устройств. И лучше пользоваться не запретительными мерами, а предоставлять организованные услуги в цивилизованном поле. И это наша задача, раз уж мы для этого созданы.
— А кто за это платит?
— За исключением подготовки по ВУС, которую компенсирует Минобороны, все оплачивает сам ДОСААФ.
— То есть вас вынуждают заниматься бизнесом. Чтобы как-то выкручиваться и существовать, нужны деньги? Отсюда и сдача в аренду площадей, чтобы оплатить насущные потребности?
— Вы правильно задаете вопрос, и ответ не должен быть уклончивым – мы вынуждены зарабатывать деньги.
— А что изменилось после парламентских слушаний?
— Есть какое-то движение вперед, и наша задача на всех уровнях обеспечить скорейшее принятие и оформление уже принятых решений.
— Есть интересные цифры: ежегодно ДОСААФ готовит около 30 тысяч специалистов по ВУС и около 500 тысяч водителей готовятся в автошколах ДОСААФ. О чем это говорит?
— Есть такая статистика, что в советские времена у ДОСААФ была полная монополия на подготовку водителей, на день сегодняшний с учетом рыночных отношений достаточно высока конкуренция с частными автошколами. Но хочется сказать о качестве подготовки водителей в плане безопасности на дорогах. Ужесточение ПДД носит характер ограничительно-карательных мер. Но есть тема культуры вождения, которую человек должен получать во время подготовки в автошколе. Но образовательные учреждения не несут ответственности за качество подготовки. Зачастую частные автошколы занимаются демпингом цен. А чтобы хорошо подготовить водителя, необходимо не так мало денег, потому что есть необходимый километраж, который должен выкатать ученик, чтобы получить определенные навыки, это зависит от машины, литражности двигателя, есть количественный состав групп, зарплата инструктора, есть требования к наличию и содержанию материально-технической базы – тренажеры, медицинские классы, автодромы, — плюс некие региональные особенности, которые вносят свой коэффициент. Есть минимальный порог себестоимости, который говорит о качестве подготовки. Сейчас, например, в Чечне на законодательном уровне привели в порядок обучение водителей в автошколах. И мне кажется, что в течение лет двух ответственность за вновь обученных водителей должны нести образовательные учреждения, которые их выпустили. Мы подготовили большой аналитический материал в нашей газете «Вести ДОСААФ» («Война на дорогах. Кто в ответе за человеческие жизни?», № 6 (29), vestidosaaf.ru). На основании этого выходим с обращением в Следственный комитет России, чтобы помогли нам осуществить на местах проверку соблюдения образовательного стандарта и исполнения нормальных правил здоровой конкуренции, т. е. мы хотим получить не только общественную поддержку, но и поддержку контролирующих и надзорных структур в сфере соблюдения образовательных стандартов по подготовке водителей. И с себя мы тоже не снимаем ответственности.
— А сколько вы готовите водителей по ВУС, которые сразу в армии могут сесть за руль автотранспортного средства?
— В планах на 2018 год – подготовка по ВУС до 28 тысяч человек, для ВДВ – около тысячи. Для войск связи – около полутора тысяч, а остальные – это водители.
— Меняются ли цифры заказа подготовки по ВУС?
— В связи с переходом армии на контрактную службу цифры заказа, естественно, уменьшаются.
— Не хочется употреблять это слово, но все же ваши предшественники говорили об этом, как вы считаете, процесс «разграбления» ДОСААФ приостановлен?
— Усилиями как раз моих предшественников этот процесс остановлен, уже идет как раз и прирастание, и «потеряшки» находим, и судимся, где считаем, что был незаконный отъем.
— То есть вам приходится драться за свое имущество?
— Да, приходится. Но я считаю, что на день сегодняшний критическая нижняя точка пройдена и отношения выстраиваются в нормальное русло. В этом нам помогает и Министерство обороны.
Радио «Комсомольская правда» kp.ru/radio, эфир от 25 апреля 2018 года, печатается с сокращениями.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ