Первопроходцы парашютного и планерного спорта
29 октября 2018 г. исполняется 100 лет комсомолу. «Московская правда» 21 сентября писала: «В Музее Москвы уже открыта прекрасная выставка, посвященная этой дате. Мэр Москвы Сергей Собянин учредил премию имени Николая Островского по 10 номинациям. Пройдет торжественный вечер в Кремлевском дворце. (…) Круглая дата (…) должна стать не только поводом для воспоминаний о славном прошлом крупнейшей молодежной организации, но и стимулом для постановки новых актуальных задач».
И все-таки 100-летие — это прежде всего повод для воспоминаний. 25 января 1931 г. комсомол стал шефом Военно-воздушных сил. Распространился призыв: «Комсомолец – на самолет!» Но самолетов для обучения молодежи не хватало. Поэтому Климент Ефремович Ворошилов предложил подходить к самолету через авиамоделирование и планерный спорт.
Актуальным в то время становится и парашютный спорт. Стимулом его развития стала необходимость подготовки воздушных десантов, кроме того, из-за роста числа авиационных аварий и катастроф потребовалось снабдить все летные экипажи парашютами.
В результате в стране началось промышленное производство планеров и парашютов. Комсомольцы-добровольцы с энтузиазмом взялись за их освоение. Организацию поручили Осоавиахиму.
Но в новом деле должны быть первопроходцы, не жалеющие своих сил для достижения цели. Таковыми стали в парашютном и планерном спорте Леонид Григорьевич Минов и Яков Давидович Мошковский.
Л. Г. Минов (1898 – 1978) – летчик, планерист, мастер парашютного спорта. Он стал зачинателем советского парашютизма, воздушно-десантной службы, а также организатором-практиком планеризма в нашей стране. В 1929 г. он был командирован в США, где совершил три учебных прыжка, а всего там он выполнил 60 прыжков с парашютом. Служил в Управлении ВВС РККА (1929 — 1933 гг.) и в Управлении авиации Осоавиахима (1933 — 1940 гг.), участник Великой Отечественной войны. По возвращении в СССР из США Л. Г. Минов стал внедрять парашюты в ВВС. Тогда опыт использования парашюта имел только летчик М. М. Громов, который 25 апреля 1927 г. при испытаниях истребителя И-1 впервые в стране выполнил вынужденный прыжок с парашютом.
Я. Д. Мошковский (1905 – 1939) – один из организаторов советского парашютизма, летчик, майор, мастер парашютного спорта. С 1931 г. работал в Осоавиахиме. В 1933 — 1938 гг. – начальник Высшей парашютной школы. Отвечал за организацию массовых парашютных прыжков. Совершил 502 прыжка с парашютом, участвовал в высадке папанинцев на Северный полюс в 1937 г. Погиб при выполнении показательного прыжка с парашютом.
Боевой опыт посадочного десанта был приобретен в 1929 году в Таджикистане при разгроме банды басмачей. Успешные действия десантников, доставленных самолетами, показали, что применение парашютных десантов будет еще более эффективным.
Решено было провести эксперимент. Сначала под руководством Л. Г. Минова подготовили инструкторов-парашютистов и 30 добровольцев-десантников. Ближайшим помощником Л. Г. Минова стал Я. Д. Мошковский. Десантирование 30 парашютистов было осуществлено 2 августа 1930 г. Так зародились воздушно-десантные войска (ВДВ), но тогда они были в составе ВВС. Перед Осоавиахимом была поставлена задача подготовки молодежи, прежде всего комсомольцев, для службы в новых войсках – «крылатой пехоте». Тренировать же молодых людей было не на чем: нашли выход в строительстве парашютных вышек. Для подготовки инструкторов открылась Высшая парашютная школа. Одновременно стали строить тяжелые планеры, которые должны были решить задачу доставки десантников в тыл врага.
В стране быстро росло число планерных кружков и планерных станций. Так, в 1931 г. в Коктебеле для подготовки инструкторов-планеристов была организована Высшая летная планерная школа. Интерес к освоению планерного дела был очень велик, курсанты понимали, что опыт планериста – надежная основа летного мастерства.
А. И. Покрышкин говорил: «Я лично начал летную жизнь на планерной станции подобно тысячам других советских юношей. Большинство летчиков соединения, которым я командовал в годы Великой Отечественной войны, воспитывалось в аэроклубах, все они начали с планеризма».
Летчик-испытатель С. Н. Анохин: «Меня иногда спрашивают – какое я имею летное образование? Я всегда с гордостью отвечаю – Высшая планерная школа. Планеризм был моей академией и университетом жизни».
Следует отметить, что внедрение парашютов в авиацию шло не гладко. Так, 22 апреля 1931 г. погиб летчик Журавлев. Произошло это так: Минов, управляя самолетом и дав сигнал на прыжок, видел, что летчик, отпустив левую руку с борта, стал падать спиной и… рванул наотмашь кольцо. Как потом выяснилось, при выходе вытяжного парашютика его пружина попала под шлем летчика. В итоге основной парашют вышел нестандартно и не раскрылся. Запасным парашютом летчик не воспользовался. Несчастье было воспринято очень эмоционально. Рыдала жена погибшего летчика. Она кричала на Минова и Мошковского, что они убили ее мужа. Молча стояли товарищи погибшего. Нужно было разрядить обстановку. И тогда Яков Мошковский быстро убедил Минова, что нужно сейчас же, на глазах собравшихся людей, продемонстрировать прыжок с того же самолета. Через десять минут все внимание жителей городка было приковано к Мошковскому, который благополучно опускался к ним на таком же парашюте, который лежал на погибшем их сослуживце. Все понимали, что в этот день они стали свидетелями и трагической случайности, и неустрашимости тех, кто через все преграды проводит новое дело в жизнь. Следует добавить, что на другой день Мошковский прыгнул на глазах летчиков на парашюте погибшего Журавлева. Настроение летного состава изменилось.
Не забывал Минов и о планерном деле. К 1933 г. насчитывалось уже 500 планерных кружков, а в 1936 г. – более 1000. К 1935 г. в Коктебеле было проведено 11 планерных слетов. На этом закончился период динамического парения в планеризме — на первый план в равнинном планеризме вышли полеты на дальность.
В Великую Отечественную войну планеры стали боевой техникой. Летчиков-планеристов готовила Саратовская военная авиационная планерная школа. К партизанам ночью отправлялись до полутора десятков тяжелых планеров. Обратно планеры не возвращались — они сжигались. Было, однако, одно исключение. Надо было срочно вывезти тяжелораненых, в самолете места не хватило. Вызвали самолет-буксировщик, и летчик-испытатель С. Н. Анохин сумел взлететь с ранеными на буксире, которым управлял летчик Желютов.
Основными типами планеров, применявшихся в войну, были А-7 и Г-11. На фронте в 1944 г. планеров насчитывалось 286 штук.
Снова вернемся к парашютам. Подготовленные под руководством Я. Д. Мошковского в Осоавиахиме десантники шли служить в РККА. В 1935 г. на маневрах в Киевском воен-ном округе на парашютах спустились 1188 человек, которые захватили аэродром. Парашютисты обеспечили прием самолетов с посадочным десантом: 1766 человек с военной техникой и вооружением.
Генерал Уэйвелл, докладывая в Лондоне об этих маневрах, сказал: «Если бы я сам не был свидетелем этого, я бы никогда не поверил, что подобная операция вообще возможна». Еще более впечатляющим был десант на маневрах 1936 г. в Белорусском военном округе.
Таким образом, Осоавиахим с подготовкой парашютистов справлялся отлично: из года в год в войска шли спортсмены-парашютисты. А осоавиахимовские планеристы станови-лись летчиками. Лозунг «Комсомолец – на самолет!» успешно реализовывался.
Но из прошлого нужно извлекать и уроки. Документы и мемуары ветеранов свидетельствуют, что некоторое снижение парашютного, да и планерного «бума» произошло после середины 1937 г., что было вызвано прежде всего сменой руководства Осоавиахима и Красной армии. В войну десантники в основном воевали очень хорошо в пехоте, однако каждый из них был готов на большее. И воздушных десантов могло бы быть больше.
К лету 1941 г. в Осоавиахиме насчитывалось около 13,7 млн человек. Как только началась война, более 7 млн из них ушли на фронт. Почти все они были комсомольцами.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ