КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОБЛЕМУ «УЧЕБНОГО САМОЛЕТА» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКОВ В ДОСААФ РОССИИ
В первом номере газеты «Вести ДОСААФ» от 20 января 2017 г. напечатано интервью с известным телеведущим и летчиком Л. А. Якубовичем, в котором Леонид Аркадьевич высветил следующую проблему: «Школы ДОСААФ, которые готовят специалистов военно-учетных специальностей, обязательно должны быть укомплектованы современной техникой. Но, к примеру, с летной техникой сейчас есть очень серьезные проблемы. Лучшее, что у нас было для первоначального обучения пилотов, такие самолеты, как Як-18Т, Як-52 … сейчас отсутствуют. Закрыты линейки для их производства. (…) В России не на чем учить летать. (…)
Есть у меня такая идея. Авиа- и аэроклубов существует много. Это бизнес. Таким образом, если речь идет о деле государственной важности, надо найти к ним какой-то подход. Можно было бы создать на их базе детские летные школы. Чтобы аэроклубы работали по единой подготовительной утвержденной методике. Чтобы мальчишки 17 — 18 лет, которые по медицинским, физическим и психологическим параметрам могут стать пилотами, учились летать. Так, уже к окончанию средней школы ребята налетают определенное количество часов. И ведь это будут мотивированные летчики. Они будут ориентированы на то, чтобы дальше учиться, развиваться, оттачивать свое мастерство, поступать в летное училище».
С мнением Леонида Аркадьевича трудно не согласиться. Действительно, одна из проблем первоначального летного обучения заключается в отсутствии техники, на которой могли бы юноши и девушки учиться летать. Можно было бы добавить к сказанному Л. А. Якубовичем, что авиационная техника, на которой будет учиться летать наша молодежь, должна быть обязательно отечественного производства из отечественных материалов и очень надежная. Этим требованиям удовлетворяет известный всем самолет У-2 (По-2). О том, что это самый подходящий вариант решения проблемы «учебного самолета» ДОСААФ России, см. в юбилейном выпуске журнала «Военные знания» статью С. П. Елисеева «Не вернуться ли в XXI веке к обучению полетам на легендарном самолете У-2 (По-2)?». Программы обучения полетам должны быть использованы те, по которым работали аэроклубы ОСОАВИАХИМа в 1930-х годах, эксплуатировавшие У-2.
В том же журнале «Военные знания» в статье «По материалам первого заседания попечительского совета ДОСААФ России» читаем: «От Департамента авиации с кратким обзором выступил А. И. Курохтин. В частности, он отметил, что Департаментом авиации разработана концепция развития авиации ДОСААФ России до 2020 года. (…)
В связи с этим А. И. Курохтин выделил основные задачи, стоящие перед авиацией по реализации данной концепции (…)».
Выделим из перечисленных А. И. Курохтиным задач наиболее важную, а именно: «возобновление госзаказа для первоначальной летной подготовки с воспитанниками школ-интернатов и кадетами кадетских классов и школ Министерства обороны РФ».
О том, как на это смотрит Министерство обороны РФ, читаем на странице 14 газеты «Вести ДОСААФ» № 1 (2017 г.): «Министр обороны РФ Сергей Шойгу также одобрил предложение председателя ДОСААФ России Александра Колмакова о подготовке в летных школах оборонного общества кандидатов на поступление в летные высшие военные учебные заведения. «Эта подготовка позволит еще на начальном этапе определять профессиональную пригодность кандидатов для поступления в летные училища Минобороны России и отсеивать непригодных, – убежден А. Колмаков. – В результате государство сможет сэкономить значительные денежные средства, увеличив количество обучаемых за счет отсева по профнепригодности. Первоначальная летная подготовка будет проводиться на начальном этапе в 10 — 15 аэроклубах ДОСААФ России, позже их число увеличится до 25. Для подготовки будет задействовано более 20 аэродромов и около 100 самолетов первоначального летного обучения. Это самолеты Як-52 и Як-18Т, а также вертолеты Ми-2. К 2020 году мы планируем готовить 1,5 тысячи квалифицированных кандидатов для поступления в летные училища».
Говоря о возможном использовании Як-52 и Як-18Т, председатель ДОСААФ, скорее всего, имеет в виду ранее выпущенные машины, которыми располагает ДОСААФ в настоящее время. Препятствие на пути к поставленной цели в том, что Як-52 и Як-18Т, как справедливо отмечает Л. А. Якубович, сейчас не производятся, а летные школы ДОСААФ должны будут работать и после 2020 года.
При реализации планов ДОСААФ применительно к авиации необходимо также наладить теоретическую подготовку будущих летчиков. Для этого нужны помещения и оборудование. Такие помещения, безусловно, найдутся в кадетских классах и школах МО РФ. Преподавателями авиационной теории (аэронавигации, аэродинамики, Воздушного кодекса и т. д.) могли бы стать бывшие авиаторы – ветераны ВВС и гражданской авиации. Так что в этом плане проблем нет.
Итак, главная проблема – приобретение для авиационных школ учебной авиационной техники.
Рекламируемый в настоящее время учебно-тренировочный Як-152 пока не апробирован в учебном процессе. Скорее всего, только через два-три года специалистам будет ясно, тот ли это самолет, который хотели получить заказчики для первоначального обучения летчиков.
К настоящему времени, пройдя через полосу неудач с использованием иностранной авиационной техники, проблему создания обновленного У-2 (По-2) (как самого самолета, так и его двигателя) решили в ООО «ПромСервис» (ИСТРААЭРО). На предприятии проведен большой объем работ по модернизации двигателя М-11, устанавливаемого на По-2. Затем на основе полученного опыта разработан, изготовлен и проходит предварительные испытания авиационный двигатель мощностью 200 л. с. (звездообразный, 7-цилиндровый). ООО «ПромСервис» имеет все необходимые лицензии и опыт разработки и производства легкомоторных самолетов и двигателей для них. Предприятие обладает полной технологической оснасткой для их производства. «ПромСервисом» были разработаны и изготовлены опытные экземпляры самолетов: 1) для первоначального обучения с полной взлетной массой 750 кг и 2) для авиахимработ с полной взлетной массой 1500 кг.
В настоящее время ООО «ПромСервис» готово:
— производить самолеты типа По-2;
— произвести модернизацию самолета По-2 с учетом современных требований и технологий и затем выпускать обновленную машину с сохранением всех положительных качеств оригинального По-2.
С. П. Елисеев,
кандидат исторических наук,
полковник в отставке.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ