«Змей Горыныч» – терминатор минных полей
К большому сожалению, в мире ведется много войн, иногда они прекращаются, но оставляют после себя громадные минные поля. Чтобы возродить мирную жизнь на бывших полях сражений, необходимо обезвредить все мины, будь то случайно не разорвавшиеся или специально заложенные.
Первые современные системы разминирования были созданы англичанами в 1912 году. Причем изначально это оружие боролось не с минами, а с колючей проволокой. Британский инженерный капитан Мак-Клинток, служивший в саперном полку в индийском городе Бангалор штата Бенгали, изобрел средство для проделывания проходов в проволочных заграждениях. Он взял металлическую трубу длиной 5,5 м и заполнил ее 27 килограммами пироксилина. Удлиненный заряд подсовывали под проволочный забор и взрывали. Несколькими последовательными взрывами можно было пробить проход для пехоты.
Этот заряд из-за своей формы получил наименование «Бангалорская торпеда». Он оказался весьма эффективным средством против многорядных заборов и спиралей из колючей проволоки, которыми так богаты были оборонительные позиции армий Первой мировой войны.
В период Второй мировой войны «Бангалорская торпеда» нашла самое широкое применение и у вермахта, и у союзников. Трубы стали соединять между собой специальными замками или с помощью резьбовых муфт, так можно было наращивать ее до длины 100 и даже 200 метров. Обычно такой заряд прицепляли к танку, оснащенному минным тралом. Танк прокладывал себе путь через минное поле, а взрыв супердлинного заряда расчищал среди мин путь для остальных танков и пехоты.
Англичане в 1942 году на базе танка Churchill III создали машину Churchill Snake («Змея»), которая перевозила 16 пятиметровых зарядов. Но применение этого варианта «Бангалорской торпеды» оставалось прежним. Требовалось свинтить длинный заряд нужной протяженности, который с помощью машины доставлялся на минное поле.
В СССР только в послевоенное время, в период бурного развития инженерных войск и инженерных средств, Советская армия получила свой вариант «Бангалорской торпеды» под обозначением УЗ (удлиненный заряд) – трубу диаметром 7 см и длиной 1,95 м, заполненную тротилом (5,2 кг).
Интересно, что выразительное прозвище «Змей Горыныч» по наследству плавно перешло от УЗ-3Р к УР-67, а потом и к УР-77 из-за красивого и страшноватого зрелища: внезапно раздается дикий рев ракетного двигателя, и в небо начинает все быстрее подниматься короткая ракета, за которой тянется нечто белое. Потом ракета улетает вперед (сработал заряд отцепки), и на землю падает змеящаяся длиннющая колбаса. Короткая пауза, и тяжелый взрыв сотрясает землю и небеса. Черный дым и летящие комья земли. Через пару минут тому, кто раньше никогда не видел работы этой системы, останется только спросить: «А что это было-то?!».
«Змей Горыныч» — оружие, в основе которого лежит УР-67.
Это система разминирования использовалась для борьбы с противотанковыми минами. Правда, первая версия была не самой совершенной, и УР-67 была сменена УР-77 «Метеорит», которая до сих пор считается основной машиной подобного типа в армии России. При сохранении основных конструктивных особенностей системы и ее принципа действия она стала оснащаться новым боеприпасом. В основе удлиненного заряда 77 лежат детонирующие кабели длиной больше 10 м, которые соединяются в единый шнур накидными гайками.
Как же действует установка УР-77? В зависимости от расположения ближней границы минного поля и его глубины машина занимает пусковую позицию, поднимает направляющие и производит пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10 — 15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину. После того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, чтобы выровнять заряд в прямую линию. Командир машины по кабелю (внутри тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда.
Взрыв 725 килограммов пластита заставляет сработать мины с нажимными взрывателями в полосе шириной шесть метров и перебивает проволоки мин натяжного действия. Командир машины с помощью пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину.
Все, машина готова к пуску следующего заряда разминирования. Весь процесс разминирования не занимает и трех минут. Предполагается использование определенного боекомплекта. Он включает в себя два удлиненных заряда разминирования, которые имеют твердотопливные буксирные ракеты. Один заряд рассчитан на один проход, то есть установка посредством одного боекомплекта может проделать сразу два прохода длиной 93 м и шириной 6 м. Саму установку при проведении боевых действий можно расположить как в укрытии, так и на открытой местности. Заряды запускаются с короткой остановкой. Заряды могут запускаться и с воды, когда нужно разминировать минные поля вдоль береговой линии.
Планируется, что современная система, которая придет на смену установке «Змей Горыныч», будет легко справляться с разминированием прибрежной полосы. С ее помощью можно будет проделывать проходы достаточной ширины в прибрежной линии моря на глубине до пяти метров. Проходы будут проделываться постепенно – запуском групп боеприпасов с носителя, который движется по берегу, после чего они будут подрываться в створе прохода. Отмечается, что качка корабля не будет влиять на точность подачи боеприпасов, поскольку это будет компенсироваться автоматическим управлением стрельбой на основе ЭВМ. Конструкторы акцентируют внимание на том, что «Змей Горыныч» как оружие разминирования все-таки требует пересмотра и конструкции, и технических параметров, чтобы соответствовать современным требованиям. Именно поэтому было решено совершенствовать старую систему, привнеся в нее современные технологии.
Завершая рассказ о «Змее Горыныче», стоит сказать, что эта машина – одно из лучших боевых средств преодоления минных полей. Лучшее, но не стопроцентное. Мины оказались таким оружием, удовлетворительных средств противодействия которому и по сей день создать никому не удалось. Не существует ни полностью надежных средств поиска мин, ни средств их обезвреживания или уничтожения. Выручает лишь то, что в большинстве случаев применяемые мины достаточно простые, стандартные и устанавливают их стандартными же методами. Кроме того, обычно тот, кто их устанавливает, оставляет себе возможность их обезвреживания. Но если начинают соревноваться минер и сапёр, последний неизбежно проигрывает, какие бы изощренные способы он ни применял.
Сергей Жуков.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ