«Медведь» ОКБ А.Н.Туполева — Ту-95
Бомбардировщик Ту-95 — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый самолет с турбовинтовыми двигателями стал символом «холодной войны». По классификации НАТО бомбардировщик получил грозное наименование Bear – «Медведь».
Объединенное конструкторское бюро (ОКБ) Андрея Николаевича Туполева к 50-м годам имело достаточный опыт создания стратегических бомбардировщиков. В 40-е годы был запущен в серию бомбардировщик Ту-4, являвшийся практически аналогом американского В-29 «Суперфортресс», всего для ВВС было построено около 1200 самолетов. Производство этого самолета дало толчок развитию технологий в области авиастроения, проектированию и созданию различных самолетных систем.
Используя идеи и наработки, заложенные в Ту-4, конструкторское бюро создало такие опытные стратегические бомбардировщики, как Ту-80 и Ту-85, имевшие поршневые двигатели. Параллельно КБ вело разработку самолетов и с турбореактивными двигателями.
В начале 50-х годов политическая обстановка потребовала усиления стратегической авиации ВВС СССР, «холодная война» была уже в разгаре. В июле 1951 года вышло постановление Совета министров СССР и приказ министерства авиапромышленности, согласно которым разработать межконтинентальный бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, было поручено ОКБ Туполева. Новый самолет должен был иметь дальность полета никак не менее 15 тысяч километров.
В ходе проектирования и расчетов выяснилось, что с применением турбореактивных двигателей достичь требуемой дальности не получается. Было принято решение оснастить будущий самолет четырьмя турбовинтовыми двигателями, оснащенными соосными винтами.
От первых рабочих чертежей до первого полета прошло меньше полутора лет. В ноябре 1952 года экипаж летчика-испытателя Алексея Дмитриевича Перелета поднял в воздух опытный образец «95-1». Испытания шли успешно до мая 1953 года, когда произошла катастрофа, причиной которой стал конструктивный дефект одного из двигателей.
Около двух лет шла доводка второго опытного экземпляра с индексом «95-2», на который установили двигатели новой конструкции НК-12, спроектированные конструктором Николаем Дмитриевичем Кузнецовым. Летные испытания второго образца шли вплоть до января 1956 года, всего было совершено 68 испытательных полетов.
Технические характеристики Ту-95:
Размах крыльев — 50 м.
Длина самолета — 46,17 м.
Максимальная взлетная масса — 172000 кг.
Максимальная масса топлива — 88700 кг.
Тип двигателя — 4 ТВД НК-12.
Тяга двигателя составляет 4х12000 кгс.
Максимальная скорость — 882 км/ч.
Крейсерская скорость – 720 — 750 км/ч.
Практическая дальность полета — 12100 км.
Практический потолок — 11900 м.
На вооружение в части дальней авиации бомбардировщик, получивший название Ту-95, начал поступать в 1956 году, а уже через год появилась первая модификация машины — Ту-95М, этот самолет оснащался более мощными двигателями.
Уже к 1958 году было выпущено полсотни самолетов обоих типов, в дальнейшем все самолеты Ту-95 были модернизированы до уровня Ту-95М. Эта модификация состояла на вооружении ВВС СССР до середины 80-х годов.
Вооружение бомбардировщика состоит из 6 спаренных пушек калибра 23 мм, которые располагаются в 3 установках, с общим боезапасом в 2500 выстрелов. Бомбардировщики могут нести около 12 тонн боевой нагрузки, в бомбовом отсеке самолета могут размещаться свободнопадающие бомбы, как обычные фугасные, так и ядерные, калибром до 9000 кг.
На базе Ту-95 были созданы летающие лаборатории различного назначения, дальний противолодочный самолет Ту-142, разведчик-целеуказатель для Военно-морского флота Ту-95РЦ, который предназначался для обнаружения и отслеживания военных кораблей, самолеты дальней радиолокационной разведки.
Также конструктив Ту-95 пригодился при создании дальнемагистрального пассажирского авилайнера Ту-114.
В конце 1970-х годов был создан, а 1981-м запущен в серийное производство новый самолет, в дальнейшем составивший основу дальней стратегической авиации, – Ту-95МС.
Этот самолет является носителем крылатых ракет, в бомбовом отсеке модификации Ту-95МС6 располагается барабанная установка на шесть крылатых ракет Х-55.
В 2010 году два «стратега» Ту-95МС установили рекорд для самолетов своего класса: выполняя патрулирование над тремя океанами, за 43 часа беспосадочного полета самолеты преодолели около 30 тысяч километров, проводя дозаправки в воздухе.
9 Мая, в День Победы, над Красной площадью пролетит большая авиационная группа, в параде всего будет задействовано 72 воздушных судна. Примут участие в авиационной части парада и легендарные стратегические ракетоносцы Ту-95МС, не один десяток лет охраняющие рубежи нашей Родины.
Самолет с 60-летним стажем до сих пор заставляет нервничать военную авиацию стран вероятного противника, при воздушном патрулировании «Медведей» неизменно сопровождают иностранные военные самолеты.
Сергей ВОЛКОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ