«Самбо – это моя религия»
Так часто говорит в интервью Юрий Николаевич Транквиллицкий. В позапрошлом году он отметил 90-летие. Но, глядя на него, о столь почтенном возрасте и не подумаешь!
Мастер своего дела, признанный фоторепортер, который запечатлел чуть ли не весь XX век (и начало XXI), Ю. Н. Транквиллицкий – участник Великой Отечественной войны, ветеран, награжденный многими медалями и орденами, академик и вице-президент Международной гильдии фотожурналистов, обладатель высшего ее приза — «Золотого глаза России». Тридцать лет Юрий Николаевич преподавал основы композиции в Московском университете кинематографии (ВГИК), был доцентом кафедры кинооператорского мастерства. И сегодня про него не скажешь: «ушел на заслуженный отдых». Как-то не вяжутся эти слова с подтянутым, бодрым, энергичным, разговорчивым, физически активным жителем Северо-Западного округа Москвы. Он до недавнего времени ходил в походы, плавал на байдарках и погружался на дно морское. А еще Юрий Николаевич пропагандирует самбо (разновидность рукопашного боя – «самооборона без оружия»), которое в свое время спасло ему жизнь…
Биография Ю. Н. Транквиллицкого достойна нескольких страниц в энциклопедии «Кто есть кто в России». Сегодня осветим одну из главных страниц – службу в рядах Советской армии в период ВОВ. Ведь Юрию Николаевичу довелось быть на передовой! Спустя много лет за книгу «Взгляд на Великую Отечественную из окопного ада», в которой он отразил войну так, как ее помнит и понимает, Транквиллицкий получил Диплом лауреата премии Союза журналистов России как победитель Всероссийского конкурса на лучшее журналистское произведение 2009 года.
Предисловие к альбому «Мой пестрый век», вышедшему в издательстве «Пунктум» в серии «Фотограф и время», написано самим автором. Образ героя сложился сам собой – правдивый, лаконичный, цельный, не требующий редактуры, как и жизнь человека, которого уже можно назвать живой легендой фотожурналистики. Вот что он рассказывает о себе:
— В 1934 году родители подарили мне набор «Пионер». В нем была черная картонная коробочка с маленькой дырочкой в передней стенке и колпачком. Уже спустя годы я узнал, что это и была камера обскура… В 1941 году мне исполнилось 16 лет, а в 17 я уже был в армии. Голод и жесткий быт в сырых землянках. Учился на фронтовых курсах, стал младшим лейтенантом. Получил взвод разведки, и под Витебском мы впрыгнули в заполненные ледяной водой окопы первой линии. С фашистами был негласный договор – ночью не стрелять! Вылезали из окопов, отжимали все, что было на нас, сушились и даже дремали на брустверах. Но только до рассвета…
О войне Юрий Николаевич может рассказывать долго. Но самая знаменитая история, пожалуй, про самбо. С 12 лет он занимался у Анатолия Харлампиева, знаменитого спортсмена, стоявшего у истоков возникновения этого вида спорта (к слову, одну из улиц в ТиНАО недавно решено назвать его именем). «Самбо – это моя религия», — часто говорит ветеран. Из всех побед над врагом шесть – чисто самбистские. Одна из них – в чужом окопе.
— Заняли оборону в немецком окопе и попали под обстрел собственной артиллерии, — рассказывает Юрий Николаевич. — Когда бьют «катюши» — это жутко! Но в траншее я столкнулся с немцем. Вплотную, автомат к автомату. И мои знания приемов самбо спасли мне жизнь!
Во время беседы Транквиллицкий не раз обмолвился, как важно, что подрастающее поколение имеет возможность заниматься рукопашным боем в клубах ДОСААФ и зачастую восточным единоборствам предпочитает наш, отечественный. Ведь самбо — это не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.
Сегодня наш герой активно выступает в школах, детских кружках и секциях самбо. Его все время туда приглашают. Живая легенда – свидетель века!
…Во вторую разведку боем Транквиллицкий шел с новым взводом у станции Замосточье. Тогда им удалось захватить станцию и продержаться до прихода основных сил. Закончил боевой путь Юрий Николаевич под Витебском. Он до сих пор хранит кошелек с застежкой, который, как считает, спас ему жизнь во второй раз. Во время обстрела один осколок, пропоров кошелек, прошел через левую грудную мышцу, уперся в ребро, другой вырвал на правой руке кусок бицепса, третий впился в предплечье, четвертый – в колено, пятый – в верхнюю губу. Разведчики вытащили своего командира и отправили в тыл, куда Транквиллицкий добирался своим ходом! Этот путь у Юрия Николаевича и сейчас перед глазами…
После войны была другая жизнь. И кроме заслуг по самбо (в 1946 году он занял 2-е место на первенстве Москвы), пришли другие личные победы. Он много лет проработал специальным фотокорреспондентом журнала «Советский Союз». Ездил в Геленджик, на Чукотку, в города Туркмении и Узбекистана, Казахстана и Урала, в Африку, в Европу и Америку…
Еще одно увлечение – погружение с аквалангом. И подводная кино- и фотосъемка. Юрий Николаевич не раз принимал участие в мероприятиях, организованных клубами ДОСААФ в этом направлении. Он бережно хранит все публикации, вышедшие на эту тему, как и кадры, сделанные им собственноручно под водой.
Работая на «Мосфильме», наш герой участвовал в съемках 10 художественных кинолент. А как автор-оператор снял и смонтировал фильм «За тунцами к экватору». Спортивная подготовка всегда помогала Транквиллицкому в работе. Вот еще эпизод из его жизни.
— Во время съемок кинофильма «Первый эшелон» мне пришла в голову мысль въехать в огонь на грузовике. С ручной кинокамерой «Конвас-автомат» сел рядом с водителем, начал съемку. Степь — это не асфальт, а бугры да ямы. Машину сильно трясет, водитель держится за баранку, а я — только за камеру. Снимаю и, подпрыгивая на ухабах, бьюсь головой о крышу кабины грузовика. Да еще в самой середине полосы огня машина заглохла, и ни туда ни сюда. Температура в кабине резко повысилась, стало слегка не по себе, но я продолжал съемку. Уже лопнуло боковое стекло, но «горючка», разлитая по степи, прогорела, огонь стих, и к нам подбежали киношники. Этот эпизод вошел в картину. Голова немного поболела, но кадры-то получились.
…Гимнастерку с медалями Юрий Николаевич надевает, только если очень попросят. Официальные мероприятия не жалует, хотя в год своего юбилея с удовольствием встретился с детьми из разных организаций родного округа. Да и студенты ВГИКа его не забывают.
Ну а дома, как полагается, – мини-музей. Помимо ценных кадров, сделанных в разных точках мира, где был в командировках или отдыхал с семьей, уникальные раковины и челюсти акул, добытые во время погружений с аквалангом, и ржавые хвосты мин, подобранные в белорусских окопах…
Продолжают династию Ю. Н. Транквиллицкого сын Александр Петров — инструктор международного класса по дайвингу и владелец официального дайвцентра, тренер-преподаватель по горнолыжному спорту, увлекается подводной фотосъемкой, почетный донор России… Внук Юрий имеет черный пояс по карате (Юрий Николаевич особенно горд, что дочь Татьяна, защитившая недавно диссертацию, назвала сына в честь деда). Вот правнук, правда, не определился – он совсем маленький, но надежды на него большие!
Оксана МЕРЗЛИКИНА.
Фото из архива Ю. Н. Транквиллицкого.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ