Подводные лодки, самые-самые
Самая быстрая
В 1959 году была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью подводного запуска крылатых ракет. В 1962 году начались работы, спуск на воду состоялся в декабре 1968 г.
Предназначалась новая скоростная лодка для нанесения торпедных и ракетных ударов по авианосцам противника. Также при проектировании планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности – для корпуса подлодки должен был использоваться титановый сплав, который еще нигде в мире не применялся для строительства подводных кораблей.
Мировой рекорд скорости под водой был зафиксирован в декабре 1970 года: во время испытаний при движении на глубине 100 метров и при мощности реакторов в 97 % была достигнута скорость в 44,7 узла, в более привычном «сухопутном» виде скорость движения под водой составила 82,78 км в час!
Создание подводного «болида» влетело в копеечку: по курсу 1968 года стоимость составила 2 миллиарда рублей. Всего был построен один корабль проекта 661 «Анчар», получивший название К-222. Очень быстрый, но при этом очень шумный корабль и очень дорогой получился. Но работы по его созданию не прошли даром: в дальнейшем опыт проектирования и создания самой быстрой в мире подлодки пригодился, велись работы по снижению шумности лодки за счет ходовых качеств. И конечно же по снижению стоимости производства. Также были продолжены работы по созданию других проектов лодок с корпусами из титана.
Самая массовая АПЛ стратегического назначения
В середине 60-х в Северодвинске началось строительство атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А.
Основным вооружением кораблей проекта 667А является ракетный комплекс Д-5 с 16 пусковыми установками баллистических ракет, имеющих дальность действия 2400 км.
По проекту было построено 34 атомные субмарины.
Ввод в строй этих лодок позволил Советскому Союзу установить ядерный паритет с США. Лодки этого типа самые массовые среди подводных ракетоносцев стратегического назначения. Они послужили прототипом для создания РПКСН проектов 667Б. Всего было построено 77 лодок 667-го семейства, из них 59 – в Северодвинске.
Самая глубоководная
Подводная лодка К-278 проекта 685 «Плавник». Эта лодка тоже строилась из титанового сплава. Но не для установления новых скоростных рекордов – лодка этого проекта должна была иметь повышенную глубину погружения. Применение титана при изготовлении субмарины позволило существенно снизить массу корпуса. В 1984 году лодка была включена в состав Краснознаменного Северного флота. А в августе 1985-го на этой лодке был установлен мировой рекорд глубины погружения – 1027 метров. Единственная лодка проекта 685, получившая имя «Комсомолец», погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море…
Самая… шустрая
Лодки проекта 705 «Лира» получились очень скоростными и маневренными. Сравнительно небольшие корабли могли догнать любую подводную лодку противника, а в случае необходимости – уйти от любого преследования, ведь скорость в подводном положении достигала 76 километров в час. Для того чтобы с места разогнаться до максимальной скорости, требовалось меньше минуты, а благодаря исключительным маневренным качествам (для разворота на 180 градусов требовалось чуть более 40 секунд) этот подводный перехватчик мог оторваться даже от противолодочных торпед! А обнаружив и «ухватив за хвост» подводный ракетоносец противника, «Лира» могла преследовать его сутками, не давая тому занять нужную позицию. Если бы противник знал, что в этот момент на него направлены торпедные аппараты калибра 533 миллиметра с боезапасом в 20 торпед…
По скорости эта тоже титановая лодка уступала лишь 661-му проекту.
Самая большая
Самой большой подводной лодкой в мире является ТРПКСН проекта 941 — «Акула».
Первая лодка этой серии, спроектированная в конструкторском бюро «Рубин», вошла в строй в 1981 году.
Особенностью лодки является необычная компоновка – у этой громадины внутри легкого корпуса параллельно расположены два прочных корпуса, этакий подводный катамаран. Оба корпуса соединены между собой переходами. Всего у лодки 19 герметичных отсеков. Внушительные размеры лодки (длиной почти в два футбольных поля, а высотой она ни много ни мало с девятиэтажный дом) обусловлены не какой-то модой на гигантоманию, а размерами баллистических ракет, которыми лодка вооружалась.
Основное вооружение «Акулы» состоит из 20 твердотопливных межконтинентальных ракет, пусковые шахты которых расположены между двумя прочными корпусами. Подлодка может производить пуск ракет, находясь как в надводном, так и в подводном положении. Для несения боевого дежурства подо льдами Арктики ограждение рубки было изготовлено таким образом, чтобы можно было проламывать лед толщиной до двух с половиной метров. Также подлодка имеет на вооружении шесть торпедных аппаратов калибром 533 мм, полный боекомплект составляет 22 торпеды. Используют торпедные аппараты для стрельбы торпедами, ракето-торпедами, а также и для установки минных заграждений.
Силовая установка ракетоносца состоит из двух ядерных реакторов каждый мощностью в 190 мегаватт.
Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». В настоящее время в строю ВМФ России находится всего один атомный крейсер проекта 941 – ТК-208 «Дмитрий Донской». «Акула» – красивая лодка. Произведение искусства подводного кораблестроения.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ