Наша молодёжь должна знать правду
Леонид Ивашов, член Попечительского совета ДОСААФ России, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник в отставке
О патриотическом воспитании российской молодежи, национальной идее современной России и ее историческом предназначении в мировой цивилизации нашей газете рассказал президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник в отставке, член Попечительского совета ДОСААФ России Леонид Ивашов.
— Леонид Григорьевич, возможен ли патриотизм как национальная идея без государственной идеологии?
— Патриотизм в России существовал, существует и будет существовать. Другое дело — какой процент населения, и прежде всего молодежи, испытывает патриотические чувства к своему Отечеству. Если сравнивать с советским периодом нашей истории, до горбачевской перестройки, то можно говорить о всеобщем патриотизме, который проявлялся к любви к своей Родине. В желании что-то сделать не только для себя, но прежде всего — для Отечества. Молодежь моего поколения была устремлена в космос, в науку, в военную службу, в искусство, литературу и так далее. Вот чем мы жили. И конечно, этот патриотизм рождался не только коммунистической идеологией. Ведь если внимательно присмотреться к идеям коммунизма, православия и славянского язычества, то это, по сути дела, одна и та же идеология.
Высокая идея для российского социума всегда была объединяющей и выходила за рамки наших государственных границ. Как и у каждой цивилизации, у России есть своя божественная, космическая миссия — нести человечеству свет, правду, указывать путь движений.
И когда мы сегодня говорим о патриотизме к своему Отечеству, это мелковато. Нам нужна более масштабная, космическая, вселенская идея. Вся история показывает, что когда мы выходили за пределы своей территории, мы мобилизовали всю энергию, весь свой человеческий ресурс и решали эти задачи.
И сегодня у России есть миссия сделать мир более справедливым, более безопасным. Чтобы соблюдались не только нормы международного права, которые человечество выстрадало в двух мировых войнах, но и соблюдать смысл жизни человека, который заложен в наших традициях, истории и в традиционных российских религиях. И то, что Россия сегодня делает на Ближнем Востоке, помимо экономических и военно-стратегических интересов, преследует цель предотвратить серийное уничтожение государств.
Еще один важный момент — мировые этнокультурные цивилизации не появляются на ровном месте. Все они прошли ряд тяжких испытаний, свое чистилище. И Россия прошла испытания монголами, Наполеоном, Гитлером. Она сумела через объединение народов выжить, состояться и стала империей, а затем могучей державой. И сегодня мы понимаем, что если не остановить процесс разрушения исламской цивилизации, то образуется огромная дыра, около полутора миллиардов человек. И вся планета окажется втянутой в эту дыру.
Россия на Ближнем Востоке своими военно-дипломатическими действиями пытается сблизить шиитский Иран с суннитской Турцией, чтобы прекратить внутрицивилизационную гражданскую войну в исламе, которую запускают с Запада. И Россия сегодня, хотим мы этого или нет, опять идет по классической схеме: мир будет стабилен только в силу своей биполярности. И здесь встает вопрос: кто будет главным идеологом будущего второго полюса в лице Шанхайской организации сотрудничества и группы стран БРИКС. Мне кажется, что Россия.
— Но как тогда воспитывать патриотизм у современной российской молодежи? На что их ориентировать?
— Прежде всего нашей молодежи надо говорить правду, объективную правду о нашей истории, и увлекать молодых людей ее изучением. Я преподаю в двух университетах — МГИМО и МГЛУ. И вот сейчас прошли государственные экзамены, я был председателем комиссии в МГИМО. Вот что плохо — наши студенты-выпускники совершенно не знают истории. Они знают даты каких-то событий, но глубокого геополитического осмысления — что же происходило — они не знают.
Во-вторых, должна быть высокая идея. Патриотизм — это лишь проявление такой идеи. Нам надо понимать, что мы строим сейчас Российское государство, копируя какую-то западную модель или полузападную-полувосточную. Мы строим собственное государство. Как говорили и Ламанский, и Семенов-Тян-Шанский, и Тютчев, мы — особая цивилизация. Да, мы берем все лучшее и с Запада, и с Востока, но мы самобытны. И сегодня мы должны не копировать, а формировать геополитическую идею, а ее составной частью будет национальная идея государства справедливости, чести, совести, интеллекта и высокой культуры.
Надо, чтобы наши ребята понимали, что мы, по своей исторической значимости, стоим гораздо выше, чем Запад и Восток. Мы балансировали отношения между этими сторонами.
Мы принесли человечеству больше, чем те же американцы. Мы никого не грабили, не завоевывали, не обращали в рабство, но не раз спасали человечество. А дальше показывали путь, куда двигаться. Например, немцы создали первую баллистическую ракету, чтобы бомбить не только Лондон, но и Нью-Йорк. После войны в руках американцев оказались готовые образцы и главный конструктор Вернер фон Браун. У нас же созданием баллистических ракет занимался Сергей Павлович Королев. И он первым показал их применение для освоения космоса.
То же и с мирным атомом. Американцы создали ядерную бомбу и тут же ее применили. И если бы Советский Союз не ответил созданием собственного ядерного оружия, то американцы и сегодня швыряли бы свои бомбы по всему свету. Но мы, создавая свое оружие, явили миру первую атомную электростанцию и первый атомный ледокол «Ленин».
Сегодня мир пришел к очередному историческому тупику, и если эта западная модель развития, а на деле — деградации, будет двигаться, то человечество ждет катастрофа.
— Как, на ваш взгляд, сегодня идет патриотическая работа с молодежью в ДОСААФ России?
— Такая работа сегодня идет в добровольном обществе, но, ввиду ограниченности ресурсов, в ней есть большие недостатки. Мы увлекаем ребят в патриотическую сферу прежде всего работой с оружием и техникой. Но это оружие и техника немного устарели, отдельные образцы — лет на пятьдесят. И здесь нужно рассказывать ребятам, каким оружие будет завтра, когда они станут взрослыми защитниками Отечества. Какую-то информацию можно доводить до них на доверительной основе. Мол, этого еще нет в печати, но мы вам расскажем о перспективных образцах вооружений, которые скоро появятся в нашей армии.
Второй момент — практику ознакомления с военной техникой нужно сопровождать глубокой исторической мотивацией. Чтобы ребята не на Запад смотрели, а сравнивали себя с нашими героями. И у нас еще сохранились интеллектуалы, которые могли бы создать необходимые пособия, в которых тезисно и кратко будет изложено — чей ты наследник. Нужно думать и о том, что ДОСААФ — это не только организация, которая готовит молодых людей к вооруженной защите. Министр обороны США Уильям Перри говорил мне, что не мог понять, как население СССР, по большей части сельское, малограмотное, и вдруг садилось за рычаги танков, за штурвалы самолетов. Вот что совершил ДОСААФ, в то время бывший ОСОАВИАХИМом. Добровольное общество сформировало военное единое сообщество. В сознании людей того времени это была территория военного братства. Сегодня тоже нужно сформировать территорию братства защитников Отечества.
И еще нужно понимать одно — что бы мы ни говорили о патриотизме, какие бы лекции ни читали и военно-спортивные игры ни проводили, пока ребята не будут слышать правды о внутреннем состоянии России, они верить нам не будут. Потому что мы рисуем некий идеальный образ России, но они приходят домой, в семью и видят, что происходит в стране. Внешняя политика нашего государства в целом правильная, но внутри страна разлагается! И нужно такое братство людей, такой их слой, который бы изменил эту ситуацию. Политические партии не смогут ничего сделать, а вот эта прослойка, знакомая с оружием, воспитанная патриотически и знающая историю, — вот кто поднимется на поверхность и изменит ситуацию в стране. Досаафовцы должны стать настоящей силой, чтобы через два-три года действительно сказать свое слово и пойти за Россию.
Павел Настин.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ