«Воспитание патриотизма — дело тонкое»
Сергей СТЕПАНЧЕНКО, член Попечительского совета ДОСААФ России, народный артист России
— Сергей Юрьевич, как вы считаете, в достаточной ли мере сегодня отражается тема патриотизма в нашем искусстве?
— Думаю, что достаточной или излишней эта мера не будет никогда. Но я вижу, что в последнее время произошли позитивные подвижки. Заметно какое-то оздоровление на этом пути. Появилось много хороших патриотических проектов. Поэтому сказать, что деятели искусства на этом направлении бездействуют, нельзя.
Вообще воспитание патриотизма — задача достаточно тонкая. Каждую минуту в нашей стране рождаются новые люди, и каждому человеку нужно уделить свое внимание, до каждого достучаться и объяснить значение любви к своей стране. И делать это нужно не каким-то менторским, назидательным тоном, а по-человечески, кинематограф ли это, книги или встречи с людьми, соприкасавшимися с тонкими, деликатными темами патриотизма и любви к Родине в прикладном смысле.
Так что это довольно непростая работа на самом деле. Если она перейдет в фазу рутины, в хорошем смысле этого слова, то я буду рад. Я имею в виду постоянную, ежедневную работу, когда людям будут доступным языком объяснять, что есть хорошо, а что — плохо.
Говорят, что любовь к Родине начинается с семьи, но ее для патриотического воспитания человека часто бывает недостаточно. Мы храним наши семейные ценности, большинство людей понимает, что надо любить и беречь своих близких. А вот чтобы человек относился к своей Родине хотя бы с пониманием, вот тут надо потрудиться.
— Большое количество патриотических произведений искусства и вообще патриотическая работа с российской молодежью сегодня во многом ориентируется на подвиг советского народа, победившего в Великой Отечественной войне. Как вы полагаете, на какие темы, помимо Великой Отечественной войны, стоит обратить внимание?
— Что касается Великой Отечественной войны, то, как сказал один умный человек, «я бы каждого человека, побывавшего на войне, считал бы героем». Я много раз задумывался, как это — подниматься из окопа в атаку, когда кругом свистят пули. Вот один человек поднялся и упал, вот второго убило осколком. А идти в наступление необходимо. И следующая пуля прилетит в тебя. Не знаю, как бы я себя повел в такой обстановке. Может быть, я вжался бы в землю, хоть ломом выковыривай. Однако люди поднимались и шли. И в этом просто непостижимый героизм наших победителей.
Я считаю, что о простом солдате мало сказано, хотя фильмов снято много. Но никогда их не будет достаточно. Потому что с точки зрения кинематографа эта тема очень интересная. Конечно, и о мирной жизни и работе каких-нибудь инженеров можно снять интересный фильм, но боевая составляющая придает кинематографу, книгам ту остроту, которую не так часто найдешь в обычной жизни.
И сегодня есть место героизму. Природа проводит с нами такое количество экспериментов планетарного масштаба, что работы с избытком хватает всем доблестным службам, стоящим на защите безопасности народонаселения. У нас сейчас почти ни одна новостная передача не проходит без участия МЧС и других служб, призванных бороться с разгулом стихий. Природа не даст нам «скучать», и потребность в мужественных парнях и девчатах будет всегда.
— Вы состоите в Попечительском совете ДОСААФ России. Как сегодня развивается добровольное общество?
— Приглашение в Попечительский совет ДОСААФ стало для меня большой честью. Там собраны потрясающие люди, каждый из них сам по себе уникальное явление. А что касается развития ДОСААФ, то в какой-то момент добровольное общество немного «поджухло» и было непонятно — есть оно или нет. Все советские институты стали куда-то исчезать. Непонятно было — вернется оно или не вернется. Это добровольное общество, а судьба общественных организаций в рыночном мире довольно шаткая. Но он выжил, реанимируется и все до этого утраченные функции возвращаются в ДОСААФ.
Например, автошколы ДОСААФ отличаются «зверством» в обучении водителей, и это хорошо. Водители, как врачи и как летчики, — это профессия, от которой зависят жизни людей. Есть и много других специальностей, которым научить могут, пожалуй, только там. Я бы призвал поддержать ДОСААФ финансово. Потому что без материальной базы это не то. Нужны новые автомобили, самолеты, современные тренажеры. Педагоги, в конце концов, чтобы они не бедствовали. Я считаю — добровольное общество нужно поддерживать.
Когда я учился в школе, ребята, которые были года на три старше меня, помню, занимались в кружках ДОСААФ. Помню, как силами этой организации устраивались военно-спортивные игры, та же «Зарница». Мы бегали с деревянными автоматами, но с каждым отрядом находился солдат с настоящим оружием, пусть и заряженным холостыми патронами. На этих играх мы учились основам тактики, в основном постигали основы ремесла войскового разведчика. Надо было захватить знамя, мы проявляли смекалку — и мальчишки и девчонки.
Сейчас в России набирает силу военно-патриотическое воспитание молодежи, но это не милитаризация населения ни в коем случае. Как говорится, хочешь мира — готовься к войне. И если мы будем готовы, то, возможно, это кого-то остановит. А вообще молодой человек, прошедший даже через легкие горнила тех же «Зарниц», начальной военной подготовки, они немного отличаются от тех ребят, которые этого не проходили. Чуть-чуть, но отличаются. Больше в них стойкости, духовитости какой-то.
Беседовал Павел Настин.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ