80 лет соревнованиям по планерному спорту
XII Всесоюзные планерные состязания 1937 года
Из опыта Осоавиахима по организации Всесоюзных планерных соревнований.
В 1930-х годах в СССР планер, кроме спортивного применения, использовался при подготовке парителей и планеристов-буксировщиков, для проведения контрольных и экзаменационных полетов, а также для поддержания летной формы пилотов, уже летающих на самолетах. Такие тренировки в то время производились «вывозным методом» и даже включали выполнение фигур высшего пилотажа. В годы Великой Отечественной войны планеры нашли широкое применение для транспортировки десантников и военных грузов.
Планер летает за счет парения, главным образом на термических восходящих потоках, в любой метеорологической обстановке. В случае несамостоятельного взлета планер или составной поезд планеров буксируется самолетом У-2 и допускает буксировку самолетом Р-5.
XII Всесоюзные планерные состязания (ВПС), открытые 10 июля 1937 года, были проведены в Москве на аэродроме спортивного общества «Спартак» у села Теплый Стан. Руководство состязаниями осуществлялось Управлением авиации Центрального совета Осоавиахима. Это были первые всесоюзные планерные состязания в условиях равнинной местности, где восходящие потоки воздуха всегда слабо выражены. До этого с 1923 года планерные состязания в основном проходили в крымском Коктебеле, где знаменитый авиатор и конструктор планеров К. К. Арцеулов (внук художника Айвазовского) открыл уникальные восходящие термические потоки, необходимые для естественного подъема планеров.
На XII ВПС были представлены команды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), Центрального аэроклуба СССР им. А. В. Косарева (две команды), Гражданского воздушного флота (две команды), Спортивного общества «Спартак» (две команды), Осоавиахима Татарской АССР, Московского областного авиационного центра, Московского городского совета Осоавиахима, Азово-Черноморского краевого Осоавиахима, Ленинградского областного Осоавиахима и Высшей летно-планерной школы (ВЛПШ), находившейся в Коктебеле (в Крыму).
Весь планерный парк прибыл на состязания в составе планерных воздушных поездов. Практика буксировочных полетов советскими планеристами к 1937 году была освоена достаточно хорошо. Всего в состязаниях приняли участие 130 человек, включая технический и обслуживающий персонал. Среди участников были мастера советского планеризма: орденоносцы И. Сухомлин и В. Расторгуев (на снимке), В. Ильченко, Н. Баруздин, Овчинников, И. Коротков, Н. Симонов, Шелест и другие. К перечисленным звездам вскоре прибавились имена З. Дакиневича, К. Егорова, П. Совцова, О. Клепиковой, Н. Макарова, П. Еремеева, Л. Чистякова и Деминой.
Планерный парк на XII ВПС включал: 1) машины рекордного типа, построенные в 1937 г.; 2) планеры, давшие рекорды в прошлом; 3) стандартные учебно-тренировочные аппараты. Из 42 представленных планеров к состязаниям техническая комиссия не допустила только один планер постройки 1935 года из-за технических дефектов.
Команды – участники состязаний были разбиты на два отряда: тренировочный и рекордный. В тренировочный отряд вошли планеристы, не имевшие достаточного опыта в дальних и маршрутных полетах, а в рекордный – пилоты высшей квалификации.
На XII ВПС новых рекордов установить не удалось. Этому было несколько причин, и самая главная из них – плохие метеоусловия. За 18 дней состязаний было только четыре летных дня. К сожалению, недостаточная организованность штабной службы приводила к тому, что и немногочисленные летные дни использовались участниками состязаний не полностью. Аэродром «Спартак» в Теплом Стане, выбранный для проведения состязаний, не удовлетворял поставленным задачам. Небольшая величина площадки летного поля не позволяла производить одновременный взлет нескольких планерных поездов. Плохими подходами к аэродрому можно частично объяснить сравнительно высокую аварийность (семь аварий).
Призы за дальность полета по прямой на одноместных и двухместных планерах были присуждены мастерам советского планеризма И. П. Короткову на планере КАИ-3 – 336 км и В. М. Ильченко на планере «Стахановец» – 249 км. Мастеру советского планеризма Н. Г. Баруздину был присужден приз за высоту полета на планере Г № 7 – 2140 м.
Приз за дальность полета среди женщин был присужден планеристке общества «Спартак» Деминой, пролетевшей на двухместном стандартном планере Ш-10 61,5 км.
В командном зачете первое место получила команда планеристов РККА, второе – ВЛПШ.
Лучшими планерами слета были признаны Г № 7 конструктора Г. Ф. Грошева, «Стахановец» В. И. Емельянова и КАИ-3 Г. Н. Воробьева.
В 1930-х годах в СССР существовал единственный планерный завод, на котором в 1937 году было выпущено 40 стандартных планеров Ш-10 конструкции Б. Н. Шереметьева и 15 планеров марки Г № 7.
На XII ВПС планеру Г № 7 была присуждена первая премия по классу одноместных планеров. Он представляет собой паритель скоростного типа, приспособленный для маршрутных полетов и для полетов на дальность, как с облачными, так и с грозовыми фронтами.
Г № 7 – свободнонесущий среднеплан с большим удлинением, имеющий кабину, закрытую целлулоидным фонарем. Для лучшего сочетания крыла с фюзеляжем в местах перехода крыла сделаны небольшие зализы. Крыло – однолонжеронное, обшитое почти целиком фанерой, что улучшает его аэродинамику. Рули высоты подвешены на шарикоподшипниках конусного типа и позволяют выбирать люфт и регулировать легкость хода рулей. Для уменьшения посадочной скорости на крыле имеются закрылки. На планере установлен радиоприемник.
На одном из серийных планеров Г № 7 В. Л. Расторгуевым незадолго до XII ВПС, весной 1937 года, был трижды побит международный рекорд дальности полета. Международная авиационная федерация (ФАИ) тогда зафиксировала: 7 мая 1937 года В. Расторгуев пролетел 539 км, 12 мая – 602 км и 27 мая – 652 км.
Основные летно-технические данные планера Г № 7 разработки Г. Ф. Грошева 1936 г.
Длина – 6 м.
Размах крыла – 16,8 м.
Площадь крыла – 12,8 кв. м.
Удельная нагрузка – 23,8 кг/м2.
Удлинение крыла – 22 м.
Профиль крыла – измененный Г-549.
Масса – 200 кг.
Максимальное аэродинамическое качество – 28.
Минимальная скорость снижения – V планирования 60 — 90 км/ч.
Журнал «Самолет» в июле 1937 года писал: «Мы надеемся, что практика XII планерных состязаний даст новое направление развитию планеризма в нашей стране и заставит Осоавиахим и другие организации, ведающие планерным делом подготовиться к будущим всесоюзным состязаниям, с еще большим вниманием и серьезностью к такому великому делу, каким является наш учебный, спортивный и рекордный планеризм».
Оценивая общие итоги XII ВПС, следует отметить большую пользу прежде всего с точки зрения обмена опытом ведущих планеристов страны и молодежи в условиях проведения полетов над равнинной местностью. На этих состязаниях окончательно была доказана возможность парящих полетов над равниной.
Исходя из опыта первых равнинных состязаний, было решено подобрать место для будущих трасс планерных полетов в центральных областях России с явно выраженным равнинным рельефом местности, чтобы летать можно было в любом направлении, не боясь поломок при посадке на площадку. Таким местом оказался город Тула. Поэтому в 1938, 1939 и 1940 годах именно там состоялись ежегодные XIII, XIV и XV ВПС.
Программа состязаний изменялась, становилась все более спортивной. В программе появились новые виды упражнений: фигурные полеты с выполнением обязательного и произвольного комплексов, полеты на скорость (гонки по заданному маршруту), полеты на дальность с возвращением на старт. Впоследствии, уже после войны, появились упражнения по прохождению треугольного маршрута в минимальное время. Оставались в программе и традиционные рекордные полеты на открытую дальность и высоту. С годами планеризм, к сожалению, все больше отходил от научно-исследовательской деятельности, меньше стало появляться новых конструкций планеров.
Полковник в отставке С. П. Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ