БМД: броня для «крылатой пехоты»
Эта машина специально разрабатывалась для воздушно-десантных войск, чтобы повысить мобильность и вооруженность десантников на поле боя.
В апреле 1969 года после многочисленных и всесторонних испытаний на полигонах и в войсках на вооружение Советской армии поступила БМД-1 – боевая машина десанта (встречается и другая расшифровка — «боевая машина десантная»). Серийное производство БМД-1 развернулось на Волгоградском тракторном заводе. Производство БМД-1 в первое время шло небольшими партиями, это позволяло оперативно вносить в конструкцию различные изменения, что, несомненно, положительно сказывалось на боевых возможностях машины десанта.
Скоростная, маневренная БМД-1 может преодолевать водные преграды (скорость на плаву 10 км/ч), а самое главное – БМД получила возможность десантирования с использованием парашютных и парашютно-реактивных систем. Машина получилась легкой и компактной, что не было прихотью конструкторов: габариты зависели от размеров грузовых отсеков военно-транспортных самолетов того времени, с которых осуществлялось десантирование.
Основные характеристики БМД-1
Скорость движения:
по шоссе: 61 км/ч;
по пересеченной местности: 45 — 50 км/ч;
на плаву: 10 км/ч;
экипаж – 2 человека;
десант – 5 человек;
Вооружение: 73 мм пушка 2А28 «Гром»; три пулемета ПКТ калибра 7,62; три ПТУР 9М14М «Малютка».
К концу 1972 года уже был накоплен большой опыт десантирования машин десанта с высокой степенью надежности. При этом экипажи БМД десантировались отдельно от машин. У командующего ВДВ Василия Филипповича Маргелова рождается смелая идея – десантировать БМД вместе с экипажем. На протяжении долгого времени эту рискованную идею не удавалось реализовать – не было разрешения на такой опасный и, казалось, неосуществимый проект. Никто в мире не проделывал такого. Но Маргелов добился от командования разрешения на проведение испытаний.
5 января 1973 года самолет Ан-12 поднялся в воздух, на борту была БМД вместе с экипажем. В специальных креслах внутри машины было двое: на месте механика-водителя находился командир экипажа подполковник Леонид Зуев, на месте наводчика-оператора — старший лейтенант Александр Маргелов. Сын прославленного генерала армии Василия Маргелова. Остается только догадываться, что в тот день переживал командующий ВДВ. По свидетельству присутствовавших при испытании, когда проходило десантирование БМД с людьми на борту, Василий Филиппович Маргелов держал в кармане шинели пистолет, заряженный одним патроном… Но все завершилось благополучно, после приземления машина была готова к бою, эксперимент в целом получился удачным.
Основным вооружением БМД-1 является пушка 2А28, точно такая же, как на боевой машине пехоты БМП-1. До снятия с производства в 1987 году было выпущено около 3800 единиц первой машины десанта.
Учитывая опыт эксплуатации БМД-1, комплекс вооружения которой уже становился недостаточным для борьбы с живой силой и бронированной техникой противника, было принято решение о разработке новой машины. В 1985 году на вооружение была принята БМД-2, созданная на базе БМД-1. Новая машина получила автоматическую 30-миллиметровую пушку 2А42 со спаренным пулеметом калибра 7,62 мм, комплекс вооружения БМД-2 такой же, как у боевой машины пехоты БМП-2. Дополнительным вооружением является противотанковый ракетный комплекс «Конкурс». Боевое крещение новая БМД прошла во время боевых действий в Афганистане.
В 1990 году на вооружение Советской армии приняли БМД-3. Разработка велась для замены БМД-1 и БМД-2, находившихся в войсках. Машина имеет оригинальное шасси и унифицированную с БМП-2 башню с комплексом вооружения. Выпускалась БМД-2 вплоть до 1997 года.
Дальнейшим развитием десантируемых машин для «крылатой пехоты» стала БМД-4. Она разработана на базе БМД-3. Боевая мощь выросла в два с лишним раза: на новой машине установлено сразу две пушки, 100-мм гладкоствольная и 30-мм автоматическая.
БМД-4 была принята на вооружение в 2004 году, а через четыре года появилась модернизированная версия БМД-4М.
По сравнению с «четверкой» БМД-4М получила новый дизельный многотопливный двигатель мощностью 500 л. с., ходовую часть с торсионной подвеской, новый корпус.
БМД-4М имеет противопульное бронирование, корпус изготовлен из алюминиевой брони, обеспечивающей достаточный уровень защиты экипажа и десанта. Машину можно десантировать вместе с экипажем с самолета, она умеет плавать, развивая на воде скорость 10 км/ч.
БМД-4М оснащается обновленным боевым модулем, машина вооружена 100-мм пушкой — пусковой установкой, предназначенной для уничтожения бронетехники и живой силы противника. В боекомплект пушки входят осколочно-фугасные снаряды. 100-мм пушка 2А70 с автоматом заряжания используется и как пусковая установка для противотанковых управляемых ракет «Аркан».
Также на машине установлены автоматическая 30-мм пушка 2А72 и пулемет ПКТ.
30-мм автоматическая пушка может эффективно бороться против легкобронированной техники, вести огонь по низколетящим воздушным целям, использоваться для поражения живой силы противника.
Боевой модуль БМД-4М оснащен автоматической системой ведения огня и системой стабилизации вооружения в двух плоскостях. Также на машине имеется установка «Туча» для постановки дымовых завес. БМД-4М состоит на вооружении с 2012 года.
Основные характеристики БМД-4М
Длина корпуса: 6100 мм; ширина: 3110 мм; высота: 2450 мм; масса: 13,5 т;
Мощность двигателя – 500 л. с.;
Скорость: по шоссе: 70 км/ч; на плаву: 10 км/ч; запас хода по шоссе – 500 км.
Вооружение: Нарезная пушка — пусковая установка 2А70 с автоматом заряжания, калибр: 100 мм. Боекомплект: 34 осколочно-фугасных снаряда;
4 ПТУР 9М117М3 «Аркан»; Скорострельность: 10 выстр./ мин.;
Дальность стрельбы: ОФ снарядом: 4000 м; ПТУР «Аркан»: 5500 м;
Автоматическая пушка 2А72, калибр: 30 мм; Дальность стрельбы: 4000 м; Боекомплект – 500 выстрелов.
БМД давно стали неотъемлемой боевой единицей наших прославленных Воздушно-десантных войск. За почти полувековую историю эксплуатации был накоплен огромный опыт в проектировании, производстве и применении машин данного класса.
Сергей Волков,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ