Коктебель – колыбель планеризма
«Едва ли не более важным мне представляется историческое значение Горы (имеется в виду гора Узун-Сырт или гора Клементьева. – Прим. автора). Здесь, где возник отечественный планеризм, где больше десятилетия собирались энтузиасты парящего полета, где творчески возмужали выдающиеся деятели авиационной науки и техники, герои-летчики и создатели космических кораблей, где они раз и навсегда полюбили небо».
К. К. Арцеулов – укротитель злейшего врага авиации – штопора.
Справка:
Коктебель – курортный поселок, расположенный у подножия древнего потухшего вулкана Кара-Даг в юго-восточной части Крымского полуострова. В переводе с тюркского слово «Коктебель» означает «Край голубых вершин». Действительно, окружающие Коктебельскую долину холмы часто покрыты легкой синеватой дымкой, что придает этой местности редкий колорит и красоту.
В окрестностях Коктебеля много природных достопримечательностей и пейзажей, именуемых многими поэтами и художниками.
Коктебель принято считать колыбелью отечественного планеризма. На северо-запад от поселка Коктебель тянется гора Узун-Сырт («длинная спина»), спадающая крутыми склонами в долину Бара-Коль. Южные и северные ветры создают здесь плотные слои воздуха, находящие на гору перпендикулярно склонам, и, встретив на своем пути преграду, обтекают ее (создают «потоки обтекания»), которые частично превращаются в восходящие массы воздуха, способные поднимать и удерживать летательные аппараты на протяжении длительного времени. В то же время пологие склоны горы относительно безопасны для полетов. Природа как будто специально создала здесь условия для запуска и полета планеров. В совершенстве освоив парение в потоках обтекания, когда воздух идет непрерывно вверх, советские планеристы стали осваивать полеты над равнинной местностью.
В период с 1923 по 1934 г. на горе Узун-Сырт (Петра Клементьева с 1924 г.) проводились всесоюзные планерные слеты. Интересной географической особенностью является то, что через гору Клементьева, вблизи Коктебеля, проходит 45-я параллель – условная линия, являющаяся центральной чертой, между Северным полюсом и экватором. Часто ее называют «золотой серединой Земли», подразумевая, что именно здесь самый благоприятный климат, обусловленный большой длительностью летнего дня и достаточным количеством солнечного тепла. Именно благодатного тепла, а не экваториального зноя или северной стужи.
Сегодня мало-помалу возрождается отечественный планеризм. Нас отделяет всего несколько дней от очередного планерного слета, который состоится в Липецкой области в десятых числах августа 2017 г. В связи с этим событием взглянем в историческую подоплеку сегодняшних планерных полетов. Однако сначала остановимся на сути полетов на планере и необходимости не забывать этот способ летания.
Энергия восходящих потоков воздуха дает возможность летать на планере без какого-либо топлива и без единой «лошадиной силы» на огромные расстояния (до тысячи километров), а если вы используете «волновые» потоки воздуха, то можете подняться на 8, 10 и даже на 14 тысяч метров.
Полеты на планерах – великолепная подготовка летчиков. Как показывает статистика, бывшие планеристы, становящиеся впоследствии летчиками, обладают самой отточенной техникой пилотирования, тоньше чувствуют самолет и без значительных повреждений сажают даже огромные лайнеры с остановившимися двигателями на неподготовленные площадки и водную поверхность.
Полеты на планерах дают будущим авиаконструкторам «чувство воздуха», обтекающего летательный аппарат. Через полеты на планерах и их конструирование прошли наши знаменитые авиаконструкторы: А. Н. Туполев (летал на планерах еще до революции) и коктебельцы: С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов и, что особенно примечательно, – главный конструктор ракетно-космической техники С. П. Королев.
В Коктебеле в 1930 г. на его планере был освоен высший пилотаж с выполнением петли Нестерова. После этого летчиков стали обучать высшему пилотажу сначала на планерах.
С. П. Королев впервые в мире запустил планер с реактивным двигателем. По сути это был первый в мире реактивный самолет.
Начинался отечественный планеризм в 1923 г., когда 8 марта появилось «Общество друзей воздушного флота». В него сразу вступили влюбленные в небо энтузиасты авиации, и среди них Константин Константинович Арцеулов.
Самолетов было немного, а летать очень хотелось. Стали строить планеры. Испытать же их можно было только там, где планеру первый толчок даст не лошадь и даже не группа товарищей, буксирующая машину бегом, а сила восходящего воздуха.
Между тем Константин Арцеулов помнил об Узун-Сырте, где шляпа его приятеля поэта Максимилиана Волошина на одной из прогулок была подхвачена воздушным потоком и унеслась сначала вверх, а потом плавно приземлилась на склоне. Этой шляпе летчики в Коктебеле поставили памятник.
Весной и летом 1923 г. шло строительство планеров, а осенью «авиационные птенцы» поехали с К. К. Арцеуловым оперяться и летать в Коктебель.
Таким образом, первые коллективные парящие полеты в рамках Всесоюзных планерных состязаний (испытаний) были организованы осенью 1923 г. на горе Узун-Сырт (специалисты, однако, считают, что это не гора, а горное плато) близ Коктебеля.
Крым – родина К. К. Арцеулова. Он родился 17 (29) мая 1891 г. в Ялте в семье моряка К. Арцеулова, сына Николая Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского. К. К. Арцеулов был не только замечательным летчиком, но и художником. Его картины вы можете увидеть в Центральном доме авиации и космонавтики на ул. Красноармейской в Москве.
В Коктебеле осенью 1923 г. были представлены десять планеров, на которых после осмотра техническим комитетом начались испытательные полеты. Не все полеты были удачными. Но вот 18 ноября 1923 г. был осуществлен рекордный полет Л. А. Юнгмейстера, который продолжался 1 час 2 минуты 30 секунд, что превышало мировые рекорды немецких планеристов 1920 и 1921 гг. Тогда же Л. А. Юнгмейстер первым в СССР совершил посадку на место взлета и продемонстрировал рекордную дальность – 1487 метров.
К. К. Арцеулов, рассказывая о первом слете планеристов, писал: «Всех озадачили и восхитили рекордные полеты Леонида Юнгмейстера. Сам же я летать тогда не мог, так как незадолго до того разбился, испытывая опытный истребитель». Заметим, что это был первый отечественный истребитель Ил-400. К сожалению, неудачный. Испытывался он на Ходынском поле, где сегодня осталась небольшая Аллея Авиаторов, к которой со всех сторон подступил мегаполис.
Планеристы вскоре поняли, что отличное знание техники планерных полетов на потоках обтекания (над Узун-Сыртом близ Коктебеля) и на термических потоках (над любой равнинной местностью) – непременное условие успеха. Освоив эти азы, коктебельцы стали мечтать о новых планерах, спортивном росте, дальних маршрутах, рекордах и чемпионских титулах.
На II Всесоюзные планерные испытания (ВПИ) в 1924 г. было привезено уже 48 планеров. Наличие на испытаниях такого количества планеров свидетельствовало о большой и трудной работе, проведенной за год энтузиастами планеризма.
В 1929 г. при активном участии С. В. Ильюшина на горе Клементьева была открыта первая в СССР Высшая летно-планерная школа. Она была обеспечена 15 учебными планерами и 10 тренировочными парителями (переходный тип планера, необходимый для индивидуальной тренировки еще недостаточно опытных пилотов). В первом наборе было принято 97 курсантов, в следующем – уже 176. В 1933 году планерный парк школы составлял 44 аппарата.
Нельзя не сказать о летчике Петре Николаевиче Клементьеве, в честь которого переименована гора Узун-Сырт. Он разбился 11 сентября 1924 г. на Узун-Сырте на планере собственной конструкции «Комсомолец» с непрочными узлами крепления крыльев – о чем его предупреждал технический комитет, но Клементьев полетел… крылья сложились на высоте 500 метров. Это был его 23-й полет на этом планере.
К 1933 году в СССР насчитывалось 500 планерных кружков, число которых в ближайшие годы было удвоено.
Так в крымском Коктебеле в 1920 — 1930-х гг. зарождался отечественный планеризм.
Полковник в отставке
С. П. Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ