Дмитрий Тимошенко: «Точно помню тот день»
Дмитрий Тимошенко – вице-президент Федерации планерного спорта РФ, призер чемпионатов Европы, мастер спорта международного класса.
Дмитрий Тимошенко точно помнит тот день, когда впервые оказался в мире планеристов. Случилось это 10 октября 1982 года во 2-м Московском городском аэроклубе, когда вместе с другими ребятами он заявил о своем желании научиться летать. Правда, изначально мечта была связана с полетами на самолете, но судьба распорядилась иначе…
— От меня тогда почти ничего не зависело – инструктор, а именно Юрий Владимирович Соткий, просто поделил нас на две группы, я попал к планеристам. Вообще я всегда хотел летать, читал книги про летчиков, планеристов. Помню, когда-то на отдыхе мне попалась книга Олега Пасечника, и хотя она была рассчитана на читателей постарше, я с удовольствием ее прочел. В общем, к своему подростковому возрасту я уже много чего знал о планерном спорте.
— Всегда интересно, как зарождается у человека интерес к полетам…
— Трудно точно определить тот самый момент. А уж определить, когда он наступит у другого человека, практически невозможно. Я, к примеру, так и не смог заинтересовать планеризмом своего внука, которого всегда брал с собой на аэродромы, соревнования, пытался привить ему любовь к небу. Но в любом случае ребенок должен хотя бы раз в жизни посидеть в кабине, потрогать планер руками, позадавать взрослому вопросы, понять, что полеты — это мечта, которая легко может стать реальностью.
— Ваша планерная судьба складывалась удачно?
— В общем и целом да. В аэроклубе мы сразу окунулись в мир теории, потом начали летать. 2-й МАК в те годы был очень мощным аэроклубом — насколько я помню, одних «Блаников» тогда было около 60 (!). И набирали тогда не по 10 — 15 человек, а около 130 ежегодно. Кстати, наш набор оказался довольно удачным – десять человек в дальнейшем связали свою жизнь с авиацией. Это очень хороший показатель для клуба ДОСААФ, где существовали, как вы помните, понятия постоянного и переменного состава. Иными словами, были люди, которые проходили курс первоначального обучения и уходили, не становясь спортсменами, были те, кто продолжал летать и заниматься спортом, а еще была возможность стать штатным сотрудником аэроклубов. Штатным сотрудником становиться не хотелось – хотел стать спортсменом.
Началась спортивная карьера. Спустя два года я поехал на свои первые соревнования, и хотя результат тогда показал очень скромный, но четко осознал одну простую истину — планерист растет только на соревнованиях, а как только он замыкается в рамках аэроклуба, его рост как спортсмена прекращается. Вот почему все последующие годы я с удовольствием и много ездил на самые разные соревнования.
— Однако ваше имя не часто можно встретить в списках участников российских чемпионатов. Почему?
— Во-первых, нет времени, потому стараюсь выбирать самые значимые соревнования.
Я действительно стараюсь больше выступать за рубежом. С 2005 года только дважды участвовал в российских соревнованиях – в этапе мирового Гран-при в Усмани (потому что было интересно) и на Кубке России — 2014 (чтобы войти в состав сборной страны).
В свое время я принял принципиальное решение – расти как планерист, соревнуясь каждый раз с новыми, более сильными противниками. А сделать это можно только на уровне международных соревнований.
— В следующем году собираетесь к нам на Гран-при?
— Наверное, да.
— Скажите, а в Москве сегодня остались действующие аэроклубы, которые могут научить молодежь летать на планере?
— К сожалению, нет. В столице сегодня нет таких клубов, которые предоставляют комплекс обучающих услуг, учат летать и дают возможность человеку проявить спортивные качества.
По совокупности обстоятельств летать на планере в Москве практически негде, за исключением, может, аэроклуба в Шевлино. Остальные либо расположены на значительном расстоянии от столицы, либо перестали функционировать. Понятно, почему многие москвичи приезжают в Усмань на выходные…
— На ваш взгляд, есть ли смысл попробовать более грамотно использовать инфраструктуру ДОСААФ в интересах планерного спорта, или надо пойти другим путем?
— Мне кажется, что инфраструктура ДОСААФ (основные средства: здания, сооружения) сегодня уже не является таким уж лакомым куском, чтобы за нее бороться. А вот авиационная техника до сих пор представляет интерес и ее можно использовать гораздо лучше, чем это делает ДОСААФ.
Что касается Москвы, то здесь почти ничего не осталось. По моим наблюдениям, ДОСААФ в других регионах просто замер в ожидании решений сверху по авиационным видам спорта.
К сожалению, довольно часто верх берет печально знаменитая формула: «Нет полетов – нет проблем». Это отношение появилось не сегодня и даже не вчера – еще в 80-х годах мы на себе ее почувствовали. Поэтому нынешние процессы я не воспринимаю как что-то новое – просто сегодня все гипертрофированно, в значительной степени гротескно. Ситуацию усугубляет тот факт, что организация эта общественная и у нее сложный статус в государственных структурах. В частности, на планерный спорт выделяется крайне мало бюджетных средств. Но надеемся, что ситуацию все-таки можно поправить совместными усилиями.
— Мы часто и с надеждой смотрим на заграницу, где отлажены многие процессы. А по каким законам и правилам живут тамошние планеристы?
— Начну с того, что роль государства там сведена к минимуму. Нет и никаких общественных организаций, которые из благих намерений пытаются окружить планеристов заботой и тотальным контролем.
Я недавно вернулся из Англии, где проходили соревнования, могу рассказать об их системе. Аэроклубы там — это, как правило, объединение людей, которые являются энтузиастами своего дела. Они ничего не ждут от государства и решают все свои вопросы самостоятельно. Единственное, на первых этапах государство на вполне приемлемых условиях передало им в собственность или в аренду аэродромы, которых у него в избытке. В частности, тот аэродром, который принимал в августе чемпионат Европы, — частный, был построен в 1939 году для военных нужд. Сегодня это настолько успешное в коммерческом смысле предприятие, что никакое государственное участие для его существования не нужно. Притом что погодные условия там значительно хуже, чем в Москве или Усмани.
У клуба около 700 членов, планерами уставлены все свободные площадки.
— Может, это связано с более устойчивым финансовым благополучием английских планеристов?
— Почти никак не связано. Я видел широчайший спектр планеров, начиная от самых дорогих и заканчивая очень бюджетными, по цене в полторы тысячи долларов. Кроме того, там совсем не обязательно приобретать планер в собственность – у клуба есть хороший парк, аппарат можно взять в аренду. Это, кстати, одна из статей дохода аэроклуба.
Что характерно, планеристу не надо в других организациях оформлять никаких бумаг. Все можно сделать в родном аэроклубе, где все давно продумано и есть готовые алгоритмы. Там созданы условия, минимизирующие какие-либо сложности, — так, в коридоре здания клуба я видел список врачей, которые в любой удобный для планериста момент могут провести медицинское освидетельствование. Причем требования к здоровью предъявляются на порядок ниже, чем к летчикам-истребителям. Там запросто летают люди с ограниченными возможностями здоровья, подъезжают к планеру на инвалидных колясках – и это вполне в порядке вещей.
— Как вы думаете, почему наша страна пошла по пути запретительных мер и чрезмерного ужесточения норм и правил?
— Ответ очевиден – чиновникам проще «зачистить» территорию, чтобы потом ее безгранично контролировать. А пилоты вообще трудно поддаются контролю – они сели в планер или в самолет и улетели в облака. Как их проконтролировать? Ответ прост – просто не давать им взлетать…
В такой ситуации перспективы у нашего спорта нерадужные. Люди, вышедшие на уровень чемпионатов России и научившиеся зарабатывать деньги, очень скоро поймут, что надо расти дальше, и будут уезжать за границу. Но и там поначалу им будет непросто – дело в том, что у наших спортсменов сравнительно невысокий уровень подготовки. За исключением отдельных мастеров, все достаточно средние – я имею в виду мировой уровень.
— Как вице-президент Федерации планерного спорта России скажите, пожалуйста, существует ли официальная статистика по поводу количества молодежи, занимающейся сейчас планерным спортом?
— Таких данных у нас нет, поскольку ни один аэроклуб не предоставляет нам подобных цифр. А кроме того, как определить, что планерист молод? Это тот, кто юн по возрасту, по времени обучения или достиг 1-го разряда? Сформулировать определение сложно. Но есть другой, более красноречивый показатель – юношеские чемпионаты Европы и мира проходят без нашего участия.
— Можно ли изменить ситуацию?
— Нужна хорошая экономика, вменяемые законы, возможность летать легально, без серьезных бюрократических отягощений. Это единственный способ развивать планерный спорт. Но, боюсь, эти факторы войдут в нашу действительность очень не скоро. К сожалению…
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ