Советские дирижабли 1930-х годов
80 лет назад дирижабль «ОСОАВИАХИМ» побил мировой рекорд германского «Цеппелина»
Весьма популярные в первой половине ХХ века дирижабли начинают сейчас возрождаться в России, но их иногда еще путают с аэростатами. Поэтому напомним, что «дирижабль – это управляемый аэростат», а «аэростат – это летательный аппарат, использующий подъемную силу заключенного в газонепроницаемую оболочку подъемного газа, которым может быть водород, гелий, светильный газ (смесь водорода, метана и угарного газа) и теплый воздух».
24 сентября 1852 года совершил первый полет дирижабль француза Анри Жиффара с винтом, приводимым во вращение от паровой машины мощностью 3 л. с. Управлялся дирижабль с помощью паруса.
Первая попытка возрождения после революции отечественного управляемого воздухоплавания была предпринята в 1920 году. Для начала решили восстановить дирижабль «Астра», который после сборки переименовали в «Красную звезду». 3 января 1921 года этот дирижабль выполнил первый полет.
Вторым советским дирижаблем стал «VI Октябрь», построенный в 1923 году. Его оболочка объемом 1700 м3 была сшита из старых аэростатов. Свой первый полет «VI Октябрь» выполнил 27 ноября 1923 года. Во втором полете выяснилось, что оболочка сильно пропускает газ, и «VI Октябрь» решили не эксплуатировать.
Весной 1923 года к работе по восстановлению дирижаблестроения подключилось Общество Друзей Воздушного Флота (ОДВФ), созданное 8 марта того же года.
Осенью 1924 года под руководством ОДВФ была закончена постройка дирижабля с мягкой оболочкой под названием «Московский химик-резинщик» (МХР). Автором проекта был Николай Васильевич Фомин (советский конструктор свободных и привязных аэростатов и первого советского дирижабля 1869 — 1942 годов).
Дирижабль «МХР» имел объем 2458 м3, длину – 45,4 м, диаметр – 10,3 м. Мощность двигателя составляла 105 л. с., максимальная скорость – 62 км/ч, полезная нагрузка – 900 кг. Первый полет длительностью 2 часа 58 минут «МХР» совершил 16 июня 1925 года под управлением воздухоплавателя В. Л. Нижевского.
Вскоре эстафету организации воздухоплавания в СССР от ОДВФ принял в 1925 году Авиахим, а в 1927 году – Осоавиахим. Однако осенью 1928 года, с прекращением эксплуатации «МХР», дирижаблей в стране не осталось, и учебно-летная работа остановилась.
На помощь пришла газета «Комсомольская правда», по призыву которой начался сбор средств на строительство нового дирижабля. Работы по его изготовлению велись под руководством Николая Фомина.
25 июля 1930 года новый дирижабль был заполнен газом и получил наименование «СССР В-4 Комсомольская правда». 29 августа он отправился в первый полет под управлением Евгения Оппмана (российский и советский воздухоплаватель и дирижаблестроитель 1883 — 1938 годов).
Для того чтобы проследить историю «Комсомольской правды», немного отступим от хронологии событий. 7 ноября 1933 года «В-4» проплыл над Красной площадью, а в марте 1934 года (вместе с «СССР В-2 Смольный») был отправлен по железной дороге на Дальний Восток для участия в спасении челюскинцев. Но из-за опоздания (челюскинцев уже вывезли самолетами) «В-4» возвратили и поставили в эллинг в город Долгопрудный. 10 августа 1934 года в эллинг ударила молния и «В-4» сгорел.
7 декабря 1931 года «База опытного строительства и эксплуатации дирижаблей» была преобразована в «Дирижаблестрой», разместившийся в Долгопрудном. Уже к маю 1932 года «Дирижаблестрой» выпустил три мягких дирижабля – «СССР В-1» (2200 м3), «СССР В-2 Смольный» (5000 м3) и «СССР В-3 Ударник» (6500 м3).
Дирижабли «В-1», «В-2» и «В-3» активно осваивали маршруты агитационно-учебных полетов по всей стране. 7 ноября 1933 года они вместе с «В-4» прошли над Красной площадью.
Глядя на фото дирижаблей тех лет, невольно поражаешься их внушительным размерам. Ясно, что чем больше дирижабль, тем выше его грузоподъемность, но ведь повышается и парусность, и на стоянке (при отсутствии эллинга) дирижабль не застрахован от воздушной стихии.
Так, 6 сентября 1935 года «СССР В-2 Смольный», находившийся на аэродроме города Сталино (ныне – Донецк), был сорван шквалистым ветром со своей временной стоянки. Все 60 якорей «В-2» были вырваны и находились в воздухе, когда за один из тросов ухватился командир дирижабля Николай Гудованцев. Он сумел, подтягиваясь на руках, добраться до гондолы, находившейся уже на высоте 120 м. В гондоле никого, кроме 11 мальчишек, следивших сверху, как экипаж закрепляет дирижабль, не было. Гудованцев на высоте 800 метров запустил двигатели и через 5 часов 45 минут приземлил. Он получил награду – орден Красной Звезды.
В 1933 году перед «Дирижаблестроем» была поставлена задача – освоить производство дирижаблей полужесткого и жесткого типа. Техническую помощь оказали итальянцы. В мае 1932 года в Долгопрудный приехал Умберто Нобиле с 11 специалистами. 27 апреля 1933 года поднялся в воздух первый отечественный полужесткий дирижабль «СССР В-5» (объем 2340 м3).
Заметим, что в 1928 году У. Нобиле предпринял полет на дирижабле «Италия» к Северному полюсу. На обратном пути дирижабль потерпел катастрофу. В спасении оставшихся в живых членов экипажа «Италии» главную роль сыграла советская экспедиция на ледоколе «Красин».
На основе опыта строительства и эксплуатации «В-5» в Советском Союзе приступили к созданию дирижабля с жесткой оболочкой «СССР В-6 Осоавиахим».
Объем «В-6» равнялся 18 500 м3, длина – 104,5 м, диаметр – 18,8 м, оснащен тремя двигателями общей мощностью 720 л. с. Первый полет длительностью 1 час 45 минут «Осоавиахим» осуществил 5 ноября 1934 года под управлением Нобиле. «Осоавиахим» имел пассажировместимость — 20 человек, полезную нагрузку – 8500 кг, максимальную скорость – 113 км/ч, максимальную дальность полета с полной нагрузкой – 2000 км.
С 29 сентября по 5 октября 1937 года «СССР В-6 Осоавиахим» пробыл в полете 130 часов 27 минут. Был побит мировой рекорд продолжительности полета (118 часов 40 минут), принадлежавший германскому «Цеппелину LZ-127».
Одновременно с «Осоавиахимом» был построен дирижабль «СССР В-7 Челюскинец» объемом 9500 м3. В 1935 году построен «СССР В-7бис», а в 1936 году – «СССР В-8» объемом в 10 000 м3. После постройки в том же, 1936 году «В-9» следующий дирижабль «В-10» поднялся в воздух 14 января 1938 года.
В мировой истории дирижаблей были печальные факты. Так, 6 мая 1937 года при выполнении посадки на воздухоплавательной базе недалеко от Нью-Йорка германский пассажирский дирижабль «Гинденбург LZ-129» загорелся, ударившись о причальную мачту, и потерпел катастрофу. Погибли 35 человек из 97 находившихся на его борту, а также один человек наземной команды.
Гибель именно этого дирижабля получила наибольший общественный резонанс и привела к заметной потере интереса к этим аппаратам во всем мире.
Не обошлось без катастроф дирижаблей и в нашей стране. В 1938 году потерпели катастрофу два дирижабля: 5 февраля – «В-6», а 6 августа – «В-10».
В 39 км от города Кандалакша «СССР В-6 Осоавиахим» врезался в гору. Из 19 членов экипажа 13 человек погибли. Целью полета «В-6» был Северный полюс, в районе которого разламывалась льдина под станцией СП-1. Нужно было спасать четырех советских полярников. Полет проходил по устаревшей карте 1906 года выпуска. Внезапно появившаяся среди тумана гора была для экипажа трагической неожиданностью.
6 августа 1938 года на «Дирижаблестрое» в Долгопрудном «В-10» должен был освободить место в эллинге для прилетающего из Ленинграда на замену водорода дирижабля «В-3». «В-10» был выведен из эллинга и поднят в воздух. На борту находился экипаж в составе: Оппман (командир), Василевский (помощник командира), Крестов (бортинженер), Жеглов (старший бортмеханик), Платонов (бортмеханик), Сидоров (бортрадист) и Никитин (пилот). Перед вылетом не были сняты заглушки с выпускных клапанов. День был жарким, водород в оболочке дирижабля нагрелся и расширился. На высоте 1200 м оболочка лопнула. Дирижабль начал падать. Оппман приказал остановить двигатели и выбросить балласт, но «В-10» быстро терял высоту. Парашюты у двух выбросившихся с ними членов экипажа из-за недостатка высоты не успели раскрыться. «СССР В-10» упал в районе поселка Бескудники. Экипаж погиб. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
8 февраля 1940 года в связи с предвоенной обстановкой правительство СССР решило временно законсервировать строительство и эксплуатацию дирижаблей.
Тем не менее строительство дирижаблей понемногу продолжалось даже в годы войны. Так, в 1942 году построен дирижабль «СССР В-12 Патриот», который использовался для доставки водорода к учебно-десантным аэростатам. Для транспортировки водорода использовался дирижабль «Победа» (построен в 1944 году). В 1947 году выпущен дирижабль «СССР В-12 бис». Далее в строительстве отечественных дирижаблей наступила многолетняя пауза.
В настоящее время в Российской Федерации строятся дирижабли различного назначения.
Сергей ЕЛИСЕЕВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ