Деление на три
В январе 1948 года было принято постановление Совета Министров СССР, согласно которому ОСОАВИАХИМ разделялся на три самостоятельные оборонные организации. Ими стали Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Всесоюзное добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ) и Всесоюзное добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). Реформа была направлена на то, чтобы изучение военного дела лучше учитывало специфику видов Вооруженных сил. Однако со временем руководители всех трех организаций убедились, что правильнее было бы вновь объединить усилия.
***
В ДОСАВ к работе приступил один из первых Героев Советского Союза – прославленный летчик генерал-лейтенант Николай Каманин (23.03.1948 — 20.08.1951). На протяжении года и четырех месяцев он возглавлял оргбюро, затем – центральный комитет структуры. Николай Петрович вошел в историю отечественной авиации еще в 1930-е годы благодаря операции по спасению челюскинцев, совершил немало подвигов во время Великой Отечественной войны, в дальнейшем стал организатором подготовки первых советских космонавтов. Поэтому эти отрезки его биографии всегда освещались более широко, чем период в оборонной организации.
26 марта 1950 года был утвержден флаг ДОСАВ, которому в уставе давалось следующее описание: «Флаг Общества представляет собой красный прямоугольник. На нем в форме равнобедренного треугольника помещен спортивный авиационный вымпел с элементами раскраски знамени Военно-Воздушных Сил. В центре спортивного вымпела, откуда по голубому фону идут желтые лучи, помещена эмблема общества. Отношение ширины флага к длине 1:2. Флаг крепится стороной основания треугольника к красному древку, завершенному плоским металлическим наконечником лирообразной формы, в центре которого помещена пятиконечная звезда». Тут же давалось и описание эмблемы: «Голубой щит, на котором изображен летящий самолет и спускающийся парашют. Сверху на щите — пятиконечная красная звезда с серпом и молотом в середине и под ней надпись «СССР». В нижней части щита — позолоченные колосья, шестерня и красная лента с надписью ДОСАВ».
В подчинении ДОСАВ СССР находились Центральный аэроклуб СССР имени Валерия Чкалова, Центральная планерная школа, Центральная база, Харьковский авиационно-технический склад, ремонтно-строительные конторы, Центральный дом авиации, Центральная объединенная летно-техническая школа, Центральная авиационная лаборатория, автотранспортная служба. Но с инфраструктурой на местах было сложно. Например, в Тюмени под клуб добровольного общества отдали разрушенное здание Крестовоздвиженского храма. Похожая ситуация наблюдалась и в Гродно, где совместным постановлением бюро обкома компартии и облисполкома приняли решение: «Предложить председателю Гродненского городского Совета депутатов трудящихся т. Тихончуку передать колокольню бывшего костела на Советской площади обществу ДОСАВ для организации и оборудования парашютной вышки».
Николаю Каманину приходилось заниматься глобальными вопросами, и неслучайно на приведенной здесь фотографии запечатлен его приезд в августе 1948-го в Ташкент, где состоялась конференция в связи с образованием ДОСАВ в Узбекской ССР. Поэтому стоит ли удивляться, что на частные проблемы у него не хватало времени? Инженер-испытатель и парашютист Светлана Сергеева в книге «Пока бьется сердце» вспоминала, как в сентябре 1949-го отправила письмо председателю ЦК ДОСАВ со словами: «Я хочу стать пилотом, но меня не принимают в аэроклуб». И была обижена, когда Каманин, процитировав строки в одном из выступлений, не «нажал» на подчиненных. Но в принципе в то время характеристика даже от местного подразделения ДОСАВ имела вес, например, при зачислении в Московский авиационный институт.
Организация постепенно развивалась. В Центральный аэроклуб для ее нужд поступила первая партия самолетов Ан-2, в августе 1950-го планеристы после десятилетнего перерыва провели Всесоюзные состязания в Чкаловской области (ныне Оренбургская), где в числе участников были команды Центральной планерной школы, московского областного и городского комитетов, Украинского республиканского комитета ДОСАВ. При ЦК функционировала секция истории авиации и воздухоплавания, и по всей стране можно было увидеть плакаты с призывом: «Будьте летчиками и парашютистами! Вступайте в ДОСАВ (добровольное общество содействия авиации)!»
***
О существовании другой организации до сих пор напоминает московская топонимика: на территории района Южное Тушино есть проезд Досфлота. Само Всесоюзное добровольное общество содействия флоту возглавляли два специалиста: контр-адмирал Александр Николаев (23.03.1948 – август 1949 г.)* и вице-адмирал Иван Голубев-Монаткин (август 1949 г. — 20.08.1951)*. Александр Андреевич, видный политработник ВМФ, за два месяца до своей кончины передал полномочия руководителя оргбюро первому заместителю, а в сентябре того же года Иван Федорович стал уже председателем ЦК ДОСФЛОТ.
Флагом организации, утвержденным 26 марта 1950-го, являлось голубое полотнище с голубым андреевским крестом на белой подкладке. В центре был изображен синий (на некоторых плакатах — металлического цвета) адмиралтейский якорь в золотом венке, на веретене якоря — развевающийся кормовой флаг ВМФ образца 1935 года. Ниже красная лента с надписью «ДОСФЛОТ».
Можно предположить, что из трех «наследников» ОСОАВИАХИМа флотскому было труднее всего становиться на ноги. Например, в Ставропольском крае отделение ДОСФЛОТ вообще не создали, хотя ДОСАРМ и ДОСАВ здесь прописались. Автор исследования «Оборонно-массовая работа в Чувашии в 1946 – 1951 годах» Олег Андреев отмечал: «В Чувашии организационная работа по созданию ДОСФЛОТа, в отличие от других регионов, развернулась с большим опозданием. К тому же работа проходила при полном отсутствии штатных работников, а мероприятия проводились малочисленным составом из числа запасников ВМФ на крайне слабой материальной базе и при отсутствии соответствующей литературы». К слову, и собственного издательства у этой организации не было: на пособиях «Простейшие двигатели для морских моделей», «Эксплуатация морского модельного компрессионного моторчика «МК-16», «Модель линейного корабля», «Модель эсминца» и им подобных стояла марка «ДОСАРМ».
Трудности становления по всей стране объяснялись объективными причинами: с одной стороны – послевоенной разрухой, с другой – условиями, когда еще не были определены штаты и не сформирован аппарат, а при приеме в члены организации руководствовались временными положениями. Тем не менее в августе 1950-го удалось провести Всесоюзные соревнования морских моделей, постепенно создавались военно-морские клубы и водные станции, шло обучение членов общества плаванию, гребле, парусному спорту.
***
Руководителем ДОСАРМ стал Герой Советского Союза генерал-полковник Василий Кузнецов (17.04.1948 — 20.08.1951). На эту должность военачальник, отличившийся в ходе Берлинской операции, был назначен после службы в Группе советских войск в Германии. До начала сентября 1949-го он возглавлял оргбюро, затем стал председателем центрального комитета общества.
26 марта 1950-го были утверждены устав и флаг организации: на малиновом полотнище можно было увидеть эмблему — звезду с серпом и молотом, а внизу красно-бело-красную ленту.
Как уже упоминалось выше, именно в издательство «ДОСАРМ» было преобразовано в 1948-м по решению правительственной комиссии издательство «ОСОАВИАХИМ». В отчетный период здесь не только продолжал выходить созданный ранее журнал «Радио», но и появились новые периодические издания — «Военные знания» (с 1949-го), «Крылья Родины» (с 1950-го). Разумеется, тиражировались агитационные плакаты вроде «Вступайте в кружки минеров ДОСАРМ!». В то же время оно выпускало и брошюры по темам, напрямую не связанным с оборонными задачами. В частности, в серии «Библиотека юного конструктора» выходили пособия в помощь молодежи, интересующейся как радиотехникой или авиамоделизмом, так и принципами работы простейших электростанций.
Часть подразделений Добровольное общество содействия армии унаследовало от своего предшественника: например, в Петрозаводске автомотоклуб ОСОАВИАХИМ Карело-Финской ССР преобразовался в автомотоклуб ДОСАРМ Карело-Финской ССР. Но возникали и новые — такие, как Орловский автомотоклуб ДОСАРМ, который отсчет своей деятельности вел с 1 марта 1949-го.
Святослав БОРИСОВ.
* Точная дата приказа не установлена.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ