Настоящая легенда — вертолет Ми-8
«Красивая машина хорошо летает».
Михаил Леонтьевич Миль.
Современную авиацию невозможно представить без винтокрылых машин – вертолетов. Эти летательные аппараты имеют ряд преимуществ перед самолетами. Главным достоинством вертолетов является способность взлетать и садиться вертикально, благодаря чему они способны перевозить громоздкие грузы на внешней подвеске или выполнять монтажные работы. К тому же для взлета-посадки вертолету достаточно сравнительно небольшой площадки.
Первый документ, в котором употребляется слово «вертолет», это протокол заседания Технической комиссии Центрального Совета Осоавиахим от 8 февраля 1929 года. Происхождение самого слова «вертолет» имеет несколько версий: по одной авторство принадлежит Николаю Ильичу Камову, известному советскому авиаконструктору, создателю знаменитых вертолетов серии «Ка». По другой версии это слово придумал другой наш соотечественник, писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев.
Сама идея вертикального полета появилась очень давно, упоминания о вертикально летающем аппарате появились еще в Древнем Китае. И на одном из чертежей Леонардо да Винчи изображен некий летательный аппарат с большим винтом. Михаил Васильевич Ломоносов также интересовался принципом вертикального полета.
Так или иначе, построить машину, способную оторваться от земли, удалось только с использованием в качестве силовой установки в летательном аппарате двигателя внутреннего сгорания.
Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолете, был французский механик Поль Корню, который в ноябре 1907 года смог на аппарате собственной конструкции подняться в воздух на высоту полметра и провисеть в воздухе 20 секунд.
В разных странах стали создавать собственные конструкции вертолетов. В России таким изобретателем был известный авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, в период 1908 — 1909 годов построивший два вертолета.
В Советском Союзе работы по конструированию вертолетов начались в 1926 году с созданием в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) «геликоптерной группы» под руководством авиаконструктора Алексея Михайловича Черемухина. В 1930 году результатом работы группы стал летательный аппарат ЦАГИ-1ЭА, в первый полет отправившийся в сентябре 1930 года.
В 1947 году в Подмосковье было создано авиационное предприятие, которое занималось проектированием вертолетов. Это предприятие, созданное конструктором Михаилом Леонтьевичем Милем, включало в себя опытно-конструкторское бюро, производство, летно-испытательную базу. Первым вертолетом, выпущенным на этом предприятии, стал Ми-1. Эта машина, пилотируемая летчиком-испытателем Матвеем Байкаловым, впервые поднялась в воздух в 1948 году. Многоцелевой вертолет Ми-1 стал первым серийным отечественным вертолетом.
В начале 1950-х годов перед конструкторами была поставлена задача в предельно малые сроки создать вертолет, способный перебрасывать десант и военную технику. Сложная задача была успешно решена в ОКБ Миля. Менее чем через год после начала работ новая машина была готова. Это был вертолет Ми-4 — первый военно-транспортный вертолет Вооруженных сил СССР и первый серийный советский вертолет, оснащенный бортовым вооружением.
Внешне этот вертолет напоминал американский S-55 компании Сикорского, но по характеристикам Ми-4 превосходил заокеанскую винтокрылую машину, в частности по грузоподъемности. Первый полет на Ми-4 в июне 1952 года был совершен летчиком-испытателем В. В. Винницким. В конце того же года началось серийное производство Ми-4, которое продолжалось до 1968 года.
К концу 1950-х годов в составе ВВС СССР было уже несколько вертолетных дивизий вертолетов Ми-4. Многоцелевой военно-транспортный Ми-4 был способен доставить 16 десантников, автомобиль или артиллерийское орудие. Вертолет Ми-4 неоднократно совершенствовался, в конструкцию машины вносились изменения и модификации.
Во второй половине 1950-х годов настало время для замены Ми-4, началась разработка перспективного многоцелевого вертолета. Новая машина должна была получить новую компоновку с целью более рационального использования внутреннего пространства вертолета. К тому же машину было решено оснастить газотурбинной установкой вместо поршневого двигателя. Проектируемый вертолет получил название Ми-8.
На этом вертолете было решено разместить силовую установку наверху корпуса, что позволило увеличить объем грузового отсека. Кабина пилотов получила остекление большой площади, что значительно улучшило экипажу обзор.
Вертолет Ми-8 выполнен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным несущим винтом и трехлопастным рулевым винтом и двумя газотурбинными двигателями. Выбор газотурбинного двигателя в качестве силовой установки был обусловлен выдвинутыми заказчиком требованиями по экономичности.
Фюзеляж вертолета, являющийся силовым элементом конструкции, состоит из носовой части, центральной части, хвостовой балки и концевой балки с обтекателем. Вертолет оборудован противопожарной системой, противообледенительной системой и системами отопления и вентиляции.
В носовой части вертолета расположена кабина экипажа. Грузовая кабина вертолета рассчитана на транспортировку груза массой до 4 тонн и снабжалась откидными сиденьями, на которых могли разместиться 24 пассажира. По желанию заказчика на вертолет устанавливалась система для транспортировки грузов на внешней подвеске. Шасси вертолета трехопорное, выполнено неубирающимся. Силовая установка Ми-8 состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью 1250 кВт. Такая схема была выбрана неслучайно – при выходе из строя одной турбины двухдвигательной силовой установки второй двигатель автоматически выходил на максимальный режим, благодаря чему вертолет мог продолжать полет, причем без снижения скорости и потери высоты.
Первоначально министерство обороны не торопилось принимать новый вертолет на вооружение, основным эксплуатантом Ми-8 был «Аэрофлот». Гражданские специалисты высоко оценили новый вертолет, был сделан заказ на большую серию машин.
Но после триумфа вертолетов КБ Миля на авиасалоне в Ле Бурже военные обратили более пристальное внимание на вертолет Ми-8, обладавший великолепными характеристиками. Вертолет начал поступать для нужд ВВС в различных вариантах: многоцелевой Ми-8 стал использоваться как транспортный, десантный, медицинский вертолет, в качестве летающего командного пункта и даже для установки минных полей. Ми-8 умел практически все, было создано множество модификаций машины. Этот вертолет стал применяться во всех родах войск. Так, для нужд военно-морского флота на базе Ми-8 был сконструирован вертолет-амфибия Ми-14, который мог садиться на воду даже при волнении 4 балла. Ми-14 мог нести глубинные бомбы и эффективно охотиться за подводными лодками противника.
Ми-8 получил и международное признание, эксплуатантами вертолета являлись и являются десятки стран мира, за годы производства выпущено более 12 тысяч вертолетов Ми-8 различных модификаций.
Модернизация Ми-8 продолжается и в наше время, настолько удачным получился вертолет. В рамках гособоронзаказа в войска поступают транспортно-штурмовые вертолеты Ми-8АМТШ, разработанные на авиазаводе в Улан-Удэ в сотрудничестве с МВЗ им. М. Л. Миля. Этот вертолет предназначен для борьбы с бронированными целями, для поражения живой силы противника, перевозки десанта, грузов, раненых, а также выполнения поисково-спасательных операций. Ми-8АМТШ может быть оснащен комплексом управляемого вооружения, к тому же вертолет получил усиленную бронезащиту и радиоэлектронное оборудование, позволяющее вертолету совершать полеты в сложных погодных условиях и в любое время суток. По мощности вооружения Ми-8АМТШ приблизился к ударному вертолету Ми-24. Последний, кстати, был создан на основе конструкции Ми-8.
Ми-8АМТШ может быть переоборудован из боевого варианта в десантно-транспортный, причем на это не потребуется много времени. В десантном варианте эта модификация вертолета может перевозить 34 десантника со снаряжением.
Экипаж вертолета состоит из трех человек: командир экипажа, летчик-штурман и бортовой техник. При эвакуации пострадавших и проведении спасательных работ на борту вертолета могут находиться медики и спасатели.
Летно-технические характеристики Ми-8АМТШ-В
Максимальная взлетная масса — до 13000 кг; полезная нагрузка внутри грузовой кабины — 4000 кг; полезная нагрузка на внешней подвеске — 4000 кг; максимальная скорость полета — 250 км/ч; практический потолок — 6000 м; дальность полета: с максимальной взлетной массой — 580 км, с двумя дополнительными топливными баками — 1065 км; силовая установка — 2 двигателя ВК-2500, мощность на чрезвычайном режиме — 2х2700 л. с.
Дорогу в небо получило много машин ОКБ М. Л. Миля, но разработанный более полувека назад Ми-8 стал поистине легендарным и остается одним из самых популярных, по праву входя в число наиболее массовых вертолетов в истории мировой авиации. Вот и в этот момент где-то на планете вертолет Ми-8 перевозит пассажиров, выполняет боевую задачу или несет трудовую вахту.
С. Волков,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ