Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ — что это такое?
Недавно с одним из студентов Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана автору этих строк удалось побывать на Московском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ. Нам показалось, что об этом предприятии было бы интересно узнать и читателям «Вестей ДОСААФ». Поэтому, основываясь на своих впечатлениях и не без помощи вездесущего Интернета, из-под пера автора появилась эта статья.
МАРЗ находится в 20 минутах езды от Москвы. Его история начинается с 1939 года, когда были созданы Московские областные авиационно-ремонтные мастерские Главпромснаба ОСОАВИАХИМа (далее – Мастерские).
Мастерские разместились поначалу в здании фермы, имели примитивное оборудование, печное отопление, бытовое энергоснабжение.
К концу 1940 года Мастерские выпускали из ремонта до пяти самолетов У-2 (По-2) в месяц, при штате работающих 60 – 65 человек.
С лета 1941 года до 23 декабря 1944 года Мастерские находились в составе ВВС Красной Армии. С 28 января 1945 года возобновляется производственная деятельность на гражданском поприще.
С 1947 по 1959 год в Мастерских были построены самолеторемонтный, мотороремонтный, механический, гальванический и вспомогательный цеха, а также: гараж, котельная, столовая, пожарное депо, два склада, объекты водоснабжения и канализации, электроподстанция, внутризаводские и подъездные пути. Увеличился и штат предприятия. Возрос объем выпускаемой продукции, расширился ее ассортимент, было освоено восстановление ряда новых образцов авиационной техники (АТ). Кроме того, Мастерские стали изготавливать товары для первичных организаций ДОСААФ: сборные авиамодели, микродвигатели для моделей, шомпола для малокалиберного оружия, водноспортивное имущество и др. К примеру, с 1959 по 1990 год заводом было выпущено более миллиона микродвигателей МК-12В, МАРЗ-2,5, ЦСТКАМ-2,5Д и «Тайфун».
С 28 марта 1955 года Мастерские стали называться «Московская авиационно-ремонтная база (МАРБ) ДОСААФ».
С 1964 года МАРБ освоила ремонт вертолетной техники. 26 апреля 1966 года она была переименована в Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ.
Наряду с плановой работой завод готовил авиатехнику для проведения воздушных парадов и чемпионатов. Так, при подготовке к чемпионату мира по высшему пилотажу 1966 года на МАРЗ совместно с КБ А. С. Яковлева были проведены глубокие доработки самолета Як-18П. На этот самолет заводчане установили новый двигатель АИ-14РФ мощностью 300 л. с., кабина была сдвинута назад с тем, чтобы летчик мог видеть крыло на фоне горизонта, а также землю за крылом. Примечательно, что такое расположение кабины спортивного самолета стало непременным конструктивным решением для мирового самолетостроения. Трехколесное шасси самолета стало полностью убираемым. Были выполнены и другие существенные усовершенствования Як-18П. В результате появился новый спортивный тип: Як-18ПМ. Передав новые самолеты спортсменам, МАРЗ внес свой вклад в победу советских летчиков. Все золото чемпионата 1966 года досталось СССР.
Начиная с 1992 года, из-за резкого сокращения заказов и финансирования со стороны Российского общества содействия труду и обороне (РОСТО), МАРЗ стал дополнительно ремонтировать авиатехнику сторонних организаций. С 1994 года МАРЗ становится исполнителем заказов гражданской авиации.
Тем не менее к концу 1995 года объем выпуска продукции упал более чем в 2,5 раза. Отсутствие спроса на ремонт двигателей АШ-62 (для Ан-2) практически привело к временному (до 1998 года) прекращению этой деятельности.
С апреля 1998 года сократился спрос на ремонт вертолетов Ми-2. Августовский кризис привел к остановке производства. Тогда завод перешел к полному ремонту Ан-2. К концу 1998 года были отремонтированы первые три самолета. В 1999 году объем ремонта Ан-2 составил уже 35 единиц, а к 2001 году – 54 единицы. Всего с 1998 по 2012 год было отремонтировано 570 самолетов Ан-2.
В 2000 году на заводе был освоен капитальный ремонт агрегатов вертолета Ка-26, основным заказчиком которого выступает авиакомпания «Газпромавиа».
В 2001 году завод приступил к освоению капитального ремонта редуктора ВР-2 вертолета Ми-2. Расходы по освоению окупились в течение 2002 – 2003 годов, когда было отремонтировано в общей сложности 116 редукторов.
Для молодого читателя заметим, что вертолетный редуктор является сложным в ремонте агрегатом. Он предназначен для передачи крутящего момента от газотурбинных двигателей к несущему и рулевому винтам и приводам агрегатов вертолета. В настоящее время завод обладает в России монополией по ремонту редукторов ВР-2. Ремонт и испытания этого важнейшего агрегата проводятся в специально оборудованном помещении на уникальном стенде.
Обработка ответственных деталей осуществляется на координатно-расточном станке, что позволяет снизить себестоимость и сроки ремонта. Используется также станок лазерной резки. Это дало возможность отказаться от приобретения листовых запасных частей.
В 2006 году на заводе был создан участок по изготовлению запчастей Ан-2, ранее поставляемых из Польши. В 2010 году МАРЗ получил право на выполнение капитального ремонта вертолета МИ-8Т и его модификаций.
Если перейти на язык мировой авиации, то можно сказать, что на МАРЗ воздушные суда проходят восстановительный цикл D-check («Д-чек»).
Здесь тоже позволим себе два примечания: во-первых, ремонт – это восстановление исправности авиационной техники; во-вторых, A-check и B-check – это простое (легкое) восстановление, в то время как С- и D-check – сложное (тяжелое) восстановление (периодичность – раз в 5 – 12 лет, продолжительность восстановления 30 – 40 дней, в зависимости от типа летательного аппарата).
В ближайшие годы трудно рассчитывать на появление новых малоразмерных конкурентоспособных отечественных воздушных судов, а потенциал Ми-2, Ан-2, Як-18 далеко не исчерпан.
Помимо ремонта авиатехники, МАРЗ обладает и другим потенциалом. Так, аэропорт Черное, входящий в МАРЗ, имеет грунтовую ВПП размерами 900х65 м, которая позволяет принимать легкие самолеты и вертолеты всех типов.
Для более эффективного использования аэропорта разработан эскизный проект развития его инфраструктуры для авиации общего назначения, проведения массовых мероприятий военно-патриотического воспитания молодежи и развития авиационных видов спорта, создания детско-юношеской планерной школы и клубов авиамоделистов.
На МАРЗ приходят ребята из местных школ. Им показывают, как самолеты и вертолеты ремонтируются, как испытываются. Дети ознакомились с цехами сборки–разборки летательных аппаратов и двигателей, увидели различные станки и мастерские, лабораторию, а главное – узнали, где работают их родители. В целях патриотического воспитания молодежи на МАРЗ планируется создание музея.
В заключение кратко напомним, что МАРЗ ДОСААФ основан в мае 1939 года, с весны 1955 года – Авиационно-ремонтная база ДОСААФ СССР, с апреля 1966 года – МАРЗ ДОСААФ СССР, с января 1992 года – МАРЗ РОСТО, с июля 1999 года – ЗАО «Московский АРЗ РОСТО», с августа 2012 года – ЗАО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ».
МАРЗ может выполнять капитальный ремонт вертолетов Ми-2 и Ми-8 и их модификаций, самолетов Ан-2 всех модификаций, двигателей АШ-62ИР всех серий, редукторов ВР-2, агрегатов вертолета КА-26, компонентов и комплектующих изделий Ми-8МТВ, а также проводить техническое обслуживание самолетов Ан-2, Ан-3, вертолетов Ми-2 и Robinson R44.
МАРЗ – современное предприятие с большими перспективами. Перед заводом ставятся амбициозные задачи, однако сил и средств для их выполнения подчас не хватает.
Как отметил Павел Ненастьев, возглавляющий завод с мая 2015 года, МАРЗ нуждается в притоке на предприятие новых, молодых и энергичных сил – молодежи, которая пока изучает и осваивает авиационную технику в учебных организациях ДОСААФ и технических учебных заведениях России.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ